Кризисы дошкольного возрста
консультация на тему

Шай Марина Сергеевна

Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:

  • Кризис первого года (переход к раннему возрасту)
  • Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту)
  • Кризис 7- ми лет (переход к младшему возрасту)
  • Кризис подросткового возраста.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

 

Проявления:

  •  всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)
  • появление аффективных реакций (плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых).

Что еще происходит с ребенком?

Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

 

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  •  создавая запреты, не делайте их слишком много
  •  старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек) — ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

 

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

 

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения.

Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я. 

 

Проявления:

  • Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
  • Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
  • Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  • Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные, только собственные желания и потребности.
  • Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
  • Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старой  привязанности к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

 

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо  «Убери игрушку», — «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • ведите себя с ребенком  как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. — будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).
  • притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.

DSCN1369

 

 

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению), ребенок обретает уверенность в себе (своих возможностях, своих способностях, начинает верить в себя).

 

 

Проявления:

  • Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор — ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
  • Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • «Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.
  • Внешний вид — внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
  • Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
  • Самостоятельные занятия — у ребенка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию, происходит  смена мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.

Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях, обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
  • будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

 

Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится.

Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.

Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет.

Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как:

  • самоутверждение,
  • борьба за статус полноценной личности.

Проявления:

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости.

Для кризиса независимости характерны:

  • упрямство,
  • негативизм,
  • строптивость,
  • своеволие,
  • обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям,
  • протест-бунт и собственничество.

Кризис зависимости проявляется:

  • в чрезмерном послушании,
  • зависимом от старших положении,
  • к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос».

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

 

Что могут сделать родители:

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать.

  • С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства.
  • Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возрста

Материал включает содержание подвижных игр со старшими дошкольниками....

Музыкальные игры для развития слухового внимания у детей раннего и младшего дошкольного возрста

Сборник игр с музыкальным сопровождением для детей раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года), направленных на развитие слухового внимания.Может быть использован для работы музыкальным руковод...

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возрста

В данной работе представлен материал для педагогического совета на тему: "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возрста

В данной статье приведено описание ряда методик, направленных на укрепление здоровья детей, увеличение двигательной активности на занятиях, а также приводятся примеры игр и заданий, способствующих пов...