«Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников среднего возраста к культурным традициям народов мира»
проект (средняя, старшая группа) по теме

Федотова Любовь Сергеевна

В настоящее время актуальна проблема воспитания основ культурных традиций народов мира у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая, в свою очередь, решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Как живут разные народы, как отдыхают и как работают? Какие праздники отмечают? Что передают своим детям? Сегодня Новый Год, Рождество – самые любимые народные праздники. Люди ждут чуда, обновления, свершения надежд. Но в наши дни не каждый задумывается об истории, происхождении и обрядах. Не каждый из нас знает кулинарные традиции праздника, хотя все чаще многие российские семьи собираются в этот день за праздничным рождественским столом. Сегодня мало кто задает себе такие вопросы: как отмечают праздник другие страны? Какие подарки дарят в этот праздник друг другу? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? В результате опроса отмечено, что дети и родители не знакомы с культурными традициями народов мира. Также необходимо отметить пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок рисунков и поделок внутри сада. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности в ходе совместного выполнения новогодних традиций с детьми. Отсюда и возникло создание проекта “культурные традиции народов мира” на примере празднования нового года в Англии. Актуальность «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова. Современное общество характеризуется ростом культурного самосознания. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о приобщении детей к культурным традициям как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание культурных традиций - задача особенно актуальная сегодня. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности… Именно национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18). Так, ФГОС ДО предусматривает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. По мнению философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, А.Н. Дмитриева, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, и др. приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. В нашем дошкольном учреждении существует добрая традиция отмечать праздники. Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, фантазии, терпения. Важное место в данном проекте занимает изучение традиций празднования Нового года в Англии. Необходимо пополнение знаний детей, расширение их кругозора. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах. Художественный труд самый доступный и интересный вид деятельности в дошкольном возрасте, дети открыты, с интересом включаются в работу. «Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности» Н.Н.Поддьяков. Цель: Приобщение детей среднего дошкольного возраста к культурным традициям народов мира посредством изучения празднования нового года в Англии; развивать творческую личность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 399

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

«Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников  среднего возраста

к культурным традициям народов мира»

Автор-составитель:

Федотова Любовь Сергеевна

Воспитатель МБДОУ №399 го Самара

САМАРА 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проекта                                                                    стр.4
  2. Цель и задачи проекта                                                                    стр.6
  3. Участники проекта, сроки реализации                                         стр.6
  4. 1 этап проекта. Подготовительный                                               стр. 7
  5. 2 этап. Реализация проекта.                                                            стр.10
  6. 3 этап. Презентация результатов.                                                   стр. 12
  7. Продукты проекта                                                                            стр. 13
  8. Заключение                                                                                       стр.13
  9. Литература                                                                                        стр. 14
  10. Приложения

Проблема

      В настоящее время актуальна проблема воспитания основ  культурных традиций народов мира у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

     Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая, в свою очередь, решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Как живут разные народы, как отдыхают и как работают? Какие праздники отмечают? Что передают своим детям?

    Сегодня  Новый Год, Рождество – самые любимые народные праздники. Люди ждут чуда, обновления, свершения надежд. Но в наши дни  не каждый задумывается об истории, происхождении и обрядах. Не каждый из нас знает  кулинарные традиции праздника, хотя все чаще многие российские семьи собираются в этот день за праздничным рождественским столом. Сегодня мало кто задает себе такие вопросы: как отмечают праздник другие страны? Какие подарки дарят в этот праздник друг другу?   Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ?

         В результате опроса отмечено, что  дети и родители не знакомы с культурными традициями народов мира. Также необходимо отметить пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок рисунков и поделок внутри сада.  

    Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности в ходе совместного выполнения новогодних традиций с детьми. Отсюда и возникло создание проекта “культурные традиции народов мира” на примере празднования нового года в Англии.

Актуальность

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

      Современное общество характеризуется ростом культурного  самосознания. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о приобщении детей к культурным традициям как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности.     Воспитание культурных традиций  - задача особенно актуальная сегодня.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности… Именно национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18). Так, ФГОС ДО предусматривает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. По мнению философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, А.Н. Дмитриева, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева,  и др. приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.   Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

          Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

     В нашем дошкольном учреждении существует добрая традиция отмечать праздники.   Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, фантазии, терпения.

        Важное место в данном проекте занимает изучение традиций празднования Нового года в Англии. Необходимо пополнение знаний детей, расширение их кругозора. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.

Художественный труд самый доступный и интересный вид деятельности в дошкольном возрасте, дети открыты, с интересом включаются в работу.  

 «Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности» Н.Н.Поддьяков.

Цель:

Приобщение детей среднего дошкольного возраста  к  культурным традициям народов мира посредством изучения празднования нового года в Англии; развивать творческую личность ребенка.

Задачи проекта:

- Научиться изготавливать новогодние атрибуты разными способами из различного материала.

- Познакомиться с историей празднования Нового года в Англии;

- оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации украшения группы, выставки.

- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду;

- развивать навыки коммуникативного общения;

- развивать познавательную активность дошкольников;

- познакомить с историей празднования Нового года в Англии;

- привлекать родителей к участию в проекте;

- налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;

- Помочь детям достичь положительных результатов.

- Участие родителей в организации украшения группы, выставки, изготовлении поделок вместе с детьми.

Участники проекта: Воспитатель, дети средней группы, родители.

Продукт проекта:

Украшение уголка группы в английском стиле

Коллективная работа «Моя елочка» (из ладошек детей).

Тетрадь  стихов и загадок про Новый год и Рождество.

Проявление интереса к истории празднования праздника в других странах.

Сроки реализации: 3 недели

Этапы проекта:

I этап- подготовительный

-  Сбор информации по теме; подбор иллюстративного материала; подбор дидактических, подвижных игр; отбор художественной литературы, публицистического материала.

- Работа с родителями:  Приобретение родителями новогодней елки в группу. Совместная вечерняя деятельность детей и родителей (установка и украшение елки).

- Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».

-  Провести интервьюирование детей: «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза».

-  Подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику. 

- Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов, отгадывание загадок (новогодняя тематика) ;

- Подбор и разучивание Новогодних стихов.

- Подбор раскрасок на новогоднюю тему;

- Беседа воспитателя с детьми о встрече новогодних праздников и как они проходят в разных странах мира (Приложение 1).  

-Организация выставок детского творчества и оформление папки-передвижки «Интересные факты про Новый год в Англии»;

- Ознакомление с новогодними традициями и традиционными новогодними украшениями в Англии с использованием иллюстраций.

II этап- основной

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников об истории празднования Нового года в Англии;

- Ознакомление детей с различными видами новогодних украшений; Обучение детей технике изготовления новогодних украшений (конструирование из бумаги, аппликация, коллективное изготовление украшений.

- «Новогодний праздник. Лепка подарков для кукол» (Приложение 2)

-Беседа «За что я люблю Новый год?». 

-  Беседа «Новый год в Англии». 

- Прогулка рисование на снегу «Елочные игрушки», создание скульптур из снега.

-  Поделки «Ёлкины игрушки, шишки, мишки и хлопушки»- Варежка.

-Размышление на тему «О чём могут говорить две ёлки?», чтение стихотворений И. Никитина и Н. Григорьева. Чтение рассказа В. Г. Сутеев «Ёлка».

- Коллективная аппликация «Моя елочка» (из детских ладошек)

- Организация выставок детского творчества и оформление папки-передвижки на тему «Интересные факты про Новый год  в Англии».

- Организация выставки новогодних игрушек своими руками «Сундучок игрушек» («Домик для зайки»( Совместная деятельность с воспитателем); «Маленькие помощники Деда Мороза» (подарки родителям))

-Папка «Вечерний досуг в кругу семьи» (диски с песнями, музыкой, мультфильмами про елку).

- Интегрированные занятия по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Нового года в Англии.

- Изготовление стенгазеты «Путешествие в новогоднюю Англию».

- Подготовка к  выставке новогодних  фото детей.

- Чтение художественных произведений.

-  Просмотр мультфильмов.

- Разучивание стихов к утреннику. Разучивание песен, хороводов, игр. 

- Новогодние раскраски.

-  Работа с родителями. Консультация «Камин в английском стиле». Консультация для родителей «семейные праздники и традиции».

III этап- итоговый

- Презентация группы в английском стиле.

- Коллективная работа «Моя елочка» (из ладошек детей) .

- «Подарки  родителям, куклам»

- Чтение стихов и загадок про Новый год и Рождество.

- Стенгазета «Путешествие в новогоднюю Англию».

- Выставка новогодних  фото детей.

- Конкурсы и эстафеты (Приложение 4)

-  «Английский камин», сделанный родителями.

- Памятка родителям: «Семейные праздники и традиции».

I этап. Подготовительный.

Время реализации 4 дня:

Для  реализации проекта предусмотрены условия: Создание интереса у детей к новогодним традициям; участие родителей в реализации проекта; подбор игр, стихотворений, художественной новогодней литературы, бесед о новогодних атрибутах.

Методический и дидактический материал по принципу тематического планирования значительно сокращает время для занятий, исключает перегрузки детей в организованных формах обучения.  

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная образовательная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы, развлечения и др., что послужит достижению цели проекта и решению поставленных для детей  задач.

   На этом этапе проводится работа  по  изучению литературы, составлению конспектов занятий, бесед, развлечений, по подбору дидактических, подвижных игр; художественной литературы, публицистического материала;  подбор и разучивание Новогодних стихов; подбор раскрасок на новогоднюю тему;  подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику. 

Выявление первоначальных знаний детей о Новом Годе, о новогодней елке с помощью тематических занятий и беседы воспитателя с детьми о встрече новогодних праздников и как они проходят в разных странах мира (Приложение 1),  «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике», «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году», «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».  Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов, отгадывание загадок на новогоднюю тематику. Организация выставок детского творчества и оформление папки-передвижки «Интересные факты про Новый год в Англии». Ознакомление с новогодними традициями и традиционными новогодними украшениями в Англии с использованием иллюстраций.

Проводится работа с родителями:  Приобретение родителями новогодней елки в группу. Совместная вечерняя деятельность детей и родителей (установка и украшение елки).

II этап. Осуществление деятельности  по реализации проекта

Время реализации: 14 дней

Реализация проекта осуществляется  в соответствии со всеми образовательными областями с использованием инновационных технологий для создания развивающей среды. При реализации проекта учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей: развитие мышления, памяти, внимания, уровень речевого развития, склонности и интерес к определенным видам деятельности.      

 В ходе реализации проекта у детей формируются представления о традициях и обычаях празднования Нового года в Англии; об истории празднования в других странах; положительное отношение к семейным и общественным праздникам; представления о правилах безопасного поведения в новогодние праздники.

Данная деятельность способствует развитию мышления, творческого воображения;   развитию связной речи; развитию желания заучивать стихотворения, песни; создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

    Для познавательного развития детей предлагается: беседы на тему «Новогодние традиции разных народов мира», «За что я люблю Новый год?», «Новый год в Англии». Организация выставок детского творчества и оформление папки-передвижки на тему «Интересные факты про Новый год  в Англии»; выставки новогодних игрушек своими руками «Сундучок игрушек» («Домик для зайки» (Совместная деятельность с воспитателем); «Маленькие помощники Деда Мороза» (подарки родителям)). Просмотр мультфильмов о зиме, о новом годе, как о веселом, радостном, полным чудес,  празднике.

      Участие детей по изготовлению папки «Вечерний досуг в кругу семьи» (список песен, музыки, мультфильмов).

      Интегрированные занятия с рассматриванием иллюстраций новый год в других странах мира. Целью данной деятельности было формирование представления дошкольников об истории нового года в мире. 

Подвижные игры: «Салки - елочки», «Ель, елка, елочка», «Снег кружится», «Заморожу, Дед Мороз» и др.Дидактические игры: «Украсим елочку»; «Логическая елочка»; «Собери картинку - Зима». Развивающие игры: «Новогодняя елочка»; «Угадай какое дерево? »; «С какой ветки детки» и др. (Приложение 5)

     Развитию речи детей может способствовать проведение НОД. Чтение художественной литературы по теме (  Андерсен Г.Х. «Снежная королева»;Барто А. «Дело было в январе», «В защиту Деда Мороза», «Деды-близнецы»;Благинина Е. «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе»; Воронкова Л. «Таня выбирает елку»; Даль В. «девочка Снегурочка»; Дружинина «Новогодние подарки»; Зощенко М. «Елка»; Клокова М. «Дед Мороз»; Кудашева Р. «Елка»; Русские народные сказки «Снегурочка», 2два мороза», «Морозко»; Токмакова И. «Живи, елочка!»,Ушинский К.Д. «Проказы старухи зимы»). Размышление на тему «О чём могут говорить две ёлки?», чтение стихотворений И. Никитина и Н. Григорьева. Чтение рассказа В. Г. Сутеев «Ёлка». Разучивание стихов, песен, хороводов, игр. Александрова З. «Дед Мороз»,Воронкова Л. «Дед мороз»,Золотухина Т. «Метель», Найденова Н. «Новый год»,Токмакова Е. «Как на горке…».Фатьянов А. «Снежинка».

     Для занятия  продуктивной деятельностью детям предлагалось - «Новогодний праздник. Лепка подарков для кукол», слепить подарки родителям  «Маленькие помощники Деда Мороза»; поделки «Ёлкины игрушки, шишки мишки и хлопушки»- Варежка;  «Домик для зайки» (Совместная деятельность с воспитателем); Новогодние раскраски;  «Новогодний праздник. Лепка подарков для кукол» (Приложение 4). Изготовление стенгазеты «Путешествие в новогоднюю Англию».

      На прогулке проводилось  рисование на снегу «Елочные игрушки», создание скульптур из снега; участие в коллективной аппликации «Моя елочка» (из детских ладошек).

В игровой деятельности - сюжетно-ролевые игры «семья», «в гостях у елки», «в магазин за подарками», путешествие в «Новогоднюю Англию».

    При взаимодействии с родителями проводились консультации  по изготовлению камина в английском стиле и о семейных праздниках и традициях, в частности, касающихся встрече нового года и рождества.

III этап- итоговый

Время реализации: 3 дня

       Итоговое мероприятие  по реализации проекта – Презентация группы в английском стиле. Данное мероприятие  формирует  представления об истории празднования нового года в разных странах мира, в частности, в Англии.

Продукты проекта

Для детей:

  1. Выставка «Новый год в английском стиле »
  2.  Подарки  родителям, куклам
  3. Тетрадь стихов и загадок про Новый год и Рождество    
  4. Коллективная работа «Моя елочка» (из ладошек детей)

Для педагогов:

  1. Творческий проект на тему «Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников  среднего возраста к культурным традициям народов мира»
  2. Компьютерная  презентация «Новый год в Англии»
  3. Конспект презентация группы в английском стиле  
  4. Стенгазета «Путешествие в новогоднюю Англию»
  5.  Выставка новогодних  фото детей.

Для родителей:

  1. «Английский камин»
  2. Выставка «Новый год в английском стиле»
  3. Памятка родителям: «Семейные праздники и традиции».

Заключение

Таким образом, в результате работы над проектом  произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы. Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ. Отмечается рост творческой активности детей, желание участвовать в коллективных и совместных работах. Обогатился уровень знаний и представлений об истории празднования нового года в разных странах мира,  в частности, в Англии. Наблюдается улучшение связной речи детей.

Список литературы

  1. Алябьева. Е. А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» Игровые технологии. Творческий центр Сфера. Москва-2005.
  2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1988. - 112с.)
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
  5. Лазарева. Т Красота спасет мир, Учебно-методическое пособие для православно ориентированных школ и педагогов.- М.- 2006, 383с)
  6. Парамонова Л. А. «Развивающие  занятия с детьми 5-6 лет» Москва – 2011 «ОЛМА медиа групп»
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.
  8. Консультации для воспитателей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac766.html
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

Приложение  1

        Беседа        

 «Новогодние традиции разных народов мира»

Цель: расширение знаний о праздновании Нового года в разных странах.

Ход мероприятия

1.   В каждой стране на Новый год приходит свой Дед Мороз и прибывает он на своём транспорте. Например, Санта-Клаус прибывает на оленях, Дед Мороз на тройке лошадей. В Узбекистане Снежный дедушка Корбобо в полосатом халате и в тюбетейке приезжает на… А вот на каком животном приезжает Снежный дедушка в Узбекистане вы и должны назвать. Итак, название, какого животного спрятано? (Ослик). 

2.Японцы, готовясь к Новому году, натягивают соломенную верёвку вокруг дома, чтобы оградить дом от злых духов и ставят ветви сосны и ещё одно растение – как символы верности и долголетия. Какое же растение ставят японцы вместе с ветками сосны? (Бамбук).

3.Как в Финляндии угадывают хороший ли год их ждёт? (Там в Новый год все снимают левый ботинок и бросают его через правое плечо. Если упадёт носком вперёд – всё в порядке, весь новый год будет счастливым. Пяткой вперёд – жди неприятностей).

4.Одна из легенд гласит. Давным-давно в одной стране жили люди, которые верили, что в ёлке живёт добрый дух леса, они поклонялись ему, задабривали его и для этого украшали ёлку, отсюда и пошла традиция по всем странам украшать ель. О какой стране идёт речь?

Вы уже знаете, что не всегда Новый год на Руси начинался 1 января. 1 января он стал начинаться только после указа царя Петра I. А до этого указа, в каком месяце начинался Новый год? Назвать месяц, в котором начинался Новый год до указа царя Петра I. (Сентябрь).

Рекомендуется задавать вопросы и заслушивать ответы на музыкальном фоне (песни о зиме, на новогоднюю тему).

А в каком месяце справляли Новый год до того как его начали справлять в сентябре? (В марте).

Какие первые украшения появились на ёлке и почему?(В канун Рождества, 24 декабря, который также является днём Адама и Евы, давалось представление об изгнании их из Райского сада. Так как зимой найти цветущую яблоню невозможно, актёры использовали ель или сосну, на ветки которых привязывали яблоки. Немцам так понравилась эта идея, что через два столетия уже все жители украшали свои дома елями и соснами, которые называли райскими деревьями. По традиции к веткам привязывали яблоки и вафли. С XVIIвека стали появляться первые ёлочные игрушки: позолоченные шишки, бумажные цветы и др.).

Ребята, а знаете ли вы, что раньше вместо ёлки украшали другие деревья? (Это были вишни, специально выращенные в кадках).

Сколько лет существует традиция наряжать ёлку? (Традиция украшать ёлку тоже велика, ей свыше 2000 лет).

   Где проживает самый главный Дед Мороз? (В Лапландии за Полярным кругом. Лапландия официально провозглашена «Землёй Деда мороза» решением ООН с 1984 года. Там расположена и резиденция Санта Клауса, где он живёт круглый год: Финляндия, 96930. Полярный круг. Или интернет: www.santamail.com).

А где проживает российский Дед мороз? (162340, Россия, Вологодская обл. г. Великий Устюг, Деду Морозу).

Почему в некоторых странах принято развешивать носочки у камина на новый год?

Вот что гласит легенда. Неподалеку от церкви, где проповедовал Николаус, жили три сестры, отец которых был очень беден и не мог обеспечить дочерей приданым. А без приданого они не могли выйти замуж.
Однажды рождественским вечером сестры завели разговор о том, как же им выйти замуж. Старшей пришла в голову мысль продаться в рабство, чтобы на вырученные деньги можно было приобрести приданое любимым сестрам. Она поделилась своей идеей с сестрами, но тогда каждая стала предлагать то же самое сделать с собой для счастья других. Этот разговор через открытое окно услышал проходивший мимо епископ Николаус и решил тайно помочь девушкам. Он подкинул им в окно кошелек с золотом. Денег хватило на приданое для старшей сестры, которая вскоре вышла замуж. Через год в такой же рождественский вечер епископ подкинул еще один кошелек, и замуж смогла выйти средняя сестра.На третий год Рождество выдалось очень холодным, во всех домах окна были закрыты, и Николаус забросил кошелек через дымовую трубу. Как по волшебству, кошелек угодил в один из чулок младшей сестры, которые она только что постирала и развесила на веревке у очага.С тех пор каждый год рождественским утром бедные семьи Миры находили у порога различные подарки, однако, кто их приносил, не могли понять. И тогда жители города придумали для себя образ милого белобородого старика в красно-белом одеянии, который на запряженной оленями повозке каждую зиму на Рождество спускается с горы Бейдалары и помогает бедным. Многие годы Николаусу удавалось хранить свой секрет. Но однажды, пробираясь в странном наряде и с мешком подарков в руках от одного бедного дома к другому, он наткнулся на ночной дозор. Сняв с головы незнакомца капюшон, дозорные узнали в нем своего епископа. Когда же они развязали мешок, то увидели, что он полон золотых яблок, игрушек, одежды и еды. Николаусу пришлось объяснить, что в день Рождества Христова он хотел порадовать бедняков и детей. Тайна наконец была раскрыта. С тех пор мирцы стали называть Николауса Рождественским Отцом. Это имя сопровождало епископа вплоть до его смерти, предположительная дата которой – декабрь 343 года). Что символизирует собой Снегурочка? (Снегурочка символизирует застывшие воды).
 

Приложение 2

Конспект НОД в средней группе «Новогодний праздник. Лепка подарков для кукол».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Виды детской деятельности: 
игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: 
учить детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы; фантазировать, составлять предложения по опорным словам; учить лепить предметы овальной и прямоугольной формы, с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.
Материалы и оборудование: 
картинка «Новогодняя ёлка», куклы, пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки, фантики от конфет.

Ход НОД:

1. Беседа.

Воспитатель. Ребята, на какой праздник люди наряжают елки?
(На Новый год.)
Воспитатель. 
А какими ёлки могут быть?
(Большими, маленькими, высокими, низкими, настоящими, искусственными.)
Воспитатель. 
Откуда же настоящие живые елочки попадают в дом?
(Из леса)
Воспитатель. 
Ребята, ёлки выращивают на специально отведённых для этого участках земли, называют их – питомники.
Воспитатель. 
Кто знает, как надо в доме ставить елку, чтобы она не падала? 
(Поместить в ведро с песком; сделать крестовину.)
Воспитатель. 
Праздничная ёлка стоит в квартире, где очень тепло. Как вы думаете, каким должен быть песок в ведре? 
(Сырым, елка будет впитывать воду из песка и не засохнет.)
Воспитатель. 
Чем украшают елку?
(Игрушками, бусами, гирляндами.)
Воспитатель. 
Почему нельзя елку украшать горящими свечами?
(Это опасно, может случиться пожар.)
Воспитатель. 
Из какого материала могут быть елочные игрушки?
(Из пластмассы, стекла, ваты, бумаги.)
Воспитатель. 
Чем опасны стеклянные игрушки?
(Стеклянные игрушки очень хрупкие. Осколками разбитой ёлочной игрушки можно пораниться.)
Воспитатель. 
Чем украшали елки в давние времена? 
(Вешали конфеты, баранки, орехи, яблоки, апельсины.)

2.Составление предложений по опорным словам.

Воспитатель. Ребята, сейчас я буду называть вам слова, а вы из них будете составлять предложения.
Дети - играть - комната. 
Папа - принести - елка - дом. 
Мама - идти - магазин - продукты. 
Бабушка - печь - пирог - капуста.
Мальчик - вешать - елка - шары.
Дети - любить - Новый год.

3. Чтение стихотворения «Живи, елочка!» И. Токмаковой.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение о ёлочке:
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе 
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите 
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая.
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто - ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!
Воспитатель. 
Чем искусственная елка отличается от настоящей?
(Искусственная ёлка может стоять долго в комнате, у неё не будут осыпаться иголки.)
Воспитатель. 
Чем искусственная елка лучше настоящей? Чем хуже?
(Искусственная елка красивая, пушистая, но она не пахнет хвоей.)

4. Физминутка «На морозе».

Воспитатель. Ребята, а новогодний праздник в какое время года бывает?
(Морозной зимой.)
Воспитатель. 
Так давайте с вами согреемся:
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок, 
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем!

5. Лепка новогодних подарков.

Воспитатель. Ребята, а что вы любите получать в новогодний праздник?
(Подарки!)
Воспитатель. 
Правильно, а что можно положить в новогодний подарок?
(Конфеты, печенье, яблоки, орехи, апельсины.)
Воспитатель. 
А какой формы бывают печенье и конфеты? И во что заворачивают конфеты?
(Конфеты и печенье делают круглой, овальной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. Конфеты заворачивают в фантики, а на печенье часто бывает какой-нибудь узор.)
Воспитатель. 
Ребята, давайте поздравим наших кукол с новогодним праздником и подарим им подарки – конфеты и печенье. 
Воспитатель напоминает детям приёмы лепки предметов круглой, овальной, квадратной, треугольной, прямоугольной формы. Ребята лепят конфеты, заворачивают их в фантики; печенье украшают разнообразными узорами при помощи стек.

6. Рефлексия.

Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?
Воспитатель. 
Что вам понравилось больше всего?

Приложение 3

«Сопоставьте страну и новогодние традиции, принятые её жителями»

Венгрия

Согласно традициям этого народа всякие вредоносные духи не переносят пронзительные звуки детских свистков, дудочек, труб и просто таки разлетаются в разные стороны со скоростью света. Благополучие и радость, наоборот появляются в жилищах, привлекаемые этими же звуками.

Латвия

На Новый год ну просто обязательно съесть горошину. Только так можно получить в новом году то чего желаешь.

В некоторых селениях Франции, лет 100 назад

Была такая занятная традиция: хозяйка, первая набравшая воду из источника должна была оставить там пирожок, испеченный своими руками. Каждая следующая женщина брала лежащий пирожок и оставляла свой. Так нехитрым способом за один день вся деревня обменивалась сдобой и хорошими новогодними пожеланиями.

Греция

В новогодний вечер, в особом почете – камни! Да не удивляйтесь – вовсе не драгоценные, а обычные камешки, взятые где-нибудь на мостовой или у ручья. Входящий в дом, хлебосольных хозяев, гость должен бросить его со словами: «Пусть богатства хозяев будут так же тяжелы, как этот камень». Помимо традиционных корзин с вином и шампанским, дарят друг другу в Новый Год новую колоду карт.

Болгария

Сразу после наступления нового года выключают свет. В это время все любящие пары целуются, поэтому новый год в этой стране еще называют праздником поцелуев.

Колумбия

На улицах появляется множество людей с куклами в руках. Это символ старого года, с которым они прощаются и люди благодарят кукол за все доброе и хорошее, что случилось с ними в прошедшем году.

Румыния

Если будете встречать Новый год в этой стране, будьте осторожней, не подавитесь! В новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы: мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья. А если перец? Все посмеются над обладателем такой находки - ему же остается только всплакнуть.

Куба

В этой стране вы основательно можете промокнуть, если решите пройти в новогоднюю ночь по улице. Дело в том, что жители этой страны перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился. Жители этой страны также желают, чтобы новый год был таким же ясным и чистым, как вода.

Япония

Утром первого января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми лучами солнца жители поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.

Вьетнам

Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек жители разводят костры в парках, садах или на улицах. У костров собираются несколько семей. На углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды.

Монголия

Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания - проверка на ловкость и смелость. Так же, как и народы Европы, жители встречают Новый год у елки. К ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

Бирма

Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается «фестивалем воды». На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из различной посуды. При этом никто не остается в обиде, ведь обливание водой – это своего рода пожелание счастья в новом году.

Австралия

В это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах!

Италия

В новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую горшки, стулья, сапоги... Случается, и громадный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей тем больше богатства принесёт Новый год!

Индия

В этой стране целых восемь дат, которые отмечаются как Новый год. Вот, например, есть такой день – Гуди Павдва. Тут уж непременно надобно отведать листьев дерева ним-ним. Ох, какие же горькие эти листья! Но, по старому поверью, они оберегают человека от болезней и бед, обеспечивают, как говорится, сладкую жизнь.

Англия

Новый Год весь дом украшается веточками омелы, что служит отличным дополнением к новогодней елке. Букетики омелы находятся везде, даже на люстрах и лампах. У жителей этой страны существует очень интересная традиция целовать человека, который стоит в центре комнаты под букетиком омелы.

Швеция

В канун Нового года принято дарить друг другу самодельные свечи, так как здесь свет символизирует радость и веселье. Местные папы отправляются выносить мусор, а возвращаются в облике местного Деда Мороза, который здесь называется Юль Томтен.

Исландия

К детишкам этой страны Дед Мороз может заглянуть в любой день с 1 по 24 декабря. Зная это, многие стараются хорошо себя вести, так как знают, что могут найти в своем праздничном чулке обычную сырую картофелину вместо подарка.

Испания

Отправляясь в новогоднюю ночь в гости в этой стране, обязательно захватите с собой бутылку шампанского и кусочек нуги. Их принято класть в новогоднюю корзину, которая находится в каждом доме.

Аргентина

По давней традиции служащие учреждений в последний день уходящего года выбрасывают из окон старые календари, ненужные ведомости и бланки.

Китай

В новогоднюю ночь по улицам этой страны протекает праздничная процессия, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе свет в Новый год. Так как считается, что новый год окружён злыми духами и нечистыми силами, то отпугивают их с помощь хлопушек и фейерверков.

Мексика

В этой стране с боем часов вспыхивают фейерверки и начинаются карнавальные шествия. Здесь существует традиция разбивать горшки, наполненные фруктами, водой, новогодними подарками.

Приложение 4

Конкурсы и эстафеты

«Эстафета новогодняя елка».

Кто быстрее нарядит елку. Один участник команды выступает в роли елки. Остальные участники по очереди украшают елку. Чья команда справится быстрее, та и победила.

 «Назовите несколько отличий Деда Мороза от Санта Клауса»

  1. Дед Мороз имеет густые серебристые волосы и седую бороду (длинную).
  2. Одет Дед Мороз в длинную шубу по щиколотку или по голень, расшитую серебром и отороченную мехом, а Санта Клаус – носит короткую шубу.
  3. У Деда мороза под шубой – белые льняные рубашка и брюки, у Санта Клауса – красные или другого цвета.
  4. На голове у Деда Мороза – красная шапка, расшитая серебром, а не колпак как у Санта Клауса.
  5. На руках у Деда мороза – трёхпалые перчатки или варежки, расшитые серебром.
  6. На ногах у Деда Мороза красные сапоги, а не чёрные как у Санта Клауса или в морозную погоду – белые валенки.
  7. В руках у Деда Мороза – посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, завершается он изображением месяца или головы быка (символ власти, плодородия и счастья).

 «Сопоставьте страну и имя местного Деда Мороза» (стрелками).

  • Итак, в Бельгии живет Святой Николай, он носит красную сутану и митру (головной убор), с собой у него золотой посох. К итальянским ребятишкам приходит фея Бефана, одета как типичная фея, с собой у нее золотой ключик, чтобы отпирать любые двери. В Колумбии во время нового года – карнавал, главный герой его – Старый год, он расхаживает на ходулях и не скупится на фейерверки. Шведы встречают Святую Люсию в короне с зажженными свечами (я рекомендую вам  надеть импровизированную корону со свечами из картона и фольги). Маленькие китайцы ждут подарков от Дун Че Лао Рена, это такой старичок с длинной бородой, он носит развевающиеся шелковые одеяния и ездит на ослике..

Французский Дед Мороз приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках.

 

Сегацу Сан

В новогоднюю ночь дети Англии оставляют на спинке кровати чулок, чтобы он оставил там свой подарок.

 

Баббо Натали

Приход этого Деда Мороза в Японии возвещают 108 ударов колокола.

 

Санта Клаус

Итальянский Дед Мороз советует начать новый год с выбрасывания старых вещей из окон.

Ответы:  Франция- Пер Ноэль, Италия – Баббо Натали, Япония- Сегану Сан, Англия – Санта Клаус.

 

Пер Ноэль

 «Золушка».

Один ребенок берет ведро с мусором, добегает до стула и высыпает ведро, передает ведро следующему участнику, который добегает до стула и собирает мусор обратно в ведро, и т.д. пока все участники не поучаствуют в конкурсе.

 «Угадай, о каком предмете идёт речь».

Я буду зачитывать вам высказывания детей об этих предметах, а вы отгадывайте. Кто отгадает, получит этот предмет. Первая подсказка:

  • Детям очень нравится эта штука.
  • От неё у взрослых бывает много хлопот.
  • Один раз у неё внутри была маска зайца на резинке.
  • Она похожа на конфету.
  • У неё есть верёвочка, за которую нужно дёргать. (Хлопушка).
  • Они бывают разноцветными.
  • У нас весь пол был ими усыпан.
  • Однажды у мамы в прическе они запутались, и она никак не могла их достать.
  • Они, как снежинки, падают, падают.
  • Мой папа их дыроколом делает. (Конфетти).
  • Это что-то такое длинное.
  • Он такой разноцветный и блестит.
  • Его можно легко порвать.
  • Его делают из фольги или разноцветной бумаги.
  • Когда его бросают, он разматывается, оставляя длинный «хвост». (Серпантин).
  • Они бывают большие и маленькие.
  • В нём всё отражается вверх ногами.
  • Его вешают на ёлку.
  • Когда зажигают гирлянды, их свет тоже отражается в нём.
  • Они бывают разного цвета, но всегда круглые. (Ёлочные шары).
  • Говорят, что от них может загореться дом.
  • У меня их целая пачка.
  • Люди с ними ходят по улице и машут руками.
  • Их на елке нельзя вешать, но некоторые это делают.
  • Они горят и искры разбрасывают. (Бенгальские огни)
  • Когда я был маленьким, я их никогда не слушал.
  • Они бывают только в Москве.
  • И все в это время встают и чокаются.
  • Их по телевизору всегда показывают.
  • А вообще-то они со стрелками. (Куранты)
  • Я один раз пробовал, когда мама не видела.
  • А у нас полгода в серванте стояло.
  • Там сначала «ба-бах», а потом «п-ш-ш».
  • Самое главное надо следить, чтобы оно не убежало.
  • А у нас пробка чуть зеркало не разбила. (Шампанское).

 «Зимняя рыбалка».

Участник команды надевает варежки, шапки, сапоги  берет удочку добегает до лунки, ловит рыбку, снимает ее с крючка и бежит к своей команде. Снимает одежду и отдает удочку следующему участнику. Чья команда быстрее выловит всех рыбок из лунки, та и победила.

 «Катание на санках».

Необходимо прокатить воздушный шарик до стула и обратно. Передать эстафету следующему игроку. Чья команда справится первой с заданием, та и победила.

 «Новогодние силачи и ловкачи».

 «А вы знаете, что в США в канун каждого Нового года проводится конкурс на самого ловкого. Сильного и выносливого? Давайте последуем их примеру?» Задание конкурса: попасть снежком  в мишень.

Вывод: Что нового вы узнали сегодня на нашем празднике? Что вам больше всего запомнилось?  

Приложение 5

Дидактические и подвижные игры

1. Логическая елка.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Оборудование: дидактическое пособие «Логическая елка» с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические  фигуры- вкладыши разного цвета.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась елка. Как вы думаете почему?

Дети:  Скоро  новый год.

Воспитатель: Правильно, но наша елка необычная. (показываю) Посмотрите, какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?

Дети:  Игрушек.

Воспитатель:  Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их посмотрим.  Это не простые елочные игрушки, а что же это?

Дети:  Геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на елку.) Задаю вопросы: Какой геометрической формы эта игрушка? Какого цвета квадрат? На ветку какого цвета повесишь этот круг?

Когда игрушки все на месте  предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как она ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление творчества, фантазии.)

2. Украсим ёлку.

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа

Оборудование: дидактическое пособие ёлка, игрушки.

Ход игры

Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки, которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру  рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру  жука.

Воспитатель. Куда ты его повесишь.

Ребенок. Я повешу его с правой стороны.

Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.

Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов. Самое короткое слово – жук.

Воспитатель. Почему?

Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.

Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку.

3. Новогодняя ёлка.

Цель: закрепить понимание предлогов на и под; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.

Оборудование: дидактическое пособие елка,  Дед Мороз и Снегурочка, подарки, игрушки.

Ход игры

Взрослый просит ребенка украсить ёлку и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. Кто (что) находится слева от ёлки, а кто (что) находится  справа от ёлки.

4. Салки – ёлочки

Цель:быстро бегать; ориентироваться в пространстве,учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне  стоит водящий. Он считает до пяти и бежит догонять игроков.Остальные игроки разбегаются и уворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая елку.

Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой позе больше 5 секунд.

Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может салить любого игрока из ёлочек.

Осаленный игрок становится водящим.

5.Ель, ёлка, ёлочка.

Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Ход игры

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры  Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке. Дед мороз

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:

  Я - Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются. Игра повторяется. Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

Подвижно-дидактическая игра

«Угадай-ка дерево».

Задачи:

Закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию, основываясь на отличительные признаки.Развивать внимание, слухо-моторную координацию.

Ход игры: На мольбертах в разных частях группы расставлены картинки с изображением различных деревьев. Точно такие же картинки находятся у каждого ребенка. Воспитатель, а затем ребенок – ведущий описывает дерево, договорив загадку до конца, немного выжидает и подает сигнал (например, хлопает в ладоши). Остальные угадывают, о каком дереве идет речь, берут картинку из набора и подбегают к мольберту. Тот, кто первый отгадал, получает фишку.

В игре можно использовать загадки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам изучения декоративно прикладного искусства»

—Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчик...

Проектная деятельность, как важнейшее средство педагога, необходимое для успешного развития и обучения дошкольника

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результат...

«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национал...

Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...