Введение ребенка в предметную деятельность по системе М.Монтессори
статья на тему

Дарья Вадимовна Новик

Среди множества существующих на сегодняшний день методик воспитания детей больше всего почитателей получила система Монтессори. Эта система воспитания помогает малышу с первых месяцев жизни развиваться так, чтобы максимально задействовать свой личностный потенциал и превратиться в гармоничного и самостоятельного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Введение ребенка в предметную деятельность

по системе М. Монтессори»

1. О Марии Монтессори.

   Мария Монтессори (1870-1952) - известный итальянский педагог, первая женщина в Италии, получившая степень доктора медицинских наук (в то время как медицина была привилегией мужской половины человечества!). В 1896 году выпускница медицинского факультета М. Монтессори начала работать ассистенткой врача в университетской психиатрической клинике для детей, страдающих слабоумием. Эти дети находились в пустой комнате, без игрушек и книжек. Никто не занимался с ними и даже не играл. Однажды она заметила, как после обеда дети стали лепить из мякиша хлеба шарики. Это была их единственная игрушка. М. Монтессори стала приносить этим детям новые предметы: простые коробки, посуду, лоскутки ткани. Через некоторое время она отметила, что поведение детей стало более осмысленным, они уже могли обслуживать себя, могли играть и начали общаться друг с другом. Дети, которые считались безнадежными, начали развиваться! Со временем М. Монтессори пришла к выводу, что умственно отсталые дети нуждаются не столько в медицинском лечении, сколько в воспитании.

Свои выводы она проверила практикой. В 1900 г. Лига женщин Италии открыла в Риме школу для детей с задержками развития. М. Монтессори возглавила эту школу и начала создавать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Результаты были ошеломляющими. Ее умственно отсталые подопечные практически догнали в своем развитии здоровых сверстников, а многие из них сдали экзамены в городскую школу лучше детей, изначально имевших преимущество в развитии.

Успех в педагогической деятельности побудил М. Монтессори сформировать собственный метод преподавания. М. Монтессори загорелась желанием посмотреть, как будет работать метод с обычными детьми. В 1907 г. она открыла в одном их самых бедных районов Рима первую школу для здоровых детей, которая стала работать по ее методу – знаменитый «Дом ребенка». Двухлетний опыт преподавания там М. Монтессори описала в сразу ставшей очень популярной книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», вышедшей в 1912 г. Практическому воплощению идей, изложенных в книге, она посвятила все последующие годы своей педагогической деятельности.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио М. Монтессоpи организовала Международную Монтессори - Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне, помогая организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей. В последние годы жизни доктор медицинских наук, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Ее методика интенсивного духовного развития и воспитания детей со временем приобрела всемирную популярность. К ней ездили учиться педагоги со всех уголков земного шара. Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть практически во всех странах мира, в том числе и в России.

   Методика Марии Монтессори – это идея свободного воспитания, при котором делается акцент на развитие ребенка как гармоничной личности, ответственной, адекватной и самостоятельной. Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. М. Монтессори исходила из постулата, что личность ребенка нужно уважать. Нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если изо дня в день повторять: это не бери – уронишь, разобьешь, сломаешь, порежешься; сюда не ходи – упадешь, испачкаешься и т.п. Она считала, что самостоятельность и возможность самому определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить, в будущем превратятся в способность мыслить нестандартно, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию. Но это не означает, что ребенка надо предоставить самому себе, - пусть делает, что хочет. Такая свобода может обернуться для него убеждением, что он просто никому не нужен. Свободу необходимо давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку. По мнению М. Монтессори, задача родителей – найти ребенку занятие, а потом отпустить в свободное плавание; не навязывать чужой опыт и ритм работы, а лишь предлагать развивающий материал и предоставить возможность для освоения его в индивидуальном темпе.

Однако не надо путать свободу и вседозволенность. Вседозволенность – это шаг к эгоизму, капризам, манипулированию другими людьми. Поэтому М. Монтессори утверждала, что свобода – это не дикое «что хочу, то и делаю», а уважительное «я играю во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом». Так, например, в Монтессори-среде все пособия только в одном экземпляре. Цель такого дефицита – научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди и делиться. Если же ребенок, играя, пролил, рассыпал или разбил что-либо, его не ругают за это, а дают понять, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытереть пролитое, подмести рассыпанное, собрать осколки и т.п. Ребенку показывают, как исправить ошибку и предоставляют ему возможность самостоятельно ее исправить.

2. Преимущества методики М. Монтессори.

Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.

Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.

Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.

Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых.

Формирование высокой самооценки, творческого мышления.

Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!»

3.Предметно-развивающая среда М. Монтессори

Достижение воспитательных и образовательных целей М. Монтессори ставила в прямую зависимость от развивающего пространства, в котором находится ребенок. Она предъявляла очень высокие требования к тому помещению, в котором ребенок выполняет те или иные упражнения, необходимые для эмоционального и интеллектуального развития. М. Монтессори считала, что обстановка в помещении должна быть простой и уютной. В открытом ею «Доме ребенка» были упразднены парты и скамейки, вместо них появились подходящие детям по росту легкие стульчики, портативные большие, но очень легкие столы для совместной работы нескольких детей и маленькие столики для индивидуальной работы. Малыши могли свободно передвигаться и пользоваться теми предметами, которыми наполнено образовательное пространство. М. Монтессори разработала специальную развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать, так как свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Построение образовательной среды имеет свою логику, обеспечивающую реализацию познавательных интересов детей в разные периоды развития. Так, образовательная среда создавалась в расчете на разновозрастную группу детей. Этот факт говорит о признании Монтессори-педагогикой индивидуального темпа освоения предметного пространства, присущего каждому ребенку.

Еще один важный момент в организации Монтессори-среды: каждый обучающий материал представлен в одном экземпляре. Это готовит детей к жизни в обществе: если ребенок хочет взять пособие, с которым работает в данный момент другой малыш, следует подождать. Уважение к чужому выбору, терпение и сдержанность собственных порывов – важные черты общественного поведения, формируемые у малышей в Монтессори-группах.

Монтессори-среда делится на ряд предметных зон.

Зона упражнений в практической жизни. Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви. Материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.

Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок., должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.

Зона сенсорного развития. Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, - невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру и т.д. Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон

Зона развития двигательной активности. Эта зона предназначена для развития крупной моторики и координации движений. Спортивный мини-комплекс в этой зоне должен включать в себя оборудование для выполнения ребенком висов, прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Как правило, «двигательная зона» размещается поодаль от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.

Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-среде организуются образовательные зоны с соответствующим наполнением:

·        математическая зона;

·        языковая зона;

·        естественнонаучная зона;

·        географическая зона.

Также возможно расширить количество образовательных зон, дополнив их такими зонами, как:

·        музыкальная зона;

·        зона иностранных языков;

·        театральная зона и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Конспект ОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в первой младшей группе «Озорной котенок»

Программное содержание:обогащать опыт детей о домашних животных;побуждать узнавать котенка, выделять и называть его части тела (голова, глаза, уши, нос, усы, лапки, хвост);характеризовать котенка (бел...

конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.

laquo;Озорной котенок»конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.Программное содержание:обогащать опыт детей о домашних животных...

Исследовательская деятельность по системе М. Монтессори

Игра по трехступенчатому уроку     «Насекомые» и «Пауки»...

Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка в разновозрастной группе с 3 до 7 лет по системе Марии Монтессори.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования во многом созвучен основам педагогической системы М. Монтессори....

Консультация «Предметно-пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка»

 Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных его показателей является предметно-пространственная среда , созданная в соответствии...

Открытое образовательное мероприятие по Монтессори в старшей группе, по направлению «Познавательное развитие» по системе М. Монтессори .

Важно предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка в свободной деятельности.  Подгот...