Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
материал (старшая группа) на тему
Тема: «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон».
ГБОУ г. Москвы
"Школа № 2088 "Грайвороново"
воспитатель группы №5
Власова А.В.
Занятия по математике в нашей группе проходят по методике Л.Г. Петерсон. Занимаемся мы по этой программе второй год. В сентябре месяце в старшей группе было проведено общее собрание с родителями, на котором мы довели до сведения программу и задачи на учебный год. На этом собрании мы объяснили преимущество этой методики по сравнению с методикой Г.А. Корнеевой. Родители согласились с нашими доводами.
В старшей группе мы прошли с детьми курс «Игралочка» (авторы Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасова). Сейчас мы занимаемся по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька….» (авторы Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина).
Главная задача, которую мы ставили перед собой – всестороннее развитие ребёнка: развитие его интеллектуальных и творческих сил, познавательных интересов, качеств личности. Дошкольная подготовка по математике не может ограничиваться простым обучением счёту, приёмам сложения и вычитания, а должна в максимально возможной степени решать именно проблемы умственного и личного развития ребёнка. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций.
Поэтому основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, вариативности мышления, конструктивных умений.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, предугадывать результат своих действий и проверять их и т.д.).
- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математики: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Необходимым условием, определяющим успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. Поэтому новый материал я не даю детям в готовом виде. Он постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна выйти в их жизнь не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. А я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их учебные действия. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами, уровнем развития, предшествующими учебным и житейским опытом, я дифференцирую знания с учётом индивидуальных способностей ребёнка, создают ситуацию успеха для каждого из них. Успешность обучения достигается на за счёт облегчения заданий, а за счёт создания атмосферы увлечённости, психологической комфортности, а также формирования у детей желания и умения преодолевать трудности. Новый материал с отстающими детьми, такими как Настя К., Артём В., Илья Г., Ильгар Г. Я «прохожу» чуть раньше, чем со всей группой. Постоянно поощряю все усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то новое и научиться чему-то новому. С детьми, испытывающими затруднения, занимаюсь еще и индивидуально во второй половине дня, в свободное от занятий время. Прошу родителей привести ребёнка пораньше в сад утром, объясняю ему непонятное. С родителями проходит большая работа. Они активно мне помогают. Если я прошу позаниматься дома со своим ребёнком над заданной темой, они старательно это делают. Интересуются, что мы «проходили», усвоил ли их ребёнок этот материал. На занятии я исключаю отрицательную оценку ребенка и результатов его действий. Сравниваю результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей. Форму занятия я делаю разнообразной, гибкой. Меняю в зависимости от поставленных задач. Для достижения максимальных положительных результатов в развитии всех сторон личности ребёнка использую деятельностный подход в обучении. При этом работа над изучаемой темой не ограничивается только одним занятием математикой. Часть упражнений с детьми выполняем на других занятиях интегрированного типа. Так, временные понятия связываю с материалом по изучению окружающего мира. Там же проводим сравнение величин. На занятиях изобразительного искусства для декоративного рисования можно ввести понятия ритма в узоре, поиски закономерности и нарушения закономерности, продолжение узора и составление узора из геометрических фигур и т.п. Во время прогулок также закрепляю с детьми ряд понятий в естественной, непринуждённой форме. Работаю с детьми индивидуально. Кроме того, часть материала закрепляется дома с родителями. Но при этом я напоминаю родителям, что ребёнка не следует принуждать. Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам великолепно справился с заданием. Особое значение при организации занятия имеет создание проблемной ситуации, которая ориентирует детей на поиск решения. Для решения проблемной ситуации я предлагаю ребёнку такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как сам собой. Тем самым я создаю условия, когда ребёнок активно включается в решение проблемы, а не просто усваивает новый материал, предложенный ему в готовом виде. Обязательным этапом на занятии является организация самоконтроля и самооценки. Навыками самоконтроля дети овладеют в процессе выполнения самостоятельных работ, игр «кто быстрей» с проверкой на занятии, сравнивая собственные результаты с заданными образцами или с работой товарища. Мои задания не сводятся только к работе за столом. Само «открытие» происходит как бы само по себе в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх, при выполнении занимательных упражнений эвристического характера. Я использую трёхчастную структуру занятия. В первой части занятия ставится проблема и дети подводятся к «открытию» нового занятия. При этом важно, чтобы постижение нового сопровождалось действиями детей с предметами, моделями, графическими образами.
Во второй части идёт закрепление нового материала. Здесь важно, чтобы дети решали задания с комментированием, проговариванием решения в громкой речи.
В заключительной части занятия – повторение ранее изученного. Для того, чтобы переключить активности (умственную, речевую, двигательную) я провожу физкультминутки.
Важным этапом работы с детьми является подведение итогов в конце занятия. В течение 2 – 3 минут я акцентирую внимание детей на главных идеях занятия. Это не только упорядочивает знания детей, но и помогает им осознать своё продвижение вперёд, формирует привычку к самооценке. Прошу детей высказать своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудно. Несколько замкнутые дети, такие как Дамир М., Настя К., Оля Ф. обычно участвуют в высказываниях. Я стараюсь вызвать их на разговор, подбадриваю. Эта обратная связь помогает мне скорректировать свою работу на последующих занятиях.
Наряду с заданиями, способствующими формированию основных математических представлений, я включаю логические игры и упражнения, моделирующие важные понятия из области информатики. Возрастные особенности детей 6 -7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему я использую большое количество игровых отношений. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов.
По результатам диагностирования уровень подготовки детей на январь месяц составил 80%. За оставшееся время мы подтянемся по некоторым вопросам и к концу года процент подготовки детей к школе будет выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...
«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».
Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Работа ДОУ по развитию элементарных математичес...
Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений и развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством плоскостного моделирования»
Методический материал (буклет) в помощь родителям. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно формировать у детей математические представления на основе плоскостного моделирования....
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...