Готовим детей к школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Леонтьева Марина Сергеевна

Переход от дошкольного детства к школьному – качественный скачок в развитии ребёнка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или возрастом, а созреванием физиологических систем организма, сформированностью определённых качеств психики и личности. 
Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи, методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития. 
Условно готовность к школе можно представить в виде суммы трёх составляющих:
• Готовность организма ребёнка к систематическому обучению;
• Готовность психических процессов;
• Готовность личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим детей к школе

Переход от дошкольного детства к школьному – качественный скачок в развитии ребёнка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или возрастом, а созреванием физиологических систем организма, сформированностью определённых качеств психики и личности.

Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи, методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития.

Условно готовность к школе можно представить в виде суммы трёх составляющих:

• Готовность организма ребёнка к систематическому обучению;

• Готовность психических процессов;

• Готовность личности.

Готовность организма рассматривается гигиенистами как уровень морфологического и функционального развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить его работоспособность.

Готовность ребёнка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развёрнутая речь.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями и навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребенка, т. е определённый запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.
Третья составляющая готовности к школе, т. е готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться.

Неготовность личности ребёнка к новой социальной ситуации развития характеризуется преобладанием игровой мотивации поведения и деятельности над учебной.

Готовности ребенка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития и адаптации к школе.

К нам в детский сад поступают дети с общим недоразвитие речи.

Подготовка к школе таких детей – это сложная задача, так как в минимальный срок надо скорректировать недоразвитие речи, а так же создать предпосылки для школьного обучения.

У детей, поступающих в наш детский сад, оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей имеют свои индивидуальные особенности. Однако есть и следующие общие закономерности:

1) Нарушение звукопроизношения;

2) Искажение слоговой структуры и звуконаполняемости речи (пропуски и перестановки слогов, звуков, и другие нарушения) ;

3) Бедный словарный запас;

4) Ошибки в грамматическом оформлении речи (нарушение согласования и управления, пропуски предлогов, сложности при построении предложений) ;

5) Указанные нарушения во всех компонентах звуковой системы отражаются на связной речи, которая является далеко несовершенной (рассказы детей непоследовательны, недостаточно полны, состоят из простых предложений, не содержат эпитетов, но содержат фонетические и грамматические ошибки);

Кроме речевых нарушений, у детей страдают внимание, память, словесно-логическое мышление, так же необходимо отметить недоразвитие мелкой моторики, слабую познавательную деятельность, отсутствие учебной мотивации. нередко встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. После перенесенных заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а так же вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемость, снижением работоспособности.

Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:

• Выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности

• Устранить фонетико-фонематическую недостаточность

• Сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения

• Развить связную речь

• Предупредить нарушение письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории

В коррекционных группах нашего дошкольного учреждения созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки к школьному обучению.

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, включают основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию»: формирование речемыслительной деятельности, обобщенных представлений о языковых единицах и особенностях их функционирования. Формирования сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, практическое потребление различных частей речи. Эти задачи решаются на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приёмы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам Программы детского сада.

Структура фронтальных занятий включает в себя:

• Формирование лексико-грамматических средств языка

• Обучение связной речи (диалогической и монологической)

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия

• Овладение элементами грамоты

Таким образом, к моменту выпуска из детского сада ребёнок достигает определенного уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её – это изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается недоразвитие речи.

Эти задачи успешно решаются нами в процессе планомерной коррекционно-воспитательной работы логопеда и воспитателей.

Коррекционная программа под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. Ф. Чиркиной предусматривает одним из видов фронтальных занятий – занятия по формированию правильного звукопроизношению и обучению грамоте.

Основными задачами коррекционного обучения по данному разделу являются следующие:

• Сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем

• Научить их произносить слова различной слоговой сложности

• Научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи

• Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

• Научить детей чтению и письму

Для выполнения поставленных задач в первую очередь исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся.

Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, т. е дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить её отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.

Занятия по обучению грамоте направлены на профилактику письма и чтения. Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с ОНР, в силу несформированности фонематических представлений, этой готовностью не обладает. А так же для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка с речевым недоразвитием бессмысленными знаками.

Учитывая все эти особенности детей с ОНР, обучение грамоте проводится нами на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучении чтению и письму.

Дети в практическом плане усваивают термины: слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твёрдости, мягкости, звонкости, глухости. Знакомятся с буквами, складывают слоги, слова, предложения. Навык чтения закрепляется воспитателями в вечернее время, а родителями в субботу и воскресенье.

Таким образом, в результате квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников педагогическим коллективом МБДОУ осуществляется коррекция речевых нарушений у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...

Готовим детей к школе

На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмаст...

готовим детей к школе

Задания на развитие внимания, мышления, воображения....

Деловая игра для детей и родителей "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Деловая игра для родителей совместно с детьми, проводимая в рамках реализации педагогического проекта для детей подготовтельной к школе группы и их родителей "Готовим будущего школьника"...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

Статья будет интересна молодым педагогам, работающим с подготовишками и родителям будущих первоклассников. Данный материал хорошо изучен, но остается достаточно злободневным. Прочтение данной статьи п...

Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»

       Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?...