Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бедакова Елена Алексеевна

Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников»

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

  • Вступительный этап.
  • Основная часть:
  • Подведение итогов собрания.

                                             

                                                 Ход собрания:

                                                                                                                        «Дети – это счастье,

                                                                                                            созданное нашим трудом».

                                                                                                                        В.А.Сухомлинский

                                                                                    «Наши дети – это наша старость…

                                                                     Правильное воспитание – это счастливая старость,

                                                   Плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы…»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Речь – форма общения.

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и так далее. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.  Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе.

Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

На слайде показан перечень наиболее значимых факторов речевого развития ребенка. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента общения.

  1. Общение ребенка с другими детьми.
  2. Речь взрослого - образец для подражания.
  3. Чтение детской художественной литературы.
  4. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Именно данный перечень условий определяет развитие речи детей. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка, объясняют, как он должен себя вести.  Итак, прежде всего вы можете и должны:

  1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
  2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
  3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Отравляясь с ребенком на прогулку: 

  1. поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
  2. в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
  3. какое сейчас время года?
  4. покормить птиц;
  5. загадать загадку;
  6. познакомить с народными пословицами и приметами;
  7. прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
  8. поиграть в игру.

Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя: существительные, обозначающие названия игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных, глаголы , обозначающие действия, наречия, прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус, предлоги.                                                                                                                                      С детьми нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес.

Пусть дети вас радуют своими успехам/

Приложение 1. Памятка «Развития речи ребёнка»

  • Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
  • Знакомьте детей с дикими и домашними животными, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
  • Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василёк – красивый, великолепный, полевой.
  • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...