Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста
презентация к занятию по физкультуре (младшая группа) на тему

Лобкова Светлана Владимировна
«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пусть они прыгают, бегают когда им хочется. Все их движения вызваны потребностями их организма, который стремиться окрепнуть…».
                                                                                                                                                     Жан Жак Руссо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольной педагогики является всестороннее развитие личности ребёнка в процессе освоения социального опыта. Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

       Всем давно известно, что движение – это:    врожденная, жизненно необходимая потребность человека, познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения Полноценное нервно–психическое  развитие малыша невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания.

Согласно Федеральным Государственным Требованиям, одна из задач образовательной области «Физическая культура» -   накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

 Поэтому тема моей работы:        

«Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста»

Основная задача на 2012-2013 уч. год:

Способствовать развитию основных движений в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности,

а именно:

  • формировать правильную осанку, гармоничное телосложение;
  • совершенствовать функциональные возможности детского организма;
  • обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;
  • содействовать правильному выполнению движений по образцу взрослого (правильное положение тела, заданное направление);
  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий;
  • развивать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласовано, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие

В своей работе я использовала следующее программно-методическое обеспечение:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  • Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №270 г. Нижнего Новгорода
  • «Малыши, физкульт-привет!» КострыкинаЛ.Ю., Рыкова О.Г.
  • «Младший дошкольник в детском саду» Бабаева Т.И.,Крулехт М.В.

 Для того, чтобы начать свою работу, мне нужно было выявить уровень освоения дошкольниками основных движений. 

Следовательно, поставила перед собой задачу:

Выявить уровень освоения основных видов движений воспитанниками 1-й младшей группы.

Поэтому в адаптационный период мы провели знакомство детей с группой в виде спортивного развлечения «вместе с мамой». Присутствие мамы позволяет ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно в первоначально незнакомой обстановке, а мама все свое внимание посвящает ребенку и является активным участником воспитательно-образовательного процесса. Я же в свою очередь методом наблюдения выявила уровень освоения основных видов движений детьми.

Выделяют следующие основные движения ребёнка:

1. Ходьба.

2. Бег.

3. Прыжки.

4. Метание, бросание, катание, ловля предметов.

5. Ползание-лазанье.

Исходя из этого, я провела развлечение, задействовав в нём все основные виды движений. Я заметила, что малыши, развиваясь каждый в своём темпе, очень отличаются друг от друга по степени освоения ОВД.

Наблюдение позволило  выявить следующие  уровни освоения ОВД:

 Ниже среднего – 40% детей, средний -  60%.      

Определив методом наблюдения уровень освоения основных видов движений детьми, я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательные: 

  • Формировать необходимые знания, двигательные умения и навыки
  • Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга
  • Учить совместным действиям в игре

Развивающие: 

          Развивать чувство равновесия

  • Развивать координацию движений
  • Развивать умение подражать движениям взрослого

Воспитательные: 

          Воспитывать самостоятельность;

  • Воспитывать решительность, настойчивость
  • Воспитывать умение радоваться своим успехам

Для выполнения вышеперечисленных задач, я использовала следующие Методы:

  • Показ
  • Объяснения
  • Рассматривания
  • Наблюдения
  • Чтение литературы
  • Разнообразные игры

Так как Родители являются первыми педагогами (согласно Закону «Об образовании» ст.18), Начинала я свою работу со взаимодействия с семьёй. Было проведено родительское собрание, совместно с родителями провели развлечение, о котором я ранее рассказывала,  консультации для родителей. Для родителей в группе функционировала «Библиотека», где была предоставлена литература по данному вопросу. У нас в группе есть уголок «Малыши- крепыши», где родители делятся домашним опытом по освоению детьми основных видов движений.

Далее мы совместно с родителями приступили к пополнению спортивного уголка различными атрибутами, изготовили нагрудные знаки для подвижных игр, рули для сюжетно-ролевой игры «Автомобили», дорожки «здоровья», массажные коврики, дуги для подлезания и т.д.

Дети раннего возраста очень любят сказки про животных, потому что им животный мир намного понятнее мира взрослых. Дети в возрасте двух до трёх лет воспринимают зверей как себе подобных, отождествляют себя с ними. Поэтому работу с детьми я начала с чтения сказок.   После чтения мы с ребятками рассматривали иллюстрации.

А потом я  вносила в группу мягкую игрушку (героя сказки). Конечно же, дети узнавали его, и с удовольствием, вслед за взрослым (за мной), подражали движениям сказочного героя. Вместе с Мишкой осваивали обычную ходьбу и различные её способы: ходили по узкой дорожке, по выложенной педагогом массажной дорожке, по-медвежьи, учились переступать через препятствие (например, сначала через веревочку, затем – через пенёчки). Также я формировала у детей умение ходить, не наталкиваясь друг на друга.

Дети раннего возраста очень любят бегать. При этом, координация движений рук и ног в беге значительно лучше, чем в ходьбе. Особенно заметно это в подвижных играх. Поэтому для обучения детей бегу я использовала игры с несложными правилами с имитацией движений. Например: с помощью таких П\И как «Автомобили», «Самолеты», «Кот и воробушки», я учила детей бегать, не наталкиваясь друг на друга. То есть, мы опять имитировали движения героев сказок и стихотворений. Играя в эти П\И я учила ребят не только правильно бегать, но и развивала чувство равновесия и координацию движения, учила совместным действиям в игре.

Мяч очень привлекает малышей, побуждает их к активным действиям, доставляет им огромное удовольствие. Перед тем, как приступить к игровым упражнениям с мячом, я неоднократно читала детям разные стихотворения о мяче. В повседневной жизни  малыши с удовольствием самостоятельно  берут, держат, перекатывают мяч, переносят или прокатывают мячи. Многие виды метания  дети лучше осваивают вне НОД по физической культуре. Если прокатывать мяч в воротца мы учились в группе, то метать в цель я начала учить детей на улице. Особенно интересно было детям метать в снежную цель мягкие снежки, сшитые родителями.

В начале учебного года некоторые дети вообще отказывались прыгать из-за неуверенности в своих силах. Чтобы привлечь к освоению прыжков детей с уровнем освоения ОВД ниже среднего, я использовала разнообразные игры. Игра – это ведущая деятельность ребенка. В игре ребенок легче справляется с заданием. Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря игре, легче выполнять движения.

Для того, чтобы обучить детей прыжкам, я использовала такие имитационные упражнения, как «Прыгаем, как зайчики, как воробушки, как мячики». На слайде вы видите, я учу ребят в игровой форме прыгать как зайчик.  В индивидуальной работе  я учила ребят прыгать с помощью таких игровых упражнений как «Запрыгни в домик», «Перепрыгни через ручеёк». Вначале обучения прыжкам - это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем - подпрыгивания на месте, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. Конечно, я побуждала детей к действиям собственным примером, развивая у ребят умение подражать движениям взрослого.

Наиболее простым   для малышей является ползание. Они ползают с большим удовольствием. Родители, пополняя спортивный уголок различным спортивным инвентарём, приобрели для ползания яркий, привлекательный лабиринт «Змейка», через который дети проползают с большим удовольствием. И, конечно же, имитируя движения животных (например: ползая, как котик), дети научились не только ползать, но и радоваться своим успехам.

Освоение основных видов движений детьми раннего дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество всего коллектива дошкольного учреждения. Специалисты нашего дошкольного учреждения оказывают практическую помощь в проведении мероприятий. Например: музыкальный руководитель способствует повышению психоэмоциональной устойчивости через объяснения особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека, оказывает помощь в проведении праздников, музыкальных развлечений, спектаклей.

Медсестра детского сада проводит санитарно - просветительскую работу с детьми, родителями воспитанников. Как правило, выступая на всех родительских собраниях, она  консультирует родителей по следующим вопросам: формирование навыков здорового образа жизни, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников и др.

Инструктор по физической культуре помогает подобрать соответствующие подвижные игры, способствует укреплению здоровья детей, дает родителям рекомендации по данному вопросу.

мониторинг:

                                             Сентябрь                          май

Выше среднего уровня           0                                    15%

Средний уровень                    60                                   55%

Ниже среднего уровня           40                                   30%

В настоящее время Дети с уровнем развития ОВД ниже среднего могут активно выполнять физические упражнения только вместе со взрослым (это Наташа, Арсений, Илюша) у них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. В этом мне  помогли следующие приёмы: выполнение упражнения вместе со взрослым, самостоятельное выполнение после показа, расстановка пособий с ребёнком, вызывающая у него желание их опробовать, а так же особые задания, например: «Принеси мячик, покажи, как ты с ним умеешь играть», «Потанцуй с ленточкой» и другие.

Ребятки со средним уровнем ОВД способны выполнять знакомые движения в знакомой и новой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий (Тимофей, Алёна, Соня). Эти дети готовы действовать самостоятельно не только по одному, но и вдвоём и даже маленькой подгруппой. Эти малыши с удовольствием выполняют поручения разложить пособия, пригласить побегать, попрыгать с ним кого-то из детей.

   Малыши с уровнем освоения ОВД выше среднего (Лиза, Гриша, Ваня) уже умеют по собственной инициативе выбирать и расставлять пособия, выполнять освоенные движения даже на физкультурном оборудовании, бросать мячи разной величины и т. п.). Эти дети без помощи взрослого принимают другого ребёнка к совместным действиям. У таких малышей ярко выражена потребность в оценке своих действий со стороны взрослого: « Вот как я умею!». Такие малыши с удовольствием вступают в общение с взрослым, где взрослый уточняет, почему получилось или не получилось движение, состоялось или не состоялось совместное действие со сверстником.

Я заметила, что дети 1-й младшей группы лучше осваивают основные виды движений, подражая. Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, в начале уч. года многие дети плохо прыгали, не отрывали ноги от пола полностью. Зато когда мы начали всей группой имитировать прыжки зайчика, который прыгает высоко, дети стали стараться подпрыгнуть повыше, как зайчик. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

При знакомстве с каким-либо подражательным движением ребенку не только дается техника движения с передачей эмоционального характера данного образа, но и предлагается сделать так же. Это вызывает у детей интерес и желание подражать. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Как вы видели ранее в презентации, я сначала читала детям худ произведение с  героем (часто-животным), потом герой сказки приходил к нам в гости, детки его рассматривали, а он предлагал поиграть с ним. И с большим удовольствием, с положительными эмоциями подражали движениям сказочного героя. Например: ходили как петушок (высоко поднимая колени и махали ручками, как крылышками).

Результаты работы.

  •   Дети умеют ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей
  • Большая часть воспитанников правильно выполняют движения по образцу взрослого.
  • Дети умеют выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласовано.
  • Возросла активность в выполнении основных движений.
  • У детей наблюдается самостоятельная двигательная деятельность с использованием физкультурного оборудования.

Например: Алена стала самостоятельно брать обруч и запрыгивать в него, Артур любит покатить мячик и побежать за ним.

Перспективы работы:

  • Продолжать работу по освоению основных движений детьми раннего возраста
  • Продолжать совершенствовать функциональные возможности детского организма
  • Продолжить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по освоению основных движений детьми раннего возраста.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми раннего возраста

С этого учебного года наш детский сад работает по программе "От рождения до школы", в связи с эти я подготовила диагностические карты для всех возрастных групп. Хочу предложить коллегам диагностическу...

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением

Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действ...

Основные движения в раннем возрасте

Основные движения, которые необходимо развивать в раннем возрасте...

ОСВОЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физическо...