Игры и упражнения.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям

Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей дошкольного возраста

Каждый логопед, работающий с дошкольниками с общим недоразвитием речи(ОНР), сталкивается с большими трудностями при подготовке детей к школе.

     У детей с ОНР не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы. У  детей с ОНР наблюдается крайне бедный словарь, часто только обиходный. Недостаточно сформирован грамматический строй речи, страдает фонематическая сторона речи. Такие дети плохо понимают речь взрослого из-за ограниченности импрессивного и экспрессивного словаря и недоступности семантики (смысла) многих слов. Следствием этого является практическое отсутствие связной речи. У детей дошкольного возраста с ОНР неразвиты базовые внеречевые процессы : моторика (общая и мелкая),восприятие, память, мышление и пр.. У них наблюдается соматическая ослабленность и своеобразные поведенческие реакции. Такие дошкольники зачастую или крайне расторможены со своеобразными поведенческими реакциями или крайне заторможены, медлительны.

     Предлагаемые задания являются базовыми и могут быть использованы на примере любого лексического материала. Их можно дополнить, развить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«нарисуй или наклей картинки на заданную тему»

Предлагаемые цели задания :

  • Расширение, активизация словаря по любой лексической тематике / назови что (кто) это? / ;
  • Формирование грамматического строя речи / поочередно закрывать по одной картинке – назови чего (кого) нет? / ;
  • Развитие фонематического слуха / родитель называет картинки : хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «С» и т.д. / ;
  • Автоматизация звуков речи / назови картинки, в названии которых есть звук «Р» и т.д. / ;
  • Обучение элементам грамоты / определи первые звуки в названии предметов  и т.д. / .

«Назови и раскрась»

Предлагаемые цели задания :

  • Активизация словаря / назови каждый предмет, назови только…., / ;
  • Формирование навыка обобщения предметов по основным признакам ;
  • Развитие сенсорики, уточнение и закрепление знаний ребенка о цвете, форме, величине ;
  • Развитие слухоречевого внимания / например, первым раскрась…, а вторым раскрась…, синим раскрась…, а красным… / ;
  • Формирование грамматического строя речи / например, сколько овощей, сколько фруктов, сколько всего…; красный круглый помидор, желтое овальное яблоко / ;
  • Развивать умения удерживать в памяти и правильно выполнять многоступенчатые инструкции / например, раскрась…, сосчитай…, назови / ;

«назови правильно»

Предлагаемая цель задания :

  • Формирование грамматического строя речи / например, закрепление умения детей правильно согласовывать существительные с числительными – назови : что это и сколько? Одна морковка, две морковки ит.д. / . для выполнения задания используют зрительный ряд из пяти одинаковых предметов. Важно открывать предметы поочередно для называния их ребенком.

«найди одинаковые по форме и величине предметы и раскрась их»

Предлагаемые цели задания :

  • Закрепление знаний ребенка о цвете, форме, величине предметов, геометрических формах, количестве;
  • Развитие слухового, зрительного внимания и памяти ребенка. Например :а)найди и раскрась предметы, похожие на круг; б)найди и раскрась пары одинаковых предметов; в) найди и раскрась одинаковые по форме, но разные по величине.

Найди лишний предмет

Предлагаемые цели задания :

  • Учить обобщать предметы по заданным признакам;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Например : зачеркни среди предметов один, который нельзя назвать так же, как остальные; назови общим словом незачеркнутые предметы; назови незачеркнутые предметы по порядку; назови зачеркнутый предмет / со зрительной опоры; вспомни и назови зачеркнутый предмет / без зрительной опоры.

«назови наоборот»

Предлагаемые цели задания :

Расширение и активизация словаря антонимов на примере :

  • Прилагательных / мокрый – сухой ;
  • Приставочных глаголов / въехал – выехал ;
  • Наречий / жарко – холодно.

Придумать, показать и объяснить такие примеры, чтобы в контекстной речи ребенку был понятен смысл данных слов. При показе возможно использовать действия, выполняемые настоящими предметами или игрушками. Например : грузовик выезжает из гаража, а легковая машина въезжает в гараж.

«подбери нужное слово (прилагательное к существительному)»

Предлагаемые цели задания :

  • Расширение и активизация словаря признаков по разным лексическим темам;
  • Формирование грамматического строя речи.

 

«подбери слово (глагол к существительному)»

Предлагаемые цели задания :

  • Расширение словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Составление предложений из 2-х слов по схеме / кто, что делает? / .

«нарисовать предмет в круге, квадрате»

Предлагаемые цели задания :

  • Учить ребенка ориентироваться в заданном пространстве / круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, многоугольнике, клетке, между двумя линиями / , соблюдая его границы и промежутки;
  • Осуществлять многократное, точное повторение / перенос / , соблюдая заданную программу рисования;
  • Тренировать мелкую моторику пальцев рук;
  • Совершенствовать графико-моторные навыки;
  • Развивать зрительный гнозис и пальцевой праксис;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию и действовать, соблюдая поэтапную очередность.

«заштриховать предмет»

Предлагаемые цели задания :

  • Осуществлять многократное повторение / перенос / , соблюдая данную программу рисования;
  • Тренировать мелкую моторику пальцев рук;
  • Учить детей заштриховывать предмет в соответствии с заданным направлением и / или / цветом.

Варианты заданий для детей подготовительных к школе групп

При обучении детей элементам грамоты даются варианты заданий. Предупреждающие возможные нарушения письменной речи :

  • Впиши букву в пространство, в клетку;
  • Напиши слог;
  • Составь из слогов слово;
  • Напиши слово;
  • Найди и назови правильно написанные буквы;
  • Зачеркни неправильно написанные буквы;
  • Собери маленькое слово из букв и напиши его;
  • Соедини слоги в слава и напиши их;
  • Определи и обозначь место звука в слове (начало, середина, конец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения» ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА

Цель этих упражнений — в легкой игровой фор­ме познакомить участников друг с другом и подгото­вить их к дальнейшей совместной работе. Эти упраж­нения помогают показать участникам, чем они отли­чаются ...

«Игры и упражнения»ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

«Мечты» (20мин.)Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.Материалы: бумага и маркеры.Предложите участникам подумать в течение не­скольких ми...

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...