Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением
консультация (младшая группа) на тему

Лигоцкая Екатерина Владимировна

Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объем информации, который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. Сделав первый шаг, ребенок тут же устремляется в окружающее пространство. Круг его общения растет - он уже проявляет интерес не только к родителям, но и к другим взрослым и детям. Постепенно формируя представления о добре и зле, о справедливости, ребенок усваивает моральные и культурные ценности. Активно осваивая речь, он уже может по-настоящему заявить о себе, о своих интересах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия родителей с детьми

раннего возраста с амбивалентным поведением

Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объем информации, который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. Сделав первый шаг, ребенок тут же устремляется в окружающее пространство. Круг его общения растет - он уже проявляет интерес не только к родителям, но и к другим взрослым и детям. Постепенно формируя представления о добре и зле, о справедливости, ребенок усваивает моральные и культурные ценности. Активно осваивая речь, он уже может по-настоящему заявить о себе, о своих интересах.

Нарисуем портрет ребенка 2,5-3 лет. Это активный, подвижный карапуз, который ради достижения поставленной цели готов на все. Он живет эмоциями, ему принадлежат все предметы, находящиеся в поле зрения. Любит родителей, очень хочет быть хорошим, но в то же время борется за свою свободу и независимость, отстаивает свое право быть личностью. Он бунтует против авторитарного метода воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, его голос - за эмансипацию своего Я. Происходят ломка старых и становление новых качеств личности ребенка, сопровождающиеся «семизвездием симптомов» кризиса 3 лет, впервые выделенных Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

Первый - ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.

Второй - упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить решение.

Третий - строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от всего, что он послушно делал раньше. Слово «нет!» становится основным ответом на любое предложение взрослого.

Четвертый - своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно спешащих родителей.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.

Пятый - бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!». И т.п.

Шестой - обесценивание ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.

Седьмой - деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.

В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого. Наблюдается острая, аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своим неудачам часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Малыша тяготят его неумелость, неловкость, а малейший успех вызывает бурную радость, желание поделиться ею с окружающими.

За проявлениями кризиса скрывается положительная тенденция в развитии ребенка. Если родители уважительно относятся к его мнению, дают возможность проявить самостоятельность при решении непринципиальных вопросов, положительно оценивают его личность, указывая на недостатки поведения, формируют уверенность в их любви и заботе, подбадривают при неудачах и ценят достижения, то кризис протекает сглаженно и не вызывает проблем.

Особого же внимания от родителей требуют дети, которые к 3 годам не проявляют инициативы, послушно выполняют просьбы взрослых, демонстрируют бесконечную любовь к ним и привязанность. Подобные проявления характерны для детей раннего возраста с амбивалентным поведением.

Амбивалентное поведение встречается часто - примерно у 35% детей.

Ребенок с таким поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем его сверстники. При появлении незнакомых даже увлеченно играющий малыш теряется, ведет себя скованно, заторможенно. Через некоторое время, освоившись, проявляет интерес к гостю, но своеобразно: подбегает к нему, щиплет или бьет и быстро прячется.

Однако с близкими людьми малыш очень ласков. Он постоянно забирается к родителям на колени, прижимается, стимулирует поглаживание, укачивание, может даже имитировать сосание груди или сосет палец. Его речь при этом едва различима: он лепечет или сюсюкает, играя в ляльку.

Наибольшие трудности эти дети испытывают в процессе самостоятельной деятельности. Они могут достаточно долго манипулировать игрушками в одиночку или рядом со взрослым, но игровая деятельность развита слабо, ограничивается простыми, однотипными движениями (кормит куклу с ложечки, перевозит на машине кубики и т.д.). К 3 годам у всех детей формируется потребность в игре. Отсутствие игровых навыков у малышей с амбивалентным поведением заставляет просить помощи у родителей и изводить их бесконечными просьбами: «Поиграй со мной, мама!». Так они говорят о своих проблемах и подсказывают возможное их решение, но, к сожалению, не все родители внимательны к своим малышам.

Чрезмерно занятых, стремящихся к покою взрослых вполне устраивает спокойный, ласковый, не требующий особого внимания, занятый игрушками ребенок. Как правило, характер взаимоотношений с таким малышом в семье сводится к эмоциональным контактам. Играют с ним мало, а если и играют, то не активизируют его инициативу и самостоятельность; при этом сама игра не связана с общением. Бездействие родителей усугубляет негативные симптомы, что может вызвать тяжелые отклонения в развитии.

К сожалению, родители спохватываются только к 5-6 годам, когда очевидной становится задержка речевого, двигательного, психического и социального развития ребенка, а коррекция отклонений потребует довольно больших усилий.

Как родители могут помочь ребенку с амбивалентным поведением стать личностью?

Обратите внимание на особенности взаимодействия вашего малыша со взрослыми, пронаблюдайте за его предметно-орудийной и игровой деятельностью, поведением в незнакомой обстановке и сравните ваши наблюдения с данными, представленными в таблице (см.ниже).

Если результаты ваших наблюдений совпали с данными второй колонки, то ваш малыш требует особого внимания.

Причиной амбивалентного поведения ребенка является противоречие между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения со взрослым и становлением новой ведущей деятельности – предметно-орудийной, которая требует другой формы общения – сотрудничества со взрослым.

Чтобы сгладить негативные последствия амбивалентного поведения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • Не лишайте ребенка тесного эмоционального контакта, но постарайтесь на его основе развить деловые отношения. Когда малыш сидит у вас на коленях, поиграйте с ним в пальчиковые игры, рассмотрите картинки в книге, почитайте ее.
  • Не забывайте перед сном сказать ребенку, какой он хороший, вспомните, чем он помог вам, похвалите за активность и узнайте, что он собирается делать завтра.
  • Повышайте самооценку малыша, воспитывайте гордость за достижения. Например, создайте дома выставку его рисунков. Вместе с ним следите за изменением роста и веса. Удивляйтесь и радуйтесь – каким большим он стал!
  • Учите малыша налаживать контакты со взрослыми. Например, предложите угостить гостей печеньем, подать им ложки, вовлеките в совместную со взрослыми игру.
  • Ребенок должен быть уверен в том, что его любят, что он желанный, поэтому не забывайте рассказывать ему, как вы его ждали, как готовились к встрече с ним, как его любят все члены семьи.
  • Постарайтесь отложить поступление в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие навыка вступать в практическое взаимодействие со взрослым и сниженная игровая инициатива на фоне повышенной эмоциональной привязанности к родителям могут привести к длительной дезадаптации. Постепенно увеличивайте контакты с окружающими, начните вместе с малышом посещать развивающие занятия либо группу кратковременного пребывания в ДОУ.
  • И наконец, самое главное – как можно больше играйте с ребенком!

Эмоциональное общение и деловое взаимодействие, происходящие в форме игры, самоценны. Решая общую игровую задачу при совместном с родителями выполнении игровых действий, малыш не только усваивает то или иное учебное содержание, но и испытывает радость от общения со взрослым, который одобряет его успехи. Ребенок обретает чувство безопасности, защищенности.

Игра является важным средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, активности, инициативности. Она развивает изобретательность, воображение, творческие способности, дает возможность проявлять фантазию.

В процессе игровых действий формируются навыки общения, умение понимать чувства и эмоциональное состояние других людей и сопереживать им, поэтому игра является важным фактором социального развития детей.

Игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение: взрослый также испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть его успехи.

Организовать игру с ребенком раннего возраста очень просто. Для этого нет необходимости покупать дорогостоящие развивающие игрушки или специальные пособия. Все, что нужно для игр с малышом, всегда под рукой. Пара пустых коробок послужит отличной двухкомнатной квартирой для куклы, из кубиков можно смастерить мебель, крышечки от бутылок и палочки заменят посуду. Самое главное – не бросайте малыша одного в игре. Пусть два друга, например лисенок и зайчик, поживут в этом домике. А сколько у них дел каждый день! Игра может продолжаться до бесконечности! Все зависит от вашей фантазии. Такие игры называются процессуальными.

Еще один важнейший вид игр ролевые игры. Они зарождаются в рамках процессуальной игры. В том же сделанном вами домике могут жить мама и сын (дочь); причем роль мамы лучше отдать малышу.

Можно предложить ребенку роль врача (продавца, кондуктора, почтальона). Найдите пару бинтов, пустую баночку из-под витаминов (заполните ее изюмом), а еще - одноразовый шприц без иголки, старую сумку и белую рубашку. Теперь врач готов оказать первую помощь пациентам. Вместе полечите папу или бабушку, затем передайте роль врача малышу, а сами станьте послушным пациентом.

Третий вид игр - театрализация. Любая сказка может стать основой для постановки спектакля. Начинать игру лучше с известных ребенку сказок, которые он знает почти наизусть, например, с русской народной сказки «Теремок». В качестве сцены можно использовать стул, из картона вырезать теремок и обязательно разрисовать его вместе с ребенком.  Герои этой сказки наверняка найдутся в игровой коллекции ребенка. Но можно их сделать и самим: смешайте в равных частях муку и соль, добавьте воды и замесите тесто. Вместе с ребенком слепите игрушки, а затем высушите их на батарее или в духовом шкафу. Готовые фигурки можно раскрасить красками или заранее добавить в тесто пищевые красители. Как видите, чтобы игра состоялась, необходимы лишь ваши желание и фантазия. Не нужно каждый день придумывать новую игру.

Ребенок должен адаптироваться к ранее предложенной роли, из пассивного участника игры стать активным, а затем взять на себя роль ведущего, предлагая свои условия и правила.

Поверьте, нет более благодарного воспитанника, чем ребенок с амбивалентным поведением. Вы получите огромное удовольствие от общения с ним, а он приобретет необходимые игровые навыки, научится устанавливать деловые отношения со взрослыми.

Итак, раннее детство – важнейший период в жизни человека. Но, как утверждает Бертон Уайт, только один ребенок из десяти в этом возрасте «берет хороший старт», т.е. полностью реализует возможности, предопределенные его биологической и социальной природой. Именно поэтому данный возраст требует от родителей особенной ответственности. Не надо подстегивать и ускорять процесс развития, необходимо обеспечить оптимальные условия для проявления всех природных задатков, поддерживать познавательную, эмоциональную активность, позволяющую ребенку продуктивно осваивать мир.

Помните: игра и ее организация – ключ к психическому здоровью и благополучию ребенка!

Сравнительная характеристика детей раннего возраста

с различными формами поведения

Таблица

Признак

Ребенок с амбивалентным поведением

Ребенок кризиса 3 лет

Поведение при появлении постороннего взрослого

Теряется, часто заторможен

Проявляет заинтересованность во взаимодействии

Отношение к посторонним взрослым

Подбегает, вступает в физический контакт (щиплет, ударяет) и прячется

Требует постоянного внимания к себе, навязывает игры

Отношение к родителям

Ласков, подолгу сидит на коленях, стремится к физическому контакту (прижимается, просит погладить или покачать)

Физические контакты кратковременны, часто ссорится с родителями, может называть их бранными словами

Отношение к поручениям родителей

Радостно начинает выполнять (часто высовывая язык или сюсюкая), но сразу же стремится привлечь к помощи родителей

Стремится делать все наоборот, часто поступает наперекор и своим собственным ощущениям, впечатлениям, желаниям

Отношение к предложениям родителей

Редко высказывает свое мнение

Недоволен всем, что предлагает взрослый, отказ от всего, что делал раньше

Совместная

игровая

деятельность

С родителями играет редко, любит играть в ляльку, котенка, в игре пассивен, следует указаниям взрослых

Постоянно вовлекает родителей в игру, придумывает правила, играет в полицейского, супергероя (принцессу, маму, воспитателя)

Отношение

к предметному миру

Подолгу манипулирует с игрушками в одиночку, рядом со взрослыми или сверстниками

Стремится к самостоятельности, в игре руководствуется понятной ему целью, не терпит вмешательства взрослого

Представление о себе

Хочет оставаться маленьким

Считает себя большим

Высказывание собственных пожеланий

Попросив о чем-то, быстро уступает, меняет свое решение

Проявляет упрямство, добивается своего только потому, что он так захотел, и не желает изменить решение

Самостоятельная творческая деятельность

Тяжело переживает неудачи, боится что-либо сделать сам, жалуется, что все испортит, просит помощи у взрослого, радуется успеху

Активно включается в деятельность, похвала вызывает бурную радость, хвастовство, отвечает обидой на критику и малейшее замечание

Проявление ревности

Проявляется только при внешнем выражении родителями физической или эмоциональной близости к другим детям

Ревность проявляется при любых контактах родителей с другими детьми, стремится любой ценой переключить внимание на себя

Проявление агрессии

Практически не проявляется, на агрессию других реагирует плачем

Агрессия проявляется часто, но носит кратковременный характер; на агрессию других отвечает агрессией

Поведение в незнакомой обстановке, но с родителями

Пугается, хватается за родителей, ни на минуту не упускает их из виду

Проявляет интерес, изучает окружающие предметы, может какое-то время играть, не замечая отсутствия родителей

Поведение в незнакомой обстановке и без родителей

Плачет, долго не успокаивается, заторможен или гиперактивен, не обращает внимания на игрушки, не вступает во взаимодействие со взрослыми или с детьми

Успокаивается быстро, включается в игровую деятельность, легко вступает в контакт со взрослыми и с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста

•«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пуст...

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»

Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....

Организация взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста в образовательном процессе ДОУ.

Взаимодействие воспитателя со специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей....

«Взаимодействии педагога с детьми раннего возраста в период адаптации»

Презентация опыта работы от воспитателя детского сада на семинар-практикум "Современные модели взаимодействия педагога с детьми"...