Методическое объединение "Создание игровых ситуаций и ситуаций морального выбора как средства развития представлений о социальных нормах и культурных традициях общения"
методическая разработка

Селезнева Елена Николаевна

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений    нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и   ограничивалось знакомством

 с некоторыми нравственными нормами (правилами  вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания  основывались  на  внешнем  воздействии  на ребенка

 (метод убеждения, внушения,  этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания   нравственного   воспитания   должны  стать 

такие  общечеловеческие ценности,  как  добро, справедливость, гуманизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichekoe_obedinenie.doc249 КБ
Office presentation icon metod_obedinenie.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о развитии социальных норм и культурных традиций общения  через создание игровых ситуаций и ситуаций морального выбора.

И у вас сложилось свое отношение к данной теме : кому-то может это не интересно, кто-считает, что все знает, кто-то- - ничего не понимает и т.д.

Выберите листочек того цвета, который, как вы считаете, отражает ваше отношение к данной теме ( на доске нарисовано дерево без листьев, у каждого педагога – конверт с листиками разного цвета)

Вот какое разноцветное дерево получилось:

Синий – вы стремитесь к пониманию, расположены к общению;

Зеленый – самоуверенны, хорошо понимаете данную тему;

Красный – возбуждены, не настроены на восприятие;

Желтый – данная тема вам не очень интересна,.. но все же …;

Фиолетовый – настроены на обсуждение;

Коричневый – боитесь пропустить что-то интересное;

Черный – вам тема не понятна;

Серый – безразличны и безучастны к обсуждаемым вопросам;

Оранжевый – хорошо настроены на работу.

 

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений    нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и   ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами  вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания  основывались  на  внешнем  воздействии  на ребенка (метод убеждения, внушения,  этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания   нравственного   воспитания   должны  стать  такие  общечеловеческие ценности,  как  добро, справедливость, гуманизм.

В современном мире стало более престижно быть безнравственным и посылать свою совесть куда подальше, а еще лучше ее и вовсе не иметь. 

Не секрет, что в этой жизни выигрывают те, у кого нет никаких моральных правил, кроме собственной выгоды  и которые ради выгоды, готовы на все. Зачем же тогда нам нужна нравственность? Уступать место в транспорте, переводить старушек через дорогу, не красть, не обманывать, не совершать других не совсем порядочных поступков. Нужна ли вообще нравственнось? Как вы считаете?

Обмен мнениями.

Представьте себе хаос, лабиринт, гущу леса… И нет никаких подсказок на то, куда нужно идти, чтобы выбраться. Другие люди -  тоже неизвестно – враги или друзья, хорошие они или плохие. Ситуация почти безвыходная. Люди в психотическом состоянии испытывают что-то похожее.

Слайд  Нравственность – это набор ориентиров  в жизни, навигация. И при этом нравственность является ключевой составляющей личности человека, наличие которой свидетельствует о психическом здоровье.

Давайте задумаемся, с кем бы мы хотели общаться, работать, жить. С нравственным человеком или безнравственным?

Умение жить с людьми - это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста, не уповая на то, что всё само собой образуется. Потребность в общении - одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий.  

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры вербального общения, которая взаимосвязана с социальными нормами поведения. Мы будем говорить об общении в широком смысле. Оно включает в себя: вербальное общение, невербальное общение, взаимодействие людей друг с другом (поведение).

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался».

  Поведение человека оказывает непосредственное влияние на возможность и качество его общения с другими людьми. Можно сказать, что если у человека возникают проблемы в общении, скорее всего в этом виновато его поведение. Поведение человека определяет то, как его воспринимают окружающие, а это в свою очередь либо способствует, либо препятствуют установлению контакта между людьми.  Если человек в общении проявляет негатив (грубость, цинизм, насмешку…) вряд ли он будет образцом соблюдения социальных норм поведения.

Поэтому сегодня мы акцентируем внимание на поведенческом аспекте общения,  т.е. интерактивной стороне общения.

Практическое задание

(Приложение 1)

 Слайд Давайте вспомним, какие социальные  нормы необходимы нам для регулирования отношений и культурного общения: (педагогам раздается название нормы, а к нему надо подобрать определение)

    1.  Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий (ритуалы,  обряды).

  1. Нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев.
  2. Нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.
  3. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению
  4. Эстетические нормы — это правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного.  
  5. Нормы общественных организаций – это правилами поведения, регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами.
  6.  Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей.   
  7. Экономические нормы – это правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ.  
  8. Политические нормы — это общие правила поведения, которые регулируют отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти.
  9. Религиозные нормы - это  правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями. В основном с этими нормами дети знакомятся в семье.
  10. Нормы права — то закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. 

Живя в обществе, мы даже не задумываемся, что все эти нормы нам надо соблюдать, чтобы быть культурными, воспитанными, законопослушными. Человек, усвоивший их, действует более четко, уверенно, результативно.

Мы хотим остановиться на общении в широком смысле, основываясь на нормах права.

Возникает естественный вопрос «Зачем право в детском саду?»

Мы увидели в этом необходимость.

Лозунг  «Детство  -  лучшая,   счастливая   пора»   скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для  детей.  Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и безответственного периода детства. На сколько, порой,  ребенку живется  труднее,  чем взрослому.  Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам  и   от того обостреннее  и непосредственнее окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои  желания,  он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию,  ребёнок всё время оценивается дома, в саду, в школе при этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые безнаказанно.  Детские слёзы - часто  слезы обиды и непонимания. Взрослые дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Эти отношения, спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, недоверяющие, наказывающие?

Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках в угоду интересам взрослых.

Как же можно изменить такую ситуацию?

Конечно, педагогическое просвещение родителей одна из приоритетных задач.

Но,  надо самому ребенку помочь осознать, что он  равноправный гражданин и личность.

Оценивая свои права как права человека, ребенок постепенно приобретает свойства правовой культуры, у него происходит становление адекватной самооценки, эмоционального благополучия, формируется способность отстаивать свое достоинство, соизмерять свои желания  с интересами других детей и всего общества. Что является условием успешности, уверенности в себе ребенка, а следовательно, и полноценного развития.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Права ребенка – неотъемлемая часть прав человека. Знакомя ребенка только с его правами, как ребенка, мы будем воспитывать потребительское отношение к жизни «Все должны мне». Права детей должны знать взрослые, чтобы их не нарушать.

 Поэтому за основу нравственно-правового воспитания целесообразно положить «Всеобщую декларацию прав человека».

Слайд Фундамент нравственно-правовой культуры, заложенный в дошкольном возрасте, оказывает большое влияние на становление нравственно-правового сознания человека. Столкнувшись в жизни с жестокими реалиями современного общества, такой гражданин сумеет четко и ясно представить свои права и обязанности и сможет защитить их; это  во многом определяет успешность человека.

В детском саду нами разработана программа «Дошкольник и право», в основу которой положена «Всеобщая декларация прав человека»

Слайд   Суть нравственно-правового воспитания состоит:

- во-первых,  в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена правовой культуры;

- во-вторых, в том, чтобы ребенок поверил в то, что он  такой же равноправный гражданин своей страны, как и все люди, чтобы поверил в свои возможности, и был успешным во всех делах;

- в-третьих, в том, чтобы воспитать, высоконравственную, социально- активную личность.

Слайд       Цель и задачи программы.

Цель:  Формировать основы правового сознания дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

 2. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.        

3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежность, возраста, пола.

 Знакомить детей с тем, что все люди рождены равными, обладающие правами, которые принадлежат человеку от рождения:

  • право на заботу в семье;
  • медицинскую помощь;
  • образование;
  • жизнь и личную неприкосновенность;
  • жилище и собственность;
  • труд и отдых;
  • свободы и тайну личной жизни.

4.Познакомить  детей в соответствующей их возрасту форме с документами по защите прав человека:  Конституция РФ и Всеобщая декларация прав.

5. Развивать социально - коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства.

6.Учить детей замечать в повседневной жизни ситуации, в которых соблюдаются или не соблюдаются нравственно-правовые нормы поведения, соблюдать эти правила в собственном поведении.

7.Побуждать детей высказываться по поводу нарушения прав человека, соблюдения нравственно-правовых норм поведения.

8.Воспитывать нравственно- правовую культуру.

Практическое задание

Из задач мы определили блоки нравственно-правового воспитания (педагоги открывают блоки написанные на доске)

Практическое задание

Чтобы помочь детям ориентироваться в многообразии прав, мы с детьми обозначили их знаками. Давайте распределим знаки к соответствующему праву (педагоги подбирают название права к соответствующему знаку)

Нравственно-правовое воспитание должно естественным образом «входить» в целостный образовательный процесс ДОУ.

Предлагаем схему педагогического взаимодействия направленную на воспитание правовой культуры ребенка:

Раздаточный материал

(Приложение 3)

Непосредственная образовательная деятельность:

  • Специальные занятия по правовому воспитанию дошкольников.
  • Изобразительная деятельность правовой тематики.
  • Интегрированные занятия по развитию речи и правовому воспитанию (работа с текстами сказок, рассказов, стихотворений,  составление продолжений рассказов, рассказов из опыта, творческих)
  • Работа с пословицами и поговорками:

-На чужой кусок не разевай роток.

-Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

-Делу  время – потехе час.

-Болен -  лечись, а здоров – берегись.

-Мой дом – моя крепость.

  • Где дом, тут и хозяин  и т. д.

Непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Диагностика воспитания правовой культуры детей ( первичная, контрольная);
  • Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, анализ его с точки зрения правового поведения (Саша отнял у Иры ее игрушку. Он нарушил ее право на собственность).
  • Игры:

-дидактические («Логическая цепочка» - чередование труда и отдыха, « Кому, что нужно для работы», «Чья игрушка» и др.);

-дидактические упражнения на развитие эмоциональной сферы («Назови ласково», «Пожалей игрушку», «Что хотел бы сказать зайке» и др.);

-игры драматизации («Медвежья семья», «Таня заболела», «Вызов врача» и др.):

-подвижные игры («К своей игрушке беги», «Найди свой домик», «Дружные ребята» и др.);

-сюжетно-ролевые («Семья», «Школа», «Больница»).

  • Рассказ воспитателя («Кто может служить в Армии», «Какие бывают дома», «Что такое собственность» и др.)
  • Чтение художественной литературы (сказки: «Колосок», «Кукушка», «Бычок – смоляной бочок».и др); рассказы: Е. Пермяк «Смородинка», Л Кассиль «Твои защитники»и др.);  стихотворения: Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Игрушки», И. Пивоварова «Тайна» и др.)
  • Беседы и разговоры с детьми на правовые темы, по их интересам.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций ( иллюстрации «Дети Африки», «Дети Китая», «дети России», иллюстрации к «Сказке о Попе и его работнике Балде», к сказке «Чипполино» и др.).
  • Ситуации морального выбора по разрешению проблем (Чернокожий мальчик пришел в группу…, Отняли игрушку…, Таня заболела…)
  • Трудовая деятельность.
  • Работа с моделями.
  • Изобразительная деятельность.
  • Правовые досуги.

Самостоятельная деятельность детей

  • Самостоятельная активность детей:

-работа с литературой, энциклопедиями;

-работа с моделями,

-самостоятельные игры детей,

-общение детей друг с другом.

-самостоятельная изобразительная деятельность.

Педагогический процесс в детском саду по нравственно-правовому воспитанию строится на хорошо знакомом материале, проходит в форме игр,  игровых, проблемных  и  познавательных ситуаций, ситуаций морального выбора, чтения художественных произведений, бесед, рассказов, рассматривания иллюстраций, изодеятельности способствующих осмыслению детьми прав человека, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям.

Говоря о правовом воспитании в дошкольном возрасте,  нельзя упускать нравственную сторону вопроса.

Слайд Фундаментом правовой культуры являются нравственные взгляды человека, которые являются элементами нравственной культуры. От того, на сколько человек нравственен, морально устойчив, во многом зависит его качества правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношений к закону и готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка. Поэтому мы говорим о нравственно – правовом воспитании.

Слайд Известно, что воспитанность личности характеризуют поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы и осознание ее справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и волевое усилие, необходимое для реализации намерения личности. Значит, мы должны дать детям знания о нормах морали методами, которые бы смогли их убедить в справедливости и значимости, одновременно воздействуя на чувства, вызывать отношения не только к повседневным ситуациям, но и к участникам этих ситуаций.

Слайд  Можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:

1. Методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

2. Методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; упражнение; пример; организация правоохранительной деятельности детей; соревнование;

3. Методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения.

Основная проблема нравственно-правового  воспитания детей заключается в разрыве между их представлениями о нравственно правовых  нормах поведения и их поступками. Дети порой отлично знают, что хорошо и что плохо, бойко об этом рассказывают, иллюстрируют примерами из жизни и книг, рассуждают и критически оценивают поступки других, но на их поведение эти знания не влияют.

        Они нарушают правила поведения, которые им хорошо знакомы. Они знают, что нельзя лгать, драться, отнимать игрушки, кричать ссориться, объясняют, почему нельзя так поступать, но нередко поступают именно так.

В чем же причина, что представления детей о моральных нормах поведения органически не связываются с привычками нравственного поведения?

 Дети получают много знаний социального порядка, у них складываются понятия, но они не всегда имеют достаточно возможностей для упражнения  разрешении  проблемных ситуаций, упражнений в деятельности, во время которой образуются нравственные - правовые привычки. Вот почему так важно упражнять детей в нахождении выхода из конфликтной нравственной ситуации, поступках, использовать естественные жизненные ситуации и создать специальные условия, которые стимулировали бы к таким поступкам, а не разговорам о них.

Поэтому методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности (единые требования; приучение; упражнение, пример; организация правоохранительной деятельности детей; соревнование) имеют большое значение.

Ситуации морального выбора входят в число этих методов.

Ситуация морального выбора создается тогда, когда речь идет о вариантах действия или поступка. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека.

В ситуации морального выбора возникает проблема – это задача поиска поступка. Когда структура ценностей человека жестко закреплена, то выбор в ситуациях морального выбора становится устойчивым (однотипным). Устойчивость выбора предполагает привычку в принятии решений.

Просмотр эпизода художественного фильма «Проверки на дорогах»

Есть такой эпизод времен Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием…

Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать — оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственный  конфликт. 

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Мы не даем ответа. Не торопись и ты. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу, во-вторых, гуманистические принципы.

Человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. 

Вот простой пример. У вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.

Вы задумались, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

 «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер).

Вот видите, нам взрослым трудно сделать правильный выбор имея определенный жизненный опыт, а как же ребенок?

Мы поэкспериментировали . Детям подготовительной группы  предложили выполнить 3 задания:

• Переписать с образца предложение: «Я выбираю добро».

• Переписать слово «Добро».

• Перерисовать символ Добра— сердечко.

При этом детям, которые выполнили задание первыми, предлагается пойти поиграть в группе. Тем, кто не завершил задания, этого делать нельзя. Правда, дети, которые освободились, могут помочь им, если захотят. Хотя из-за этого можно будет не успеть поиграть в новую игру: нужно будет собираться на прогулку.

Это — одна из самых сложных для дошкольников ситуаций морального выбора. Поэтому с честью из нее вышли единицы. Мы не  ругали  остальных за то, что они поступили эгоистично. Они еще дети! Но обязательно похвалили героев, которые с ней справились.

Слайд  Ученые очень интересно определили  возрастную  динамику  развития  моральных  форм  поведения по  их  типам:

  •  у  младших  дошкольников  преобладают  эгоистики  и  неугомонные,  не  обнаружено  гармонично  развитого (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», у детей отсутствуют);
  •   в  средних  группах обнаружены  все  типы,  но  больше  правильных (поведение полностью зависит от обстоятельств) и  эгоистиков,
  •  у  старших  преобладает  гармонично  развитый (сформированной ориентации на другого)   и  правильный  и  встречаются  эгоистики.

Практическое задание

Теперь отгадайте, куда вы идете по этому мосту: на правый или на левый берег? Где Добро или где Зло?

Если вы:

•        Радуетесь, что у вас рисунок получился, а у Васи, который безобразничал целый день, — нет.

•        Обиделись на маму за то, что она не выполнила своего обещания, и перестали с ней разговаривать.

•        Ябедничаете воспитательнице на «плохих» детей.

•        Подрались с кем-то из группы потому, что он обижал малышей на прогулке.

 Сложно оценить моральный выбор человека.

На каждом из нас  всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков.

Быть человеком ответственным – это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, стараться предвидеть результат своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самая главная ответственность – моральная- ответственность перед собственной совестью.

Чтобы сформировать у дошкольников умение делать моральный выбор, мы должны помочь им освоить моральную норму, понять что же это такое, зачем она нужна.

(Раздаточный  материал – приложение 4)

Освоение моральной нормы в дошкольном возрасте проходит ряд этапов.

  •  На первом этапе ребенок приобретает знание моральной нормы, знакомится с ее социальным значением и начинает эмоционально относиться к ней.
  •  На втором этапе моральная норма сравнивается (и противопоставляется) с эгоцентрическим способом поведения. В результате поисков выхода из возникшей при этом конфликтной противоречивой ситуации, моральный образец начинает осмысливаться ребенком, эмоционально переживаться, вследствие чего он становится личностным моральным эталоном - личностной нормой, которая используется ребенком как средство разрешения морального конфликта.
  •  На третьем этапе дети ориентируются на личностную норму при планировании своих действий, она становится регулятором их поведения.

 Вся работа  по  программе  «Дошкольник и право»  осуществляется исходя из вышеназванных  этапов морального выбора.  Как вы считаете, как связаны мораль и право? (предложить смоделировать связь  на двух карандашах).  Да, мораль и право  просто совпадают, т. к право вытекает из морали и помогает сделать правильный моральный выбор.

Чтобы правильно  управлять моральным выбором детей необходимо знать возрастные особенности дошкольников.

Слайд На первом этапе ребенок приобретает знание нравственно-правовой  нормы, знакомится с ее социальным значением и начинает эмоционально относиться к ней.

На этом этапе развития морального выбора ребенок, как правило, использует моральный образец, копируя его. Примером для него являются взрослые, которые находятся рядом и связанной и с непосредственным эмоциональным отношением к людям, которые предъявляют эти требования.

В результате работы нормы приобретают аффективную окраску для детей и начинают противопоставляться личным интересам ребенка.

Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому

Родители пример ему

(Плачет – обнять, пожалеть; обидел – погрозить пальчиком, сказать, что так поступать нельзя, посадить на стульчик,  поздороваться с улыбкой, не здороваться, делится конфетой или игрушкой или всегда один ест или играет..)

Слайд

Родители!

  • Если ребёнок живёт в критике, он учится осуждать.
  • Если ребёнок живёт во враждебности, он учится бороться.
  • Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  • Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.
  • Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.
  • Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.
  • Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  • Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребёнок живёт в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
  • Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное  место.

Стремление к позитивной оценке, поддержке и одобрению своих действий способствует организации процесса усвоения ребенком моральных норм.

В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется позиция «защитника» норм поведения.

Процесс осознания правил культурного поведения идет в младшем и среднем дошкольном возрасте достаточно активно.

Свидетельством этого является появление со стороны детей «жалоб» (заявлений) о несоответствии поведения кого-либо из детей установленным правилам («Саша поиграл, а игрушки не убирает»). Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило и можно ли поступить по-другому.

Отношение воспитателя к подобным жалобам определяется возрастом детей. Ребенка 3—4 лет воспитатель поощряет за хорошее знание правила и вместе с ребенком помогает «нарушителю» его выполнить (собрать игрушки).

В средней группе воспитатель подтверждает, что все дети должны выполнять правило, и предлагает нарушившему его навести порядок, а ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника и напомнить ему нужное правило.

Обмен мнениями:  Какой основной метод в младших  и средних группах тренировки поведения детей?

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил поведения со взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

Давайте и мы  смоделируем упражнения игрового характера. (педагогам предлагаются игрушки для демонстрации  образца правового поведения)

Практическое задание

(Приложение 5)

  • Пожалуй, самая трудная ситуация – попросить, но не потребовать, не отобрать. Доброе слово всегда действует безотказно!!!
  • Как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу!!!
  • С приветствия начинается любой разговор, дело. Как важно быть приветливым, добрым и веселым!!!

В воспитании взаимоотношений детей среднего возраста воспитатель использует как ситуации общения, содержание которых прямо и непосредственно побуждает детей к проявлению нравственных норм  так и ситуации «выбора», в которых ребенку необходимо самостоятельно избрать соответствующую линию поведения (подарить свою поделку товарищу или оставить себе; идти играть или помочь детям закончить работу и т. п.).

Ситуации свободного выбора отражают нравственные коллизии, возникающие перед ребенком в повседневной жизни. Они выступают для воспитателя одним из показателей уровня нравственности ребенка и одновременно являются средством воспитания нравственной самостоятельности. Для ребенка 4—5 лет такие ситуации представляют известную трудность и требуют умелого, тонкого педагогического руководства. Именно воспитатель помогает дошкольникам правильно осознать создавшееся положение и наталкивает детей на правильный выбор. При этом педагогическое руководство должно быть осторожным, ненавязчивым, чтобы у ребенка создавалось ощущение полной самостоятельности в выборе линии поведения. Положительная оценка закрепляет у детей 4—5 лет представление о нравственной ценности совершенного поступка.

Практическое упражнение «Разреши ситуацию»

(Приложение 6)

  • Сделал поделку, а дарить другу  жалко
  • Помочь убрать игрушки или самому пойти поиграть
  • Съесть самому конфеты или поделиться с другом

Итак, в младших группах мы формируем только предпосылки к усвоению основ правовых знаний, понятие право здесь не упоминается.

Раздаточный материал (Приложение 6а, 6б)

Формируя  дружеские взаимоотношения со сверстниками мы активно вовлекаем детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогаем понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства.

Очень любимы детям стихи А. Барто на их основе построено занятие «Волшебный мешочек»,  когда достаем из мешочка героев стихотворений  обыгрываем с ними ситуации.

  • Что случилось с зайчиком? Как поступила хозяйка? Что чувствует зайчик? Давайте пожалеем его, напоим чаем,  уложим в теплую кроватку. Что скажем хозяйке?  и т.д.  

На примере занятия «Кто где живет?»  решаем задачи развития представления детей о том, что у всех должен быть свой дом; нельзя никого из дома выгонять, в доме всем надо жить дружно.

В игровой ситуации «Игрушки заболели» создаем положительный эмоциональный настрой на работу врача, формируем у детей представление о том, что врач всегда поможет и вылечит больного, что все могут обращаться за помощью к врачу, воспитываем чувство сострадания.

Казалось бы банальные, всем хорошо знакомые методы и приемы, но они несут огромный воспитательный потенциал для формирования фундамента  нового уровня осознания ребенком своего места в системе общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение нравственно - этических норм поведения.

Ситуация морального выбора, здесь рассматривается как копирование образца поведения взрослого, который помогает ребенку сделать его.

В средних группах НОД усложняются, мы вводим понятия «имеет право», «не имеет права», но только в пассивный словарный запас детей.

Практическое задание «Закончи сказку»

(Приложение 7)

Очень интересное занятие «Случай в лесу», где на примере придуманной сказки, игровых ситуаций мы помогаем детям понять, что все люди достойны уважения, ко всем надо относится доброжелательно, все равны.

Послушайте историю, которая произошла в лесу «В одном лесу звери жили очень дружно: лисички играли с зайчиками, волки ни на кого не нападали, а добрые медведи всем помогали и мирили поссорившихся. Но вдруг в этом лесу случилась беда – пожар. Все звери, спасаясь от огня, разбежались в другие лесочки. Пожар быстро потушили, но звери боялись возвращаться в свой лес и стали жить в разных местах. В одном таком лесу и поселился зайчик Зай. Это был не совсем обычный зайчонок: одно ушко у него было белое, а другое – черное; две лапки были белые, а две другие – черные; и даже хвостик был разноцветным: половинка белая, а половинка черная. Над ним стали все звери смеяться. Если Зай хотел поиграть с ними, его прогоняли и не брали в игру. Если он подходил к зверятам просто послушать, о чем они разговаривают, его сразу же прогоняли и даже могли побить. Зай ничего не понимал. Ведь в его лесу все были равны, все дружили и уважали друг друга. Однажды Зай встретил на лесной полянке лисенка, который ему сказал: «Уходи от нас, ты не такой как все зайчики. Мы не хотим с тобой жить в одном лесу» В это время мимо пролетала мудрая Сова, она все слышала, все видела. Собрала она всех зверей и сказала…»

  • Ребята, как вы думаете, что сказала Сова?
  • Сова всем сказала: «Нельзя никого обижать, если он не такой как вы, не похож на вас. Все на свете равны, со всеми надо жить дружно. С этой минуты в нашем лесу будет мир»

Все звери очень уважали мудрую Сову и верили ей. Они поняли, что плохо поступали с зайчикам Заем. Все попросили у него прощение и стали с ним играть в его любимую игру «Прятки».

Сказка –  является моделью реальности морального конфликта. Она содержит ситуацию морального выбора и альтернативные способы выхода из нее - моральную норму и антинорму.

Практическое задание

Мы предлагаем вам три сказки «Заюшкина избушка», «Колосок», «Бычок – смоляной бочок».

  • Определите цель использования сказки для нравственно-правового воспитания.
  • Постройте соответствующую беседу.

(Обратить внимание, что в конце беседы надо показать позитивное решение проблемы, и обязательно перевести тему в реальность)

Слайды

Сказка «Заюшкина избушка»

Цель: развивать представления о том, что у всех должен быть свой дом, никого нельзя выгонять из дома, надо жить дружно.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство сострадания.

БЕСЕДА (примерная):

  • О ком сказка?
  • У кого были домики?
  • Какие?
  • Что с ними случилось?
  • Что сделала лиса?
  • Как она поступила? (плохо, обидела зайчика)
  • Можно ли выгонять из дома хозяина? (слово «хозяин»)
  • Что бы вы сделали на месте лисы? (попросились бы пожить)
  • Да, ребята, у каждого должен быть свой дом.
  • Где вы живете?
  • Сколько комнат в квартире?
  • Где лежат ваши игрушки?
  • Как помогаете дома?.......

Сказка «Колосок

Цель: Подвести детей к пониманию того, что прожить без труда нельзя, трудиться должен каждый, что у всех родителей есть своя работа, которую они сами себе выбрали, что найти себе работу может каждый (имеет право на труд).

Помочь детям понять, что труд и отдых неотделимы друг от друга;; после плодотворного труда необходимо (человек должен, имеет право) отдохнуть.

Воспитывать трудолюбие.

БЕСЕДА (примерная):

  • Что нашел петушок?
  • Что он с ним сделал?
  • Какой петушок? (трудолюбивый…)
  • Чем занимались мышата?
  • Какие они? (ленивые…)
  • Почему петушок не дал им пирожков?
  • Правильно ли поступил петушок?
  • Зачем надо трудиться?
  • Как должны были поступить мышки?
  • Как вы думаете, что делал петушок, после того, как потрудился?
  • Зачем надо отдыхать?
  • Где работают ваши родители?
  • Как отдыхают?
  • Как вы помогаете дома?.....

Сказка «Бычок- смоляной бочок»

Цель: формировать представления, что все имеют право на жизнь личную неприкосновенность (чтобы их никто не обижал, не трогал); у каждого может быть своя собственность и никто не имеет право ее брать.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

БЕСЕДА (примерная):

- О ком сказка?

-Кто сделал бычка?

-Зачем?

-Что с ним случилось?

-Что хотели сделать звери?

-Как они поступили?

-Что бы вы им сказали?

-Что бы сделали на месте зверей?

-Есть ли у вас друзья?

-Как вы с ними играете?

Закрепление представлений о нравственно-правовых нормах поведения можно осуществлять в разрешении:

  • Воображаемых проблемно-игровых  ситуаций
  • Игрушка Мишка забрал книжки у Зайчика
  • Кукла Саша прогнал из дома своего друга, а тому  негде жить
  • Заболела дочка. Что делать?
  • Воображаемых бытовых ситуаций
  • Мальчик на улице ударил девочку
  • Девочка отняла  игрушку  у подруги …

Ситуация морального выбора в средних группах  заключается в выборе нравственно-правовой нормы с помощью педагога в нестандартной ситуации.

Практическое задание «Разреши ситуацию»

(Приложение 8)

  • Взял из чужого шкафчика куклу, чтоб подарить больной сестренке.
  • Толкнул Сашу, чтобы он не наступил на жучка. Саша при этом ушибся.
  • Взял чужие краски, чтоб порадовать картинкой воспитателя.

Слайд  На втором этапе моральная норма сравнивается (и противопоставляется) с эгоцентрическим способом поведения. В результате поисков выхода из возникшей при этом конфликтной противоречивой ситуации, моральный образец начинает осмысливаться ребенком, эмоционально переживаться, вследствие чего он становится личностным моральным эталоном - личностной нормой, которая используется ребенком как средство разрешения морального конфликта.

Постепенно под влиянием воспитателя к 5 годам правило становится одним из регуляторов поведения ребенка, показателем ценности его поступков в глазах сверстников.

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства и знания связываются с чувством долга Ребенок в этом возрасте способен осознавать моральный смысл своего поведения  Возникают внутренние моральные инстанции (Л Выготский) - стремление вести себя согласно с моральными нормами не потому, что этого требуют взрослые (родители, воспитатели), а потому, что это приятно для себя и других.

Слайд – фото детей  На протяжении дошкольного детства развиваются такие внутренние моральные качества:

- чувство собственного достоинства. Ребенок испытывает гордость за хорошо выполненную работу, достойный поступок, свое поведение в целом;

- чувство стыда. Проявляется в неловкости, которую ребенок испытывает от неудачного поступка, собственной вины - сначала под влиянием замечаний взрослого («Как тебе не стыдно!\"), А в старшем дошкольном возрасте у оно сочетается с чувством собственного достоинства и становится устойчивым («Плохо делать нельзя не потому, что накажут, а потому, что стыдно») Ребенку также стыдно, когда унижают его достоинство Чтобы избежать стыда,  окорив взрослых, он может воздержаться от дел, которые будут вызывать осуждение;

- чувство долга.  Проявляется оно в форме эмоциональных состояний, развиваясь в диапазоне от удовольствия, которое 3-4-летний ребенок испытывает при одобрении взрослым его поведения, к радости за добрый поступок, помощь товарищу, выполненное поручение (в 5-6 лет)

Как утверждают исследователи, в 6-7-летних детей чувство долга являются мотивом их поступков, переживается глубоко, становится устойчивым Это чувство влияет на поведение, побуждает к проявлению заботы о товарищах, отзывчивости, симпатии, ответственности, способствует преодолению эгоистических тенденций в поведении Однако в этом возрасте оно присуще не всем детям.

В старших и подготовительных группах работа по нравственно-правовому воспитанию детей еще более  усложняются: вводятся понятия право на образование, на медицинскую помощь, жизнь и личную неприкосновенность, труд и отдых, собственность и жилище, тайны и свободы, равенство всех людей.

        Но ситуация морального выбора остается одним из основных методов овладение нравственно-правовыми нормами.

Моральный выбор в воображаемой ситуации: сказка, художественная литература, придуманная ситуация бытового плана

        В непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по глобусу» расширяем знания детей о людях разных рас (европеоидная, монголоидная, негроидная), развиваем представление о равенстве всех людей на Земле….

        Как всегда надо перевести  представления детей  в повседневную жизни для этого мы активно создаем воображаемые условия морального выбора: бытовые вымышленные.

Ребята, как бы вы поступили в такой ситуации: «В группу к вам пришел чернокожий мальчик Джон. Я (Наталья Ивановна) сказала, что он теперь будет ходить в нашу группу»

(Пригласили бы его поиграть, показали группу …)

  Ситуация «В детский сад приходит новый мальчик. Это мальчик оказался негроидной расы. Дети стали смеяться над ним показывать на него пальцами. Что бы вы сказали этим детям?»  

Очень интересно детям занятие «Советы Бабы Яги», на котором  помогаем детям понять, что такое тайна, что личная жизнь человека – это тоже тайна: тайна переписки, телефонных разговоров; врачебная, военная тайна.

        Усвоение правовых  норм  поведения от противного, иногда является наиболее эффективным.

Построено на воображаемых ситуациях морального выбора «Вредных советах».

Появляется Баба Яга (игрушка). Она  приготовила для детей «добрые советы».

Совет первый: Если друг доверил тебе тайну, то ты должен сразу же рассказать об этом кому-нибудь.

  • Все люди имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Если вам доверили тайну, то ее надо хранить, никому не рассказывать.

Совет второй: Если ты хочешь доверить другу тайну, то должен сообщить об этом ему шепотом и обязательно при всех, кто находится рядом. Важно, чтобы все думали, о чем это вы шепчетесь, это будет выглядеть очень красиво.

  • Если вы хотите сообщить другу тайну, то это надо делать, когда вы будете с ним одни. Шептаться с кем-либо в присутствии других не красиво.

Совет третий: Никто не может выбирать сам себе друзей. Дружить можно только с теми, с кем скажут дружить старшие: родители, воспитатели, я – Баба Яга.

  • Каждый человек сам может выбирать себе друзей. Но это не значит, что родителям все равно с кем вы дружите. К советам родителям всегда надо прислушиваться. Они всегда помогут своим детям интересно провести время с друзьями: придумать интересные игры, устроить для вас и ваших друзей праздники, помириться с другом.
  • Если вы выбрали себе друга, а он не хочет с вами дружить? Что делать?
  • Надо уважать право человека выбирать себе друга. Дружбу надо заслужить хорошими делами.

Сказка, художественное произведение, используемые для создания воображаемых условий морального выбора является эффективным средством включения детей в процесс овладения моральными нормами.

На занятии «Путешествие по сказкам» продолжали  формировать понятие свобода (на примере сказочных героев – свобода слова), тайна переписки, телефонных разговоров.

Видео -отрывки из мультфильмов

  • Незнайка сочинял стихи. Имеет ли он на это право? Он воспользовался правом на свободу слова.  Но при этом, обижать и унижать других людей нельзя.

Что бы вы посоветовали Незнайке?

      (сочинить хорошие красивые стихи, которые понравились другим людям)

Беседа:

  • Всегда ли вы прислушиваетесь к мнению других людей?
  • Когда?
  • Как поступите, если не согласны с другим человеком?
  • Как поступите, если нечаянно скажите что-либо обидное для другого человека?
  • Какую сказку про утенка знаете? (Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Чтение отрывка из сказки (где обитатели птичьего двора обижают гадкого утенка).

  • Как обитатели птичьего двора относились к гадкому утенку?
  • Почему? (был непохож на других)
  • Как бы вы поступили на месте обитателей птичьего двора?

(все имеют равные права (равны) независимо от их внешнего вида. Нельзя обижать никого, если он не похож на других.)

Проблемная бытовая ситуация:

«В детском саду мальчики играли в прятки. Они играли дружно, им было очень весело. Маша стояла в стороне и наблюдала за игрой. Ей очень хотелось поиграть с мальчиками. Она подошла к ним и спросила: «Можно мне с вами поиграть?» Саша ей ответил: «Мы не будем играть с девчонкой!» Маша обиделась и отошла в сторону».

  • Правильно ли поступил Саша?
  • Почему? (Все люди равны, независимо от того мальчик ты или девочка, мужчина или женщина. Всех надо уважать, все имеют равные права.)
  • Как бы вы поступили на месте мальчиков?

(Каждый человек обладает всеми правами и всеми сводами без какого-либо различия: расы, цвета кожи, языка, социального происхождения, имущественного положения…)

  • Не буду играть с Колей, у него некрасивая рубашка? ( прическа….)

Игровая ситуация с куклами (4 куклы: 2 мальчика и 2 девочки). Кукла Ваня хочет поиграть с другими куклами. (У него есть мяч, настольная игра, принадлежности для рисования, лепки.) Он никак не может выбрать, с кем ему поиграть.

  • С куклой Таней не хочу играть, т.к. она девчонка.
  • С куклой Ирой не хочу играть, т.к. у нее платье некрасивое.
  • С куклой Колей не хочу играть, т.к. у него волосы рыжие.

Дети каждый раз объясняют Ване, что все равны, и со всеми надо дружить, ко всем надо относиться доброжелательно. Все люди равны. Ваня соглашается с детьми и предлагает всем вместе поиграть. (Дети играют и с куклами, и со всеми игрушками и атрибутами.)

На  занятии «Никого не обижай» Расширяем  представления детей о личной неприкосновенности, о недопустимости жестокого обращения ко всем, недопустимости произвольного лишения свободы.

Педагог вывешивает иллюстрации к сказкам.

  • Ребята, посмотрите на эти иллюстрации.
  • Какие это сказки? («Приключения Чиполлино», Жар-птица, Три поросенка)
  • С кем из героев этих сказок поступили не правильно, какие права нарушены?

 После ответов детей педагог переворачивает иллюстрацию, с обратной стороны – «исправленная» картинка.

«Три поросенка»

  • Волк хочет съесть поросят – Волк и поросята играют.

«Приключения Чиполлино»

  • Чиполлино в тюрьме – Чиполлино гуляет на свободе.

«Жар-птица»

  • Жар-птица в клетке – Жар-птица летает на свободе.

Примерные ответы детей:

Никто не должен подвергаться жестокому обращению.

Все имеют право на свободу и личную неприкосновенность.

  • Поросята имеют право на личную неприкосновенность (чтобы их никто не обижал, не трогал). Волк не имеет права есть поросят. Волк и поросята должны дружить.
  • Нельзя никого лишать свободы. Чиполлино имеет права свободно гулять. Его нельзя запирать в тюрьме.
  • Жар-птица должна летать на свободе. Ее никто не имеет права лишать свободы.
  •  Объяснение пословицы «Воля птичке дороже золотой клетки»

Видео -отрывки из мультфильмов

  • Послушайте, ребята, что сделал Буратино. Объясните ему, правильно ли он поступил.
  • Буратино прочитал письмо, которое Пьеро написал Мальвине.
  • Подслушал телефонный разговор Мальвины с Артемоном.

(нельзя читать чужие письма, подслушивать чужие телефонные разговоры)

  • Вы можете без разрешения прочитать мамино письмо? Подслушать телефонный разговор?  Почему? А если очень хочется?
  • Ребята, вопросы задает нам Золушка.
  • Почему Золушку не взяли на бал? Хорошо ли поступили мачеха и сестры? Почему? (Нельзя никому так поступать с другим человеком. Все люди равны независимо от того, богатые они или бедные. Всех надо уважать, у всех людей равные права.)
  • Как бы вы поступили на месте сестер Золушки?

Воображаемая сказочная ситуация должна быть адаптирована  к бытовой, повседневной.

Проблемная ситуация: ситуация в детском саду

  • Я буду играть с  Сашей,  у него есть конфеты.
  • Не хочу играть с Ирой, у нее нет куклы?
  • Я с Колей  буду дружить, т.к. у него есть конфеты (игрушки), а с Сашей не буду дружить и него ничего нет».

        

Мы предложили вам те варианты занятий, где активно используем ситуации морального выбора.

В нашей программе есть и другие темы «Дружная семья» - право на любовь и заботу в семье – пригласили в гости , но бабушка одна больная дома, хочется поиграть в любимую игрушку, но мама спит;  «Каждой вещи- свой хозяин»- право на собственность; «Что дороже денег» - право на медицинскую помощь; «Трудится всегда пригодится» - право на труд и отдых и т. д.

Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания.
Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственно правовых  дилемм возникающих в реальных условиях.

Практическое задание:  Дайте оценку ситуации с точки зрения нравственно-правовых норм поведения.

 (Приложение 9)

  1. Саша и Юра рисовали своими фломастерами картинки для мамы. У Саши не оказалось красного фломастера, он попросил и Юры, но тот отказался  дать. Тогда Саша  без разрешения взял сам фломастер. Юра обиделся и ударил Сашу. Завязалась драка.
  2. Таня играла со своим большим мячом в группе. Воспитатель несколько раз сделала ей замечание о том, что нельзя играть с  этим мячом в группе, т.к. можно ударить детей. Она не послушала и, бросив мяч, ударила Сашу. Саша в порыве гнева отбросил мяч и попал на кубики, мяч лопнул. Возникла проблема.
  3. Оля взяла из шкафчика Тани конфеты и съела их. А Таня в отместку разорвала Олин альбом.  Возникла проблема.    

Смоделируйте выход из данной ситуации

  1. Выслушивание двух сторон.
  2. Выяснение мотивов поступка.
  3. Помочь в выборе правильного  нравственно-правового  поведения
  4. Прощение
  5. Мирилка
  6. Как бы вы поступили в другой раз в такой ситуации

Эти ситуации уже возникли, а наша задача, чтобы правильный моральный выбор детей не допускал таких ситуаций.

Слайд К концу дошкольного возраста  дети ориентируются на личностную норму при планировании своих действий, она становится регулятором их поведения.

 Зная норму, осознавая свои эгоцентрические интересы и учитывая ситуацию, ребенок разрешает моральный конфликт, используя для этого личностную норму как внутреннее средство.

-Все играли с воздушными шариками, у Оли шарик лопну. Вова отдал ей свой.

-Коля взял Севину игрушку без разрешения, но мальчики сам договорились: кто прав и кто не прав.

-Начавшаяся драка  самостоятельно без участия педагога заканчивается примирением.

Меньше стало конфликтов, драк,  обзываний.  Жизни в детском коллективе течет своим  чередом: взял игрушку мою, ударил, обидел, сломал постройку. Но все же меньше стало больших скандалов, меньше требуется участие педагога. Хотя  к этому готовы, конечно, не все дети.

Слайд Хочется, чтобы наши первоклассники легко делали моральный выбор даже в таких ситуациях:

  • «У меня день рождения, но заболела мама»;
  • «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
  • Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»;
  • «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».
  • «Надо выучить стихотворение, но купили новый мяч»;
  •  «Надо закончить рисунок, но хочется поиграть с друзьями».

 

Слайд Внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста, которые влияют на выбор в ситуации морального выбора:

  • Приоритет внешнего вида. В любой анализируемой ситуации дети на словах формулируют свое отношение согласно общепринятым требованиям морали, но в ситуациях свободного выбора отдают предпочтение более нарядно одетым персонажам. В ходе беседы по поводу прочитанного дети могут гневно осуждать обидчика, а при разыгрывании этой ситуации с помощью кукол довольно часто выбирают нарядно одетую куклу, как желательную в игре, несмотря на ее отрицательную роль в проблемной ситуации.
  • «Моральный реализм». При анализе конфликтной ситуации дети часто выделяют количественную сторону проступка: ребенок, который нечаянно уронил поднос с чашками, по их мнению, совершил более худший проступок, чем тот, который в гневе разбил одну мамину любимую чашку.
  • Низкий уровень развития волевой сферы. Дети часто не доводят начатое дело до конца или не выполняют своих обещаний в силу низкого уровня развития произвольности и целеполагания.
  • Индивидуальные особенности отношений в среде сверстников. В старшем дошкольном возрасте уже начинают проявляться длительные дружеские или неприязненные отношения. Если воспитатели не учитывают симпатии и антипатии ребенка при назначении, в частности, дежурств, то часто порученное дело оказывается невыполненным, а среди детей возникает микроконфликт. Порой причиной неприязни детей друг к другу становится наличие у другого красивой игрушки, лакомства, похвалы взрослого, победы в соревновании.
  • Ориентация на оценку. Дети очень чувствительны к оценке взрослого и часто демонстрируют хорошее поведение только для того, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

Конечно, возникает вопрос о результативности нашей работы Мы разработали критерии оценки эффективности реализации программы «Дошкольник и право».

Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.

Слайд Критерии оценки эффективности программы «Дошкольник и право»

Правовая культура складывается из:

  • правовых знаний;
  • отношения к праву;
  • поведения в ситуациях, имеющих нравственно-правовое содержание.

  •  Дети умеют самостоятельно и правильно называть нравственно – правовые  нормы поведения.
  •  * Дети самостоятельно выказывают свое отношение к нравственно-правовой стороне поступков, умеют аргументировать свое мнение.
  • * Дети  хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам поведения, не только поведения другого, но и своего собственного, эмоционально его переживают.
  • * Сложилось эмоционально положительное отношение к необходимости регулировать свое поведение .

Опыт правового воспитания дошкольников, представленный в нашей программе может быть востребованным другими дошкольными учреждениями.  Мы можем поделиться опытом работы, и представляем часть практического материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На наше дерево размещаем цветы разного цвета, которые определяют задание.

(педагоги выбирают любой цветок, определяя задания)

  1. Волшебный сундучок (Приложение 1);
  2. Адвокатская контора (Приложение 2);
  3. Кроссворд (Приложение 3);
  4. Правовая академия (Приложение 4).

В конце педсовета  давайте обозначим как изменилось ваше  отношение к данной теме  цветными листиками на дерево.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И СИТУАЦИЙ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА

Слайд 2

благородство, вера, верность, гуманизм свобода любовь смысл жизни долг совесть сострадание гуманизм, добро доброта доверие долг достоинство искренность истина любовь милосердие, красота мудрость, ответственность, правдивость преданность свобода, семья скромность смелость, смирение, смысл жизни, совесть, сострадание справедливость, ценность человеческой жизни. честь

Слайд 3

Нравственность – это набор ориентиров в жизни, навигация. И при этом нравственность является ключевой составляющей личности человека, наличие которой свидетельствует о психическом здоровье .

Слайд 4

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры вербального общения, которая взаимосвязана с социальными нормами поведения . Мы будем говорить об общении в широком смысле. Оно включает в себя: вербальное общение, невербальное общение, взаимодействие людей друг с другом ( поведение) Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения.

Слайд 5

Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий (ритуалы, обряды). Нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев. Нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению Эстетические нормы — это правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного.

Слайд 6

6.Нормы общественных организаций – это правилами поведения, регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций, между их членами . 7.Деловые — это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь 8 . Экономические нормы – это правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ 9.Политические нормы — это общие правила поведения, которые регулируют отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти. 10 . Религиозные нормы - это правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями. В основном с этими нормами дети знакомятся в семье. 11. Нормы права — то закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Слайд 8

Происходит становление адекватной самооценки, эмоционального благополучия, формируется способность отстаивать свое достоинство, соизмерять свои желания с интересами других детей и всего общества. Что является условием успешности, уверенности в себе ребенка, а следовательно, и полноценного развития. ПОЛНОТА САМОООЩУЩЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ- ВОТ ОСНОВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ!!!

Слайд 10

Цель: Формировать основы правового сознания дошкольников. Суть нравственно-правового воспитания состоит: во-первых, в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена правовой культуры ; во-вторых, в том, чтобы ребенок поверил в то, что он такой же равноправный гражданин своей страны, как и все люди, чтобы поверил в свои возможности, и был успешным во всех делах; в третьих, в том, чтобы воспитать, высоконравственную, социально- активную личность .

Слайд 11

Задачи: 1.Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности. 2 . Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. 3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежность, возраста, пола. 4. Знакомить детей с тем, что все люди рождены равными, обладающие правами, которые принадлежат человеку от рождения: право на заботу в семье; медицинскую помощь; образование; жизнь и личную неприкосновенность; жилище и собственность; труд и отдых; свободы и тайну личной жизни. 5.Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с документами по защите прав человека: Конституция РФ и Всеобщая декларация прав . 6. Развивать социально - коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства. 7.Учить детей замечать в повседневной жизни ситуации, в которых соблюдаются или не соблюдаются нравственно-правовые нормы поведения, соблюдать эти правила в собственном поведении . 8.Побуждать детей высказываться по поводу нарушения прав человека, соблюдения нравственно-правовых норм поведения. 9.Воспитывать нравственно- правовую культуру .

Слайд 12

Схема педагогического взаимодействия направленную на воспитание правовой культуры ребенка: Занятия Специальные занятия по правовому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность правовой тематики. Интегрированные занятия Образовательная деятельность в режимных моментах: Игры: Рассказы, беседы и разговоры с детьми на правовые темы, по их интересам. Чтение художественной литературы Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций Трудовая деятельность. Работа с моделями. Изобразительная деятельность. Правовые досуги. Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная активность детей: работа с литературой, энциклопедиями; работа с моделями, самостоятельные игры детей, общение детей друг с другом. самостоятельная изобразительная деятельность.

Слайд 13

Говоря о правовом воспитании в дошкольном возрасте, нельзя упускать нравственную сторону вопроса . Фундаментом правовой культуры являются нравственные взгляды человека, которые являются элементами нравственной культуры . От того, на сколько человек нравственен, морально устойчив, во многом зависит его качества правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношений к закону и готовность исполнять правовые нормы.

Слайд 14

Воспитанность личности характеризуют поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы , и осознание ее справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и волевое усилие, необходимое для реализации намерения личности

Слайд 15

Основные группы методов нравственно-правового воспитания 1.Методы формирования правового сознания : убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику. 2. Методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; упражнение; пример, ситуации морального выбора . 3. Методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения

Слайд 16

Основная проблема нравственно-правового воспитания детей заключается в разрыве между их представлениями о нравственно правовых нормах поведения и их поступками. Представления детей о моральных нормах поведения органически не связываются с привычками нравственного поведения? Не всегда дети имеют достаточно возможностей для упражнения разрешении проблемных ситуаций, упражнений в деятельности, во время которой образуются нравственные - правовые привычки. Поэтому методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности (единые требования; приучение; упражнение, пример, ситуации морального выбора) имеют очень большое значение. Ситуации морального выбора входят в число этих методов.

Слайд 17

Ситуация морального выбора создается тогда, когда речь идет о вариантах действия или поступка. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. В ситуации морального выбора возникает проблема – это задача поиска поступка. Когда структура ценностей человека жестко закреплена, то выбор в ситуациях морального выбора становится устойчивым (однотипным). Устойчивость выбора предполагает привычку в принятии решений.

Слайд 19

Человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. Шнейцер

Слайд 20

Возрастная динамика развития моральных форм поведения по их типам : у младших дошкольников преобладают эгоистики и неугомонные , не обнаружено гармонично развитого (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», у детей отсутствуют) в средних группах обнаружены все типы, но больше правильных (поведение полностью зависит от обстоятельств) и эгоистиков у старших преобладает гармонично развитый (сформированной ориентации на другого) и правильный и встречаются эгоистики.

Слайд 21

Освоение моральной нормы в дошкольном возрасте проходит ряд этапов . На первом этапе ребенок приобретает знание моральной нормы, знакомится с ее социальным значением и начинает эмоционально относиться к ней. На втором этапе моральная норма сравнивается (и противопоставляется) с эгоцентрическим способом поведения. В результате поисков выхода из возникшей при этом конфликтной противоречивой ситуации, моральный образец начинает осмысливаться ребенком, эмоционально переживаться, вследствие чего он становится личностным моральным эталоном - личностной нормой, которая используется ребенком как средство разрешения морального конфликта . На третьем этапе дети ориентируются на личностную норму при планировании своих действий, она становится регулятором их поведения

Слайд 22

Ребенок учится тому Что видит у себя в дому Родители пример ему В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления о том, что хорошо, а что плохо. Примером для него являются взрослые, которые находятся рядом и связанной и с непосредственным эмоциональным отношением к людям, которые предъявляют эти требования. В результате работы в младшей группе нормы приобретают аффективную окраску для детей и начинают противопоставляться личным интересам ребенка. На этом этапе развития морального выбора ребенок, как правило, использует моральный образец, копируя его.

Слайд 23

В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется позиция «защитника» норм поведения. Процесс осознания правил культурного поведения идет в младшем и среднем дошкольном возрасте достаточно активно. Свидетельством этого является появление со стороны детей «жалоб» (заявлений) о несоответствии поведения кого-либо из детей установленным правилам («Саша поиграл, а игрушки не убирает»). Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило и можно ли поступить по-другому.

Слайд 24

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил поведения со взрослыми и детьми , в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Слайд 25

В воспитании взаимоотношений детей среднего возраста воспитатель использует как ситуации общения, которыу побуждает детей к проявлению нравственных норм так и ситуации «выбора», в которых ребенку необходимо самостоятельно избрать соответствующую линию поведения (подарить свою поделку товарищу или оставить себе; идти играть или помочь детям закончить работу и т. п.). Для ребенка 4—5 лет такие ситуации представляют известную трудность и требуют умелого, тонкого педагогического руководства. Именно воспитатель помогает дошкольникам правильно осознать создавшееся положение и наталкивает детей на правильный выбор.

Слайд 26

Сделал поделку, а дарить другу жалко Помочь убрать игрушки или самому пойти поиграть Съесть самому конфеты или поделиться с другом

Слайд 27

В младших группах мы формируем только предпосылки к усвоению основ правовых знаний, понятие право здесь не упоминается . Формируя дружеские взаимоотношения со сверстниками мы активно вовлекаем детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогаем понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства .

Слайд 28

Всем хорошо знакомые методы и приемы, но они несут огромный воспитательный потенциал для формирования фундамента нового уровень осознания ребенком своего места в системе общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение нравственно - этических норм поведения . Ситуация морального выбора, здесь рассматривается как копирование образца поведения взрослого, который помогает ребенку сделать его.

Слайд 29

В средних группах задачи усложняются, мы вводим понятия «имеет право», «не имеет права», но только в пассивный словарный запас детей.

Слайд 34

Ситуация морального выбора в средних группах заключается в выборе нравственно-правовой нормы с помощью педагога в нестандартной ситуации Воображаемых проблемно-игровых ситуации Игрушка Мишка забрал книжки у Зайчика Кукла Саша прогнал из дома своего друга, а тому негде жить Заболела дочка. Что делать? Воображаемых бытовых ситуаций Мальчик толкнул девочку Девочка отняла игрушку у подруги

Слайд 35

Используем ситуации «выбора», в которых ребенку необходимо самостоятельно избрать соответствующую линию поведения Взял из чужого шкафчика куклу, чтоб подарить больной сестренке. Толкнул Сашу, чтобы он не наступил на жучка. Саша при этом ушибся. Взял чужие краски, чтоб порадовать картинкой воспитателя.

Слайд 36

На втором этапе моральная норма сравнивается (и противопоставляется) с эгоцентрическим способом поведения . В результате поисков выхода из возникшей при этом конфликтной противоречивой ситуации, моральный образец начинает осмысливаться ребенком, эмоционально переживаться , вследствие чего он становится личностным моральным эталоном - личностной нормой, которая используется ребенком как средство разрешения морального конфликта

Слайд 37

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства и знания связываются с внутренними моральными качествами Ребенок в этом возрасте способен осознавать моральный смысл своего поведения Возникают стремление вести себя согласно с моральными нормами не потому, что этого требуют взрослые (родители, воспитатели), а потому, что это приятно для себя и других .

Слайд 38

К старшему дошкольному возрасту развиваются такие внутренние моральные качества:

Слайд 42

Чувство собственного достоинства: Ребенок испытывает гордость за хорошо выполненную работу, достойный поступок, свое поведение в целом.

Слайд 45

Чувство стыда Проявляется в неловкости, которую ребенок испытывает от неудачного поступка, собственной вины - сначала под влиянием замечаний взрослого («Как тебе не стыдно!"), А в старшем дошкольном возрасте у оно сочетается с чувством собственного достоинства и становится устойчивым («Плохо делать нельзя не потому, что накажут, а потому, что стыдно») Ребенку также стыдно, когда унижают его достоинство Чтобы избежать стыда, окорив взрослых, он может воздержаться от дел, которые будут вызывать осуждение;

Слайд 50

Чувство долга У 6-7-летних детей чувство долга являются мотивом их поступков, переживается глубоко, становится устойчивым Это чувство влияет на поведение, побуждает к проявлению заботы о товарищах, отзывчивости, симпатии, ответственности, способствует преодолению эгоистических тенденций в поведении Однако в этом возрасте оно присуще не всем детям.

Слайд 51

В старших и подготовительных группах работа по нравственно-правовому воспитанию детей еще более усложняются: вводятся понятия право на образование, на медицинскую помощь, жизнь и личную неприкосновенность, труд и отдых, собственность и жилище, тайны и свободы, равенство всех людей .

Слайд 62

Неправильно сделанный моральный выбор как правило приводит к конфликтам в детском коллективе. Нам важно умело разрешить конфликтную ситуацию , показать детям пути решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников среднего возраста к культурным традициям народов мира»

В настоящее время актуальна проблема воспитания основ культурных традиций народов мира у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Приобщение детей к истокам народной культуры одн...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации по познавательному развитию детей 4-5 лет Тема: «Огонь- добрый, огонь-злой»

Цель: Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.Задачи: Продолжать учить различать добрый и злой огонь.Учить изображать характерные ...

Ситуации морального выбора (старшая группа)

laquo;Ситуация морального выбора» (реальная или воображаемая) - ситуация, содержанием которой является необходимость совершения выбора между альтернативными действиями, (в основе которых...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По дорогам сказок»

Применяемая технология: информационно-коммуникационнаяЦель: закрепление знаний детей о сказках.Задачи:Обучающие:Расширять словарный запас детей;Обогащать знания детей о сказках.Развивающие:1. Развиват...

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пу...

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.В нем вы найдете :рассказы,стихотворения,литератур...

Игровая программа по экологии «Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть красо...