Главные вкладки

    Консультация на тему:
    «Руководство для родителей по воспитанию детей. Ценности семейного воспитания»

    Григорьева Татьяна Николаевна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravila_semeynogo_vospitaniya.docx16.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

          Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности  в сфере духовно – практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

         Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений,    обеспечении общественной  стабильности и прогресса.

        Формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.

        Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования  в семейном и общественном воспитании.

       Существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Не уменьшается пока количество детей, от которых при их рождении отказались матери; возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Но вопреки имеющимся негативным явлениям продолжают развиваться и прогрессивные тенденции становления молодой семьи. Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существенных причин – недостаточная педагогическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

        Современное содержание воспитания и обучение дошкольников, научно обоснованное и подкрепленное примерами из опыта, усваивается родителями в разнообразных формах их общения с педагогом, психологом, врачом, проводящим практическое занятие, консультацию или беседу. Необходимо шире использовать методы проблемных вопросов, адресованных родителям, педагогических ситуаций и др., активизирующих мышление и практическую деятельность родителей, заставляющих анализировать как поступки ребенка, так и свои воспитательные воздействия.

        В настоящее время актуальной задачей продолжает оставаться индивидуальный, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов дошкольного дела семьи не только трудные, но и не совсем благополучные в каких – то конкретных, но важных вопросах.

        Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.

        На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышения уровня жизни и т. д.

        Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

    Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе – от младенчества до поступления в школу. Непосредственно образовательная деятельность, игры и труд организуются педагогами, имеющими, как правило, специальное образование.

         Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и в праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации, советуются с воспитателями. Но каждый из родителей несомненно сознает, что этого недостаточно, что надо овладеть знаниями о психологических и физиологических особенностях детей дошкольного возраста, о содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений.

         Чтобы общество по- настоящему поверило, что семейная политика стала приоритетным направлением, нужны кардинальные сдвиги, смена ценностных ориентаций. Крайне необходимо, чтобы государство четко определило и сформировало своего рода госзаказ на семейные ценности. Необходимо понять раз и навсегда: семья, дети – это не только личное дело отдельных граждан. Семья – один из важнейших устоев государства. Взаимосвязь здесь самая непосредственная: крепкая семья – живая и процветающая Россия.

         Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

    Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

    Консультация для родителей «Поощрение и наказание в семейном воспитании»

    Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель - благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумыва...

    Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»

    Этот материал поможет родителям найти интересные занятия для своих детей дома...

    Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»

    Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая осо­бого значения ее воспитательной роли....