Ранний возраст- это серьёзно
консультация (младшая группа) на тему

Смирнова Наталья Геннадьевна

«Ранний возраст – это серьезно»

 

Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: - способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром; - развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; - возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры; -начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша. Открытие предметного мира Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия). Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого. В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития. По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте. Родителям необходимо помнить, что: - ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях. - ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца. - малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности. - для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия. - если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов. - больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик. Речевое развитие Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое. Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте. Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия. В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни. За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Основные условия полноценного развития речи: - обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная - ребенок должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. - взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением. - чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. - обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры протекают молча, про себя. Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии. Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых

создать необходимые условия в первые три года жизни малыша

Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка.

Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и

активного человека.

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали,

что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три

года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или

глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни

ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка

активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание,

воображение и др.

Главные приобретения этого возраста:

- способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;

- развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение,

движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;

- возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;

-начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов

малыша.

Открытие предметного мира

Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов

завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не

похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него

у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50

разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем.

Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные

действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии

вспоминает их и действует так же (специфические действия).

Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша

близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные

помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и

богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго

будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего

полноценного развития.

По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память,

сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы

которой закладываются в раннем возрасте.

Родителям необходимо помнить, что:

- ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное

сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то

партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.

- ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо

многократное воспроизведение образца.

- малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального

подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой,

взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное

отношение к предметной активности.

- для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и

действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает

со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание

следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.

- если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у

ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития

общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность

волевых процессов.

- больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он

делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится

конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку

своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.

Речевое развитие

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его

потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в

речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и

формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет

совместно, так как они составляют единое целое.

Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми

звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные

человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли

ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную

по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые

он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое

манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами

тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть

в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они

являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно

в этом возрасте.

Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по

всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться

к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому,

что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе

их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам:

кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно

уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на

объяснении, а не на показе действия.

В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие

по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении

первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при

хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой

большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами

свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Основные условия полноценного развития речи:

- обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее

важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки,

положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим,

воспринимается как особо действенная

- ребенок должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо

воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать

взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым,

начинают сами произносить слова.

- взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте

ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки

правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро

овладеет хорошим, правильным произношением.

- чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей,

нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу,

«читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети

иногда запоминают наизусть целиком.

- обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не

только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие

организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли,

так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку,

младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры

протекают молча, про себя.

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное

значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и

ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию

малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к

снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в

развитии.

Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод

для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка),

психологу, к учителю-логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)

Игра для ребенка, это освоение им,  его окружающей действительности. Именно  играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

«Ранний возраст- это серьёзно»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....