«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Остапенко Ольга Николаевна

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.

              Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Методическая разработка

 

«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»

                                                         

                                                                         

Актуальность

              Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.

              Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает. Через игру дети ненцев воспитывают у детей стойкость, мужественность, умение быть приспособленными к суровым условиям обитания. Поэтому маленькие ненецкие дети всегда играли с игрушечными оленями, сделанными из деревянного бруска, с настоящими нартами, луком и стрелами, но все в уменьшенном виде, чтобы ребенку было удобно воспроизвести свои действия в игровой форме. Так, играя, ребенок усваивал навыки традиционных отраслей хозяйства. Мальчики и девочки копировали действия взрослых, играя в пастухов, рыбаков и охотников, в хозяек чума, швей, мастериц, используя настоящие орудия труда – рыболовные снасти, средства передвижения, арканы, стрелы и лук, швейные иглы и нитки. В основном все игрушки ненцев изготавливаются из природного материала, и не несут никого вреда для здоровья ребенка.

               У юных ненцев игры, связаны с основными видами занятий ненцев – оленеводством, рыболовством, охотой и другими чисто мужскими занятиями.

               С раннего возраста девочки играют в куклы. При этом дети, воспроизводят взрослую жизнь, усваивают социальные роли, каждый из которых в игре соответствуют определенная кукла: дедушка (изготовления из носа лебедя), бабушка (нос лебедушки), отец (гусиный нос), мать (нос гусыни), сын (нос полызня),  дочь (нос утки).

               Для развития познавательной активности дошкольников по приобщению к  

культурному наследию коренных народов Севера, наиболее актуальным является  метод проектной деятельности.

Тип проекта:

Познавательный, групповой.

Вид проекта:

Краткосрочный.

I этап: Целеполагание: Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка. А ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, педагоги МБДОУ.  

Цель проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с ненецкими играми и игрушками.  

Задачи проекта: 

  • Познакомить с  историей детской самодельной куклой; историей возникновения куклы нухуко (выяснить, почему куклы изготавливаются непосредственно из клювов водоплавающих птиц).
  • Познакомить детей с ненецкими настольно-печатными и подвижными  играми.
  • Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  • Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к играм народов Севера.
  • Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
  • Приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.

Оборудование, материалы: 

  • Создание центра «Северные просторы», создание альбомов «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера», «Растения северного края», «Красная книга Ямала», «Подвижные игры», макет.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • У детей сформированы представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных  играх.
  • Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
  • Повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность; повышение компетентности родителей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.

II этап. Реализация проекта: 

  • Довести до участников проекта важность данной темы.
  • Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
  • Подобрать методическую, научно-популярную  и художественную литературу, дидактические материалы,  наглядные пособия, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.
  • Создание видеопрезентаций.
  • Обогатить развивающую среду по темам проекта.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Осуществлять активное сотрудничество с родителями (законными представителями) в процессе работы над проектом. Включать родителей (законных представителей)  в процесс физического воспитания дошкольников.
  • Написать перспективный план мероприятий.                                                                 

III этап. Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:

Образовательные области

Формы работы

Социально – коммуникативное развитие

Общения: «Чум – дом ненцев», «Знакомство с предметами быта», «Знакомство с шитьем зимней одежды и обуви»;

Знакомство детей с историей детской куклы - «Ненецкая кукла – Нухуку»,  историей возникновения куклы «Нухуку».

Сюжетно – ролевая игра:  «Нухукова – игры в куклы - разыгрывание бытовых тем из жизни взрослых; воспитание доброго отношения к семейным традициям.

«Мядикотавы» - игры в чум.

«Ханена» - игра в охотников.

Познавательное развитие

Познавательные рассказы педагогов.

Целевая экскурсия в краеведческий музей Дома Детского творчества.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа: «Чум – ненецкий дом»

Чтение и обсуждение ненецких народных сказок.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация: ненецкая девочка – дпи (картон, нитки).

«Маленький оленевод», «Стойбище оленеводов.

Изготовление тряпичных кукол.

«Северное лото», «Северное домино».

Лепка: ненецкая девочка (пластилинография),

Рисование: Игра «Путешествие по Ямалу», «Рисование национальных костюмов  севера».

Чтение ненецких сказок: «Как медведь хвост потерял», «Глупый лось», «Как ворон лису перехитрил», «Куропатка», «Почему совы не видят солнечного света», «Старик Хэнгоре», «Заяц и медведь» (хантыйская сказка), селькупские сказки – «Глаза и Уши», «Как собака хозяина себе нашла».

Легенда «Почему лебеди белые».

Чтение стихотворений о животных и птицах Севера из сборника «Ямальский  калейдоскоп».

Загадывание загадок о животном и растительном мире Ямала.

Чтение литературных произведений из книги Прокопия Явтыная «Зов морошковой земли».

Просмотр фильмов из цикла документальных фильмов «Ненцы. Уроки предков».

Просмотр фильма «Птица легенда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Берегись охотника», «Бой медвежат», «Быстрый олень», «Важенка и оленята», «Ловля оленя», «Полярная сова и Евражка», «Гонки на нартах».

Игры – состязания: «Куобах» (прыжки на двух ногах), «Кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге),

«Перетягивание палки», «Прыжки через нарты».

 «Мядикотавы» - игры в чум.

«Ханена» - игра в охотников.

«Тынчангота» - игры в ловлю оленей, при этом мальчики бывают пастухами, а девочки – только оленями.

Работа с родителями

(законные представители)

Праздник  «Народов Севера».

Участие родителей (законных представителей) в подборе материалов «Игры и игрушки народов Севера».

Привлечение родителей (законных представителей)  к пополнению предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Консультации: «Лучшая кукла – самодельная», История возникновения куклы «Нухуко».

IV этап.  Презентация проекта.

  • Викторина «По страницам ненецких народных сказок».
  • Показ детьми ненецкой сказки «Кукушка».
  • Изготовление лепбука «Северная мозаика».

Заключение

     В результате реализации проекта у дошкольников сформировались представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных  играх. Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры. У детей развивается познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазия.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Экспресс- игра Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Экспресс- игра  Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. ЦельСовершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников. Актуальность:...