«Игровой зал» «Влияние современной игрушки на психику ребенка»
методическая разработка по теме

Тарасенко Валентина Владимировна

В программе:

 

- Каково назначение современной игрушки

- Какая должна быть современная игрушка

- Какие  игрушки ждут нас в будущем

- Игровые упражнения

- Карточки на память…

Детские музыкальные заставки – воспитанники детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_igrushki_2-16g.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровой зал»

Тема: «Влияние современной игрушки на психику ребенка»

В программе:

- Каково назначение современной игрушки

- Какая должна быть современная игрушка

- Какие  игрушки ждут нас в будущем

- Игровые упражнения

- Карточки на память…

Детские музыкальные заставки – воспитанники детского сада.

Оформление. Выставка «любимых» игрушек

Оборудование: выставка детских игрушек, игрушки – кубики, машинки, куклы, 3 обруча, коробка с мягкими игрушками, шляпа чародея, «волшебное» покрывало, волшебная палочка, корзины с конструктором 3х видов, пустая корзина, ключ, елка, снежинки, шарики елочные.

Ход встречи

Звучит музыка 1, рабочий детского сада помогает заносить и устанавливать куклы (три девочки) в зал. Воспитатель под музыку 2 «завод ключика»  заводит куклы ключиком.

Дети исполняют танец «Заводные куклы» музыка 3

Ведущая. Здравствуйте уважаемые родители! Знакома игрушка? У кого были такие куклы?

Сегодня мы поговорим о том, как современная игрушка влияет на развитие детей.

Изобилие детских игрушек на прилавках магазинов не может не радовать: товары для игр на любой вкус и цвет, возраст и размер кошелька. Стоит воскресить в памяти скудный ассортимент детских магазинов 20-летней давности, как желание «дать ребенку то, чего я сама не имела в детстве» побеждает все доводы и аргументы. Купить полезную и интересную для ребенка игрушку сегодня не проблема, но наткнуться на откровенно опасную, к сожалению, тоже...

Педагог-психолог. По опросу детей «Твоя любимая игрушка» мы составили рейтинг  самых любимых…..

Ведущая. Вы когда-нибудь задумывались, как повиляет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует), или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует)? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.

Итак, давайте разберемся, какие опасности таят в себе игрушки, чтобы не попасться на удочку производителей ширпотреба.

Еще в 20 веке психологи выделили две группы игрушек.

1. Хорошие игрушки, которые обладают следующими параметрами:

  • соответствуют возрасту и развитию ребенка;
  • являются хорошими помощниками в познании окружающего мира;
  • являются прототипом реально существующего в природе предмета или объекта;
  • в самом лучшем случае – изготовлены руками самого малыша.

2. Игрушки, которые оказывают негативное воздействие на психику ребенка:

  • мертвые (различные предметы, выполняющие слишком много функций и настроек);
  • скучные и пустые (уродливые копии живых существ, статуэтки и пр.);
  • аморальные и безнравственные (игрушки военной тематики, а также те, что пропагандируют насилие, войну и разрушение).

Воспитатель. К сожалению, за показателями санитарных и гигиенических норм игрушек никто не следит. Да и психологи продолжают бить тревогу - все чаще игрушки вызывают у малышей расстройство психики.

 

Они делают детей агрессивными и злыми. Те впечатления, которые ребенок получил в возрасте от 2,5 до 5 лет, надолго сохраняются в памяти и оказывают влияние на его дальнейшую жизнь. Представьте, каким вырастет ребенок, который играл с солдатиками из жутких металлических конструкций или с чудищами из популярных зарубежных мультиков с гримасами на лице.

А электронные игрушки, не дающие ребенку возможность фантазировать и говорить за них, могут привести к отставанию в развитии.

В очередной раз, собираясь в детский магазин, запомните простую истину – игрушка должна нести не только развлекательную функцию, но и чему-то учить ребенка. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может попросить купить ему монстра, не показывайте ему мультфильмов, где он может этого монстра увидеть.

Презентация «Игрушки». Слайд 1

Ведущая. Немножко о игрушках… слайд 2

Слайд 3 Кислотная атака

Отличительная особенность большинства современных игрушек – яркие кричащие цвета. Психологи уже много лет напоминают о том, что разнообразные кислотные цвета окраски детских игрушек действуют как раздражающий фактор, пагубно влияя на сенсорику ребенка, делая его нервным, агрессивным и рассеянным.

Слайд 4  Воспитатель. Страшилки и кошмарики

Острые зубы, когти, огромные от ужаса глаза, – ни в коем случае не допускайте ребенка к так называемым куклам-монстрам. Игрушки, символизирующие страх, ужас, пусть и сказочный, очень прочно «врываются» в ещё слишком восприимчивый внутренний мир ребенка, наполняя его всевозможными устрашающими образами, а в результате – психическими проблемами. В итоге – вместо психотерапевтического влияния такие игрушки наградят ваше чадо самыми разнообразными фобиями и страхами.

Слайд 5. Ведущая. Недетская сексуальность детских игрушек

Покупая ребенку банальную куклу, обратите внимание на её внешний вид: макияж, одежду, обувь. Красные пухлые губы, кричащий мейкап, экстремально короткие юбки, латексные топы, туфли на огромной платформе – по мнению психологов, это провоцирует раннюю сексуальность ребенка, что негативно сказывается на его психическом развитии.

Слайд 6. Воспитатель. Электронные интерактивки-манипуляторы

Многие родители, увидев на прилавках «детские» компьютеры, мобильные телефоны и прочие игрушки с электронными функциями, считают, что именно эти товары способны стимулировать развитие ребенка. Дело в том, что такие игрушки являются своеобразными манипуляторами: ребенок просто следует однозначным подсказкам, выполняя те или иные действия и получая статичный результат. Такие игрушки ни в коем случае не заменяют развивающие игры, они не стимулируют фантазию и творческое мышление. Такие товары подходят всего лишь для редкого времяпрепровождения, но никак не для регулярных игр.

       Слайд 7. Ведущая. Многофункциональные игрушки «три в одном»

Слоник с вмонтированным калькулятором на брюшке и с телефонной трубкой на спине, или гигантское насекомое с колесиками вместо ножек и музыкальными клавишами вместо крылышек – оригинальные, на первый взгляд, многозадачные игрушки являются разрушителями детской психики. Все дело в том, что миссия «совместить несовместимое» совсем не развивает творческое мышление ребенка, а просто искажает его восприятие действительности, деформируя ещё хрупкий эмоциональный и чувственный фон.

Слайд 8. Воспитатель. Игрушечные музыкальные инструменты 

Красочные миниатюрные гитары, пластмассовые барабаны, компактные синтезаторы-пищалки – игрушки, имитирующие музыкальные инструменты, совсем не соответствуют их строению и звучанию. Многих родителей успокаивает мысль, что с помощью таких игрушек они приобщают своего ребенка к утонченному миру музыки. Но не тут-то было! Опытные педагоги настойчиво утверждают, что такие «инструменты» не просто создают у ребенка ошибочное представление о музыке, но и нарушают его музыкальный слух.

    Слайд 9. Ведущая. Тренажеры для макияжа и причесок

Игрушка для девочек, представляющая собой женскую голову и набор косметики и различного парикмахерского инвентаря – звучит жутко, да и выглядит не лучше. Начнем с того, что сама суть игры, которая заключается в украшении косметикой блеклого лица куклы, несет в себе неправильный посыл, а именно – скрытое неприятие ребенком своей внешности, которая дана ему от природы. К тому же игра с оторванной от туловища головой в натуральную величину выглядит противоестественно и даже удручающе.

   Слайд 10. Воспитатель. Бэтмены и прочие супер-герои и героини

Стройные пластмассовые красавицы с шикарными волосами, «бриллиантовыми» колье, многоэтажными замками и розовыми кабриолетами атакуют с витрин магазинов детское воображение девочек. Мускулистые и непобедимые Бэтмены и Спайдермены, со сверхчеловеческими умениями и «накачанными» торсами становятся самыми желанными игрушками мальчиков. Все это было бы весело, если бы не было так грустно. Подобные игрушки совершенно очевидным образом провоцируют у ребенка скрытое чувство зависти, а никак не стремление стать красивее, сильнее и успешнее, как наивно полагают некоторые родители.

     Слайд 11. Ведущая. «Высокотехнологичное» оружие и грозные роботы-трансформеры

Агрессивная суть таких игрушек, скрытая под ярким «фантиком» технологий будущего в стиле фэнтези – это слишком банальный и заезженный аргумент, который, к сожалению, уже давно не действует на современных родителей. Если углубиться и рассмотреть влияние таких товаров на детскую психику более детально, то можно узнать, что ребенок, подсознательно имитирующий черты и повадки своей игрушки-робота, становится замкнутым и неприветливым. А различные шумовые и световые эффекты космических бластеров и лазерных автоматов действуют как внешний раздражитель, становясь причиной детской рассеянности, нервозности и неконтролируемой агрессии.

Слайд 12. Воспитатель. «Юморные» унитазы, какашки и грязные трусики

Такие шедевры ещё новы для отечественного рынка игрушек, но и они постепенно заполняют полки магазинов, а значит, их покупают. В последнее время все чаще можно наткнуться на какающего рождественского оленя, красочный унитаз, громко всхлипывающий «Фууууууу!», и чудных пупсов, которые умеют забавно пукать и имеют в своем гардеробе «грязное» белье с ярко-коричневыми пятнами и соответствующим запахом. Психологи вторят во весь голос – ничего хорошего юмор «ниже пояса» и так называемая имитация естественных процессов организма для ребенка не несет. В лучшем случае ребенку грозят склонность к дурным манерам и социопатия, в худшем же – глубокие сексуальные расстройства.

Слайд 13. Ведущая. Все родители мечтают, чтобы дети их были, в первую очередь, здоровыми, а также умными, внимательными и сообразительными. Последние три качества можно успешно развивать в своих отпрысках, но важно помнить, что основные навыки закладываются в период от 1 до 3 лет, когда мозг ребенка чрезвычайно восприимчив ко всей окружающей информации. Помочь в прогрессе мыслительных, умственных и физических навыков ребенка могут специальные развивающие игрушки и занятия. Обратите внимание на развивающие игрушки, которые обязательно должны быть в арсенале вашего ребенка…

Слайд 14. Воспитатель.

Пирамиды  В.В Пирамидка способна заинтересовать даже самого капризного ребенка, так как различные яркие фигурки просто не смогут оставить его равнодушным. Развивающая функция их заключается в том, что ребенку нужно будет верно сориентироваться в том, как собрать детальки, чтобы получить целую фигуру определенной формы. Работают мыслительные процессы, воображение и ловкость рук.

Воспитатель. Демонстрация пирамидок

Слайд 15. Ведущая.

Конструкторы Е.В Их следует подбирать по принципу «чем старше ребенок, тем мельче могут быть детальки». Для мальчиков подойдут различные здания, машинки и роботы, а девочкам наверняка будет интересно сшивать и собирать разные предметы гардероба. При этом тренируется координация, логическое мышление, воображение, а так же мелкая моторика.

Воспитатель. Демонстрация конструкторов.

Слайд 16. Воспитатель.

Игрушки-вкладыши В.В К ним относятся матрешки, рамки с прорезями разных форм и другие элементы, которые, так или иначе, вкладываются друг в друга. Они научат ребенка как зрительно, так и наощупь воспринимать предметы разных форм, а также позволят развить моторику рук и координацию движений.

Воспитатель. Демонстрация игрушек-вкладышей.

Слайд 17. Ведущая.

Мозайки. Е.В Состоящая из множества маленьких элементов картинка, которую ребенку нужно собрать по подобию на обложке, должна быть в каждом доме, где есть дошкольник. Мозаика научит ребенка понимать цвета и формы, улучшит восприятие целостности фигур, поможет развить воображение и логическое мышление, а так же проверит ребенка на готовность к школе: если он может собрать мозаику без взгляда на готовую картинку, то, наверняка, готов стать учеником.

Воспитатель. Демонстрация игрушек-вкладышей.

Слайд 18. Воспитатель.

Карты Настольные игры В.Вили тематические коврики-карты с изображением стран, городов, улиц, дорог и т.д. помогут ребенку освоить азы географии, а так же развить понимание макропространства (комната, улица, дом), и микропространство (стол, стул, лист бумаги). При совместной с вами игре ваше чадо сможет разобраться в таких понятиях как право-лево, вперед-назад, близко-далеко, большой-маленький и так далее.

Воспитатель. Демонстрация дидактических настольных игр

Слайд 19. Ведущая.

Несколько слов о качестве игрушек

Помимо внешнего вида стоит задуматься и о материале, из которого изготовлена игрушка. Покупая импортные погремушки, не забывайте о том, что ваш малыш будет их кусать и облизывать. Хотя иногда и просто достаточно подержать такие игрушки в руках, чтобы ухудшилось самочувствие. За слоем ярких красок стоят дешевые синтетические материалы с высоким содержанием ядовитых веществ. Из всего разнообразия пестрящих в магазинах детских забав, как минимум 15% не соответствует норме. Они содержат в себе такие химикаты как пластизоль, фенол, формальдегид и даже ртуть.

Чтобы не ошибиться с выбором, важно запомнить марки игрушек с «плохой репутацией»:

Слайды 20 - 24

«Onsimi», «Animal», пупсы «Baby Set» и «Just Foko Baby».

Также стоит обратить внимание на погремушки для детей до года и гирлянды для детских кроваток произведенных компаниями «Musical Mobile», «Happy Toys», «Nfants Toys».

Ведущая. Игрушки будущего

Чем будут играть дети в ближайшие 10—15 лет? Уж точно не плюшевыми медведями и не деревянными лошадками. На последней американской выставке игрушек были представлены новейшие разработки игрушечной индустрии: 70% изделий оказались нафаршированными микрочипами и прочими электронными устройствами.

Например, игрушка ЕТО от Ohio Art при помощи мобильной установки использует телевизор как альбом для рисования (к чему теперь краски, кисти и бумага?). Мини-роботы — котята, щенки, кролики (детища японской промышленности) — лают и мяукают, узнают хозяев по голосу, преданно смотрят в глаза, не гадят, не требуют вискас, но исполняют гимны стран, в которые отправятся на экспорт.

Нужно признать, что и куклы будущего весьма отличаются от привычных пупсов и Барби. Самую умную куклу современности изобрели японцы — правда, игрушечная японка почему-то белокурая и голубоглазая. Она распознает лицо хозяйки и вступает с ней в контакт незамедлительно после покупки, решает задачки из школьных учебников, читает, реагирует на 70 команд, запоминает происходящее и самообучается.

Ее российская конкурентка берет не умом, а телом. Благодаря особому составу своей «кожи», под солнечными лучами кукла становится смуглой, на лице у нее появляются веснушки, а если ее хозяйка забудет о правилах загара, бедняжка может обгореть. На ладошках россиянки специальным составом нанесены пятна грязи, которые исчезают (чтобы появиться минут через 20) после того, как ребенок помоет свою подопечную в теплой воде.

Воспитатель. Помните моду на тамагочи — интерактивных игрушек-роботов, которые просили есть, пить, и если не получали желаемого, умирали? Так вот: они возвращаются, причем на сей раз в виде яйцевидных существ нового поколения — тамагочи-плюс, достигших половой зрелости. Их родительница — японская фирма Bandai — позаботилась о том, чтобы новые игрушки могли болтать друг с другом, вступать в любовные отношения, с помощью встроенного инфракрасного порта «загружать» партнера, беременеть от него и рожать детей. По словам производителей (или это тонкий японский юмор?), задача игрушки — повысить контактность и общительность маленьких современников.

Ведущая. И в заключении первой части хочется отметить -  Большинство современных родителей настолько заняты, что отдают детей на откуп телевизору и ярким бездушным предметам, не достойным называться игрушками. Мало кому будет приятно слышать, что он убил психику ребенка своими руками. Однако если задумываться во что и как играет малыш, правда оказывается страшнее, чем кажется.

Помните – будущее вашего ребенка в ваших руках. И пусть в них находится добрая и полезная для малыша игрушка.

Ведущая. А сейчас для вас небольшой сюрприз, а для ваших детей небольшой интервью-тест.

В зал приглашаются дети.

Ведущая. Ребята, в нашем зале выставка игрушек. Я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью» и задать вам вопрос

- вы  посмотрите глазками и скажете, какой игрушкой с выставки вы бы хотели поиграть?

Дети отвечают на вопрос.

- Вот видите, уважаемые родители, это потребности ваших детей!

- А теперь я предлагаю на самом деле поиграть в игры с игрушками, в эти игры вы можете поиграть со своими гостями, друзьями в рождественские  каникулы!

Игровые упражнения.

Музыка 4. «Угадай игрушку»

Участникам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками, который передается  по кругу. На ком остановится музыка, тому  предлагает определить на ощупь любую игрушку.

Музыка 5. «По сигналу»

Участники разбирают игрушки (куклы, кубики, машинки) и под музыку передвигаются по залу. По команде «Куклы», участники у которых в руках куклы, должны присесть. Аналогично с другими игроками, при этом путая их в очередности. Игроки-соседи проверяют правильность выполнения задания.

Музыка 6. А сейчас я превращусь в мага и чародея. Игра «Мистика»

 Взрослый колдует за волшебным покрывалом, и убрав одну игрушку, предлагает угадать, что исчезло.

Музыка 7. «Займи свой домик»

Три обруча с символами «конструктор трех моделей»

Участники гуляют под музыку, по окончании музыки участники должны занять свои домики

Воспитатель. Ну, вот и подошла наша встреча вот в таком игровом зале.

Ведущая. Рефлексия. А какое настроение у вас осталось после нашей встречи, сейчас мы узнаем.

Впереди новый год! В каждой семье будет стоять наряженная елочка. И нам хочется украсить нашу елочку. У нас есть снежинки, которыми украсят елочку дети. А для родителей шарики  и будет другое задание – повесив шарик, вам нужно будет выразить свое отношение к данной встрече, что вы думаете о нас, а мы послушаем!

КАРТОЧКИ НА ПАМЯТЬ

«Правильные» игрушки

Как известно, игра на протяжении длительного времени является основным видом деятельности ребенка. И главная задача родителей – выбрать игрушки, соответствующие его возрасту и способствующие его развитию. В этом вопросе нужно обратиться к возрастной психологии:

  • с 10-тидневного возраста ребенок начинает фиксировать движущийся перед ним предмет, а к месяцу он уже прислушивается к звукам и разглядывает все, что плавно перед ним движется. Первые игрушки в таком возрасте – различные погремушки и музыкальные предметы, которые должны закрепляться на уровне 50 см от глаз;
  • в 4 месяца ребенок начинает захватывать рукой все, что ему интересно. В этот период прекрасно подойдут погремушки с длинной ручкой, за которую ребенок будет держаться, и перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • с 6-ти месяцев ребенка интересуют не только яркие цвета игрушек, но и то, какие они «на вкус». Любой предмет, заинтересовавший ребенка, тут же попадает к нему рот. Поэтому важно использовать погремушки из пищевой пластмассы, с гладкой поверхностью;
  • с 8-ми месяцев ребенок начинает активно извлекать звуки из предметов и следить за законами физики - стучать, открывать, вытаскивать, катать, ронять. Для этих целей малышу прекрасно подойдут различные коробочки, матрешки, молоточки и т.п.;
  • в 1 год ребенок начинает осмысленные действия с предметами. Например, тащить ложку в рот, возить машинку, катать мячик, показывать на отдельные части лица и знать, как они называются. В этом возрасте хорошо подойдут книжки с яркими картинками, мячи и кубики;
  • в 2 года с ребенком важно закрепить понятия и цветах, формах и свойствах предметов. Для этого подойдут кубики, мячики в разноцветную полоску и различные детали деревянного конструктора для малышей;
  • в 2,5 года ребенок уже самостоятельно может выбирать предметы из 4 основных цветов. Прекрасно подойдут в этом возрасте наборы посуды для кукол. Также в этом возрасте можно приобрести игрушку-шнуровку, чтобы ребенок научился самостоятельно надевать обувь и застегивать пуговицы;
  • в 3 года дети отдают предпочтение ролевым играм. Это может быть солдат, врач, парикмахер и т.п. Для таких игр продаются специальные детские наборы;
  • ближе к шести годам малышам становятся интересны куклы, транспорт, многочисленные собачки, зайцы, медвежата и другие существа которых можно использовать в ролевых играх. Также не стоит забывать о здоровье и обратить внимание на мячи, обручи, скакалки и пр. Главным фактором в вашем выборе должно быть не картинка и множество ярких цветов, а соответствие игрушки возрасту малыша и ее безопасность для психики ребенка.

Чтобы не ошибиться с выбором, важно запомнить марки игрушек с «плохой репутацией»:

«Onsimi», «Animal», пупсы «Baby Set» и «Just Foko Baby».

Также стоит обратить внимание на погремушки для детей до года и гирлянды для детских кроваток произведенных компаниями «Musical Mobile», «Happy Toys», «Nfants Toys».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"

Проблема "Дети и телевидение" волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей....

Влияние современных книг на психику ребенка.

Консультация  «Влияние современных книг на психику ребенка»....

Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка"

Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка" публикации на сайте ПедМир....

«Влияние современной игрушки на развитие ребенка дошкольного возраста»

Данная статья помогает определить родителям и педагогам значение игрушки в развитии ребенка. Правильный выбор игрушки имеет огромное значение в жизни малыша.Игрушка – предназначенный предмет для...

"Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"

В статье рассматривается как отличить хороший мультик, на что обратить внимание чтобы понять, что это плохой мультик....

Консультация для родителей "Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"

Как выбрать безопасный и полезный мультфильм? Как оградить ребёнка от негативного влияния современной мультипликации? Рассмотрим, проанализируем, сделаем выводы...