Воспитание чувств
консультация на тему

Барышникова Галина Федоровна

      Главная мысль консультации  заключается в том, что нет определенной инструкции, как воспитать чувства у детей, так как каждый ребенок неповторим и индиводуален. Воспитание чувств происходит не по заранее продуманному плану, а в ситуациях, которые преподносит наша обычная жизнь. И чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Учить детей надо собственным примером, а не нравоучениями. Таким образом, цель воспитания чувств у детей в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров, все они достигли в жизни счастья и успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_chuvstv.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

на тему

«Воспитание чувств»

г. Жердевка

2017 г.

   Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?

     Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребёнка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребёнок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш смеётся,

другого доведёт до слёз. Некоторые дети с пелёнок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создаёт множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к  ребёнку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становиться наше поведение в таких  ситуациях.

В связи с этим  можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он  гласит, что воспитание чувств у ребёнка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаём, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаём какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведём себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.

     Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие  эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придёт черёд в своё время, такой маленький ребёнок всё равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребёнок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребёнок до той поры общался с детьми в яслях в песочнице, у родственников, и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был ещё недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребёнка, восприятия его, как настоящего партнёра. Да и понятие будущего для ребёнка слишком туманно – отсюда  и естественный «эгоизм» этого периода. Ребёнок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить её обратно ему неясна. Отдавая её другому ребёнку, он как бы теряет её навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем что имеешь!

     Надо помнить о том недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то и легко научим и своих детей и внуков.

     Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.

          Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так – из любви.

     Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушить ему, что иногда придется жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфеткой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать  инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.

     Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, а ссоры обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже.  Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.

     Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычно важна для воспитания ребенка.

     Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок принимает не только наши слова, но и наши убеждения. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.

     В процессе совместной семейной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Поскольку нично в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.

     Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности  ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.

     Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно,  это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать пагубно.

     Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Воспитание чувств"

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям,а, познать чувство ответственности и т. д....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа  с родителями и детьми о воспитании детей, привитии им вежливости и доброжелательности....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа с родителями и детьми в воспитании детей в детском саду...

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с творчеством Владимирских пейзажистов

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с творчеством земляков....