Главные вкладки

    Консультация (средняя группа) на тему:
    Подготовка руки к письму

    Носова Наталья Викторовна

    Письмо- это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированых движений, слаженной работы тонких мышц и кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opredelenie_vedushchey_ruki_1.docx18.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Подготовка руки к письму

           Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.

          Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в

    семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить

    малыша к этому процессу и облегчить будущему первокласснику процесс

    овладения письмом.

          Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

    Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько

    направлений:

    - развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);

    - развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме;

    - развитие графических умений (это происходит в процессе рисования,

    графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и

    других видов заданий);

    - развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

     Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

          Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или,  что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста? Как узнать, правша или левша?

          Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке».

          Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

          Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и

    нежелание заниматься, неврозы. Так, есть факт – среди подростков с

    девиантным поведением (т.е. с отклоняющимся поведением) очень много

    переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением,

    которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них

    протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

    Тесты для определения ведущей руки ребенка

           Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства

    исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению

    ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными.

           До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и

    предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить. Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

            Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

            Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста

    должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и

    даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука. Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М.Озьянс включает 20 заданий:

    · завинтить крышку на бутылке,

    · разрезать бумагу ножницами,

    · нанизать бусины,

    · почистить обувь щеткой,

    · стереть ластиком крестики,

    · намотать нитку на катушку,

    · перелить воду из одного сосуда в другой,

    · разложить карточки,

    · отвинтить гайку рукой и ключом,

    · проколоть дырочки дыроколом,

    · продеть нитку в иголку,

    · почистить одежду от пыли,

    · капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,

    · достать бусинку ложкой из стакана,

    · позвонить колокольчиком,

    · закрыть и открыть молнию на сумке,

    · взять стакан и выпить несколько глотков воды).

    Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

    · полить цветы,

    · почистить зубы,

    · перемешать песок лопаткой,

    · толкнуть палкой шарик,

    · достать книги с полки,

    · вынуть пробку из ванной,

    · положить фишки в коробку и другие.

    Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей

    руки у ребенка дошкольного возраста.

    Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

          Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу. Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

    Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

           Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд.

    Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у

    правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

    Тест «Переплетение пальцев рук»

          Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой

    палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный

    информативный результат.

    Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

          У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым

    предплечьем.

    Тест «Аплодирование»

           Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно аплодируют обеими

    ладонями. У взрослых левшей при аплодирование более активная левая рука.

    Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

    Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

    Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы,

    компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие

    приспособления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

    При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...

    Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

    Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

    Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

    Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...

    Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)

    Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе,  гармоничное  развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных  возмо...