Свобода и моральный выбор.
статья (старшая группа) на тему

Федорова Марина Николаевна
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее. Шоу Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_filosofiya.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

    Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

 Шоу Б.

Введение

Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Создавая культуру и общество, человек творит их не только по законам природы, но и по человеческим законам. Преобразуя окружающий мир, человек изменяет его по законам свобод. Свобода – это способность человека определять свое будущее и будущее мира, учитывая законы природы и общества (при чем тут учитывая?) Ребенок не знает законов природы и общества, например в дошкольном возрасте, в начальных классах. Что у них нет и свободных поступков? Животные не свободны в своих действиях. Крокодил и волк не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой – иначе они не выживут. Иное дело человек. Многое в человеке тоже зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Другое дело поступки одних людей по отношению к другим. Они включают в себя свободу как существенную часть. Свобода во многом определяет возможности людей в обществе и помогает выбрать направление деятельности. Только свободный человек является моральным человеком.

Так что же такое свобода и моральный выбор человека, мы попробуем с вами определить эти понятия и разобраться в них.

Свобода

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания.

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура). В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Моральный выбор

С понятием свободы тесно связано понятие «моральный выбор личности». Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между теми нормами, которым следует человек. Это выбор между различными идеалами, к которым он стремиться. В конечном счете, моральный выбор – это выбор между добром и злом, между «хочется» и «нужно». Но в моральном выборе чаша весов склоняется не в сторону притязаний, а в сторону сохранения своего нравственного достоинства. Действовать не по обстоятельствам, а зачастую вопреки им, не идя на беспринципное согласие, а стремясь не отклоняться от высоких моральных ориентиров (как бы это ни было трудно, неприятно, какой бы тебе лично ни приносило ущерб) — это и значит осуществлять правильный моральный выбор. Люди — не ангелы. Как гласит старая пословица, «конь о четырех ногах, и тот спотыкается», поэтому человек не всегда способен «наступить на горло собственной песне» и в любых ситуациях сохранять свое достоинство, оставаться порядочным, совершать нравственные поступки. Но к этому следует стремиться, чтобы за выбор не было стыдно, чтобы «не грызла совесть». Сделать нравственный выбор — дело очень сложное, тем более что подчас его надо делать «здесь и сейчас». Но именно в таких обстоятельствах выявляется моральная крепость человека. Броситься спасать человека попавшего в беду или боязливо отойти в сторону, сказать в лицо неприятную правду или «благоразумно» промолчать, прервать отношения с человеком недостойным и подлым или по соображениям целесообразности продолжать делать вид, что не замечаешь подлость. Все это — ситуации морального выбора, и, к сожалению, мы часто поступаем не так, как надо было бы, оправдывая себя тем, что, дескать, «слаб человек». Моральный выбор — это не рациональная процедура, в ходе которой взвешиваются все «за» и «против» и принимается целесообразное решение, — внутренний порыв, когда все доброе, что есть в душе человека, восстает против зла, каким бы ничтожным оно ни было в данный момент. Обычно моральный выбор связан с тем, какой системы нравственных ценностей придерживается тот или иной человек.

Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении свой жизни очень много. Вот наиболее известные из них.

Во-первых, это выбор между нравственным и безнравственным поведением. Моральный выбор есть результат стойкости его характера. Именно от человека зависит, станет ли он добрым или злым, пойдет ли он по пути добродетели или порока.

Во-вторых, это выбор между своими интересами и интересами других людей. С одной стороны, считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. К сожалению, не все люди, которые нас окружают, являются всегда хорошими и добродетельными. Иногда их интересы противоречат нормам морали. Оставаться нравственным, добродетельным и заботиться о добродетельности других – все это в интересах самого человека. То же касается и общественного мнения, оценок со стороны других людей. В своем поведении человек не может не учитывать мнения других, но если он убежден в своей моральной правоте, то он делает моральный выбор с пользу отстаивания своей позиции.

В-третьих, это выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Люди связаны друг с другом очень сложной сетью взаимных обязанностей и обещаний, некоторые из которых трудно исполнить, не нарушив другой выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если ее сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому очень важно, давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет выбор. Стремление к одной нравственной ценности разрушает другую, возможно, не менее дорогую не менее дорогую. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, но и добродетельный выбор, опираясь как на исторический опыт человечества  в определении того, что есть добро и зло, так и на собственный моральный опыт. Тогда, есть больше шансов, что сделанный выбор принесет меньше вреда другим и себе.

Моральный выбор - проявление моральной свободы и ответственности. 

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда мольные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, ответственность выступает мерой нравственной свободы. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность совершать действия и поступки. Моральные нормы всеобщи и универсальны, индивиды обладают равной автономной волей, поэтому и моральная ответственность должна быть индивидуальна и носить универсальный характер, должна быть связана со свободой как своим условием. Моральная ответственность находится на вершине пирамиды социально-нравственных ценностей и их предпосылкой. Моральная ответственность личности связана не только с ее обязанностями, внешним принуждением, но и с глубоким внутренним убеждением в правильности мотивов действий; она объективно-субъективна.

Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

· ответственность перед самим собой;

· ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

· ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Выбор является вполне человеческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора — более или менее свободного.

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и коллектив.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм.

И та, и другая точка зрения выводят моральный выбор личности за пределы добра и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке; единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает других, формально возможных, вариантов.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

Заключение

Зачастую в нашем сознании понятия о которых мы говорили ранее разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Моральная ответственность — не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным ни было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, ибо это особое качество личности, у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор – это всегда личный выбор. 

Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности – это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять. 

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется  скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым,  для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучать совесть.  Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды

Технология голландской системы личностно-ориентированного образования....

Ситуации морального выбора (старшая группа)

laquo;Ситуация морального выбора» (реальная или воображаемая) - ситуация, содержанием которой является необходимость совершения выбора между альтернативными действиями, (в основе которых...

Методическое объединение "Создание игровых ситуаций и ситуаций морального выбора как средства развития представлений о социальных нормах и культурных традициях общения"

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений    нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и   ограничивалось знакомством с некоторыми...

Организация совместной деятельности валеологической направленности с использованием технологии свободы и выбора.

Концептуальными основами деятельности детского сада  являются валеологические положения о формировании здорового образа жизни человека, приобщение ребенка к культуре семейных и общественных отнош...

Семинар-практикум для родителей.«Свобода выбора или вседозволенность?»

Свобода – это хорошо или плохо? Давайте порассуждаем, ведь это:-возможность проявить свои способности, творчество, индивидуальность;-раскрепощенность, самостоятельность, инициативность, самореал...

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.В нем вы найдете :рассказы,стихотворения,литератур...