Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
материал (младшая группа)

Власова Алла Викторовна

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

     Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон».

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 1367»

воспитатель группы №1

Власова А.В.

     Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

     Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

     Таким образом, основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
  3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
  5. Увеличение объёма внимания и памяти.
  6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
  7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

     Три года – это очень важный возраст в жизни детей. Преодолевается или преодолен кризис 3 лет («я сам»). Ребёнок пробует быть самостоятельным, наивно и неумело, но требовательно заявляет о праве на собственное решение, выбор. Этот возраст можно сравнить с порой цветения. При благоприятных условиях создаются предпосылки для гармоничного развития личности, её «расцвета», а неблагоприятные условия препятствуют успеху или даже вовсе исключают его.

     Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.

     В силу этого учебный материал строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию». Так например, ребёнку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения в перёд.

     Поисковая деятельность - это своеобразная модель жизненной ситуации. Стратегия поведения вырабатывается очень рано и зависит от многих условий. Огромное значение имеет опыт первых лет жизни. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребёнка. Именно здесь зарождается жизненная стратегия, способность адаптироваться к новым условиям, умение воспринимать жизненные изменения как сигнал для активности, а не как причину для тревоги.

     Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребёнка. Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», первые собственные выводы и удивление, горящие глазёнки, и желание узнать «ещё и ещё». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.

     Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

     Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:

     - Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять)

     - Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

     - Исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий.

     - Сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.

     - Принудительное обучение бесполезно.

     Работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребёнка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке – яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.

     Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребёнок выступает в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия.

     В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приёмов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно – временные отношения, простейшие геометрические представления и навыки счета в пределах пяти.

     В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Весёлые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.