Консультация для родителей "Словесные игры при подготовке детей к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Готовим детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proektnaya_deyatelnost.docx163.34 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 61»

Муниципального образования города Братска

665717, Иркутская область, г. Братск,  ул. Комсомольская, 40Б

телефон  8 (3953)415-852     E-mail: mdou_dskv_61@mail.ru

ОКПО 35622057 ОГРН 1023800837390 ИНН 3803203532 КПП 380401001

Консультация для родителей.

«Словесные игры в подготовке детей к школе».

Описание: http://teachersclub.com.ua/pictures/120211174945userfile.jpg_700.jpg

     Подготовила:

Моринова Е. Н.

воспитатель

     

 Подготовка ребёнка к школе – не самоцель дошкольного учреждения, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребёнка, способной удовлетворить интересы и потребности, характерные для него на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребёнком в процессе разных видов деятельности, прежде всего познания и общения, являются условием его личностного развития, при чём возможность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать жизненные задачи.

    Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность.

   Занимательные игры со словами  помогают  раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают  существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся  прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, нужно  варьировать  таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.

    Систематические занятия со словесными играми должны проходить   в тесном сотрудничестве с родителями. Если родители с удовольствием включаются в игровой процесс, то  получают массу положительных эмоций, знаний, узнают новые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком по дороге домой, в транспорте, дома. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители  вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. Играть с ребенком можно и нужно везде.

В ванной комнате: предложите ребёнку поиграть пустыми флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками. Можно спросить у ребёнка: Куда больше воды поместилось? Куда легче набирается вода? Почему? Откуда воду легче вылить? Откуда берутся пузыри? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведёрком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдёт мыльница в качестве кораблика?

   Это поможет вашему ребёнку научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объёма, тренировать действия рук, пальцев, исследовать и определять  характеристику предметов, делать наблюдения.

  Предложите ребёнку поэкспериментировать с предметами , которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Спросите:  Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет если набрать в неё воды? Сколько нужно набрать воды, чтобы она утонула? Если ты прижмёшь её ко дну, а потом отпустишь, что будет?

   Это поможет ребёнку делать открытия и смелее экспериментировать с предметами; понимать, что такое объём, понимать временную последовательность( что сначала, что потом), причины и следствия.

   Помогайте ребёнку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки. Можно спросить: С чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубы, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щётку или положить пасту? Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы, потом умываем лицо и руки, вытираем полотенцем, расчёсываем волосы.

   Ребёнок будет осознано принимать правильные  решения; действовать самостоятельно, устанавливать причины и следствия, понимать условные обозначения; будет уверенным в себе и чувствовать свою компетентность.

На кухне: Если вы разбираете сумку с покупками спросите: Назови что я купила? Что самое мягкое? Самое лёгкое? Что завёрнутое в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Какие продукты нужно убрать в холодильник? Какое слово самое вкусное? Самое холодное? Самое сладкое? Самое горькое? Самое полезное?

    Это научит ребёнка ориентироваться в названиях продуктов; понимать что такое объём, вес, размер, цена, тренироваться в различении и назывании цвета,  формы, частей и деталей предметов.

    Если вы месите тесто и печёте пироги задаёте вопрос: Из чего получилось тесто? Сколько я положила яиц? Что я сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто?  

    Это способствует пониманию действий, предстоящих изменений: яйцо бьётся, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Ребёнок  учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме, сравнивать, находить аналогии, развивать пальцы, силу рук.  

    Если вы вместе накрываете на стол, раскладываете еду, попросите ребенка  посчитать, сколько человек нужно  накормить? Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальём суп в мелкую тарелку? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата. Как на столе поставить вазу с цветами, чтобы она не мешала.

    Ребёнок научится считать, соотносить количество предметов и человек, понимать свойства предметов и правильно их использовать, логически мыслить, рассуждать,  понимать соотношение часть-целое, находить рациональные способы деления.

В магазине: Отправляясь за покупками, побеседуйте с ребёнком: Давай решим, какие покупки нам нужно сделать. Почему ты так считаешь? Для чего нам это пригодится? Из чего мы сможем приготовить еду для папы,

бабушки, кошки? Без чего мы сможем обойтись? Сколько сумок нам понадобится?

    Это поможет ребёнку понять основы рациональности, научиться обсуждать проблему с другими,  высказываться, обосновывая свою точку

зрения, понимать значимость похода в магазин, понимать значимость и последствия действий, соотносить вес и объём.

   Выбирая покупки, спросите: Как ты думаешь, почему хлеб продаётся в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обёртки? Почему конфеты такие дорогие?

    Ребёнок учится понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, искать аргументы.

    Упаковывая покупки: Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Что больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжёлое?

   Ребёнок научится соотносить свойства продуктов, закрепит навыки количественного и порядкового счёта, будет тренировать память, сравнивать, различать запахи, узнавать свойства и качества продуктов.

     Несёте покупки домой, спросите: Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется дедушка? А чему Мурка?

Ребёнок учится заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.

Идёте в гости: Побеседуйте: Что для тебя будет большим удовольствием, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым, детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

   Такая беседа поможет понять ребёнку ,что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к своему выбору, осознавать и планировать свои поступки.

Гостиная:  Приводите в порядок комнаты: Как ты думаешь, с чего нужно начинать? Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам? В чём тебе понадобится помощь?

   Это поможет развивать наблюдательность; учится планировать последовательность дел; правильно оценивать свои силы.

   Готовитесь к приёму гостей: Посмотри пожалуйста, что у нас не в порядке. Как ты считаешь, что нужно приготовить для наших гостей? Реши, чем ты займёшь свою гостью. Как ты думаешь, что ей будет интересно? Где мы посадим гостей? Чем будем угощать?

   Такие беседы развивают наблюдательность, критичность; учат высказывать оценочные суждения: « Я считаю, что…», помогают развивать умения заботиться о нуждах других людей, понимать основы гостеприимства и придерживаться их.

   Украшаете свой дом:  Что тебе нравится или не нравится в своей комнате? Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему? На что тебе

было бы приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом?

    Ребёнок учится высказывать свои суждения, учитывать чужую точку зрения, фантазировать, уважительно относиться к результатам своего и чужого труда, развивать творческие способности.

   Делаете ремонт:  Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? Какой рисунок тебе нравится? Как ты думаешь, что нужно что бы сделать ремонт? Чем ты планируешь помочь? Сколько нужно человек, чтобы передвинуть шкаф? Поклеить обои? Если ты увидишь ведро с краской, что ты сделаешь? Если ты увидишь розетку, как ты поступишь?

Отвечая на эти вопросы, ребёнок будет формулировать, высказывать свою точку зрения, понимать объём предстоящей работы, оценивать собственные силы, прогнозировать возможные ситуации и способы безопасного выхода из них.

      Предлагаю вам игры и упражнения, которые вы можете провести с детьми и, которые помогут  подготовить ребёнка к школе.              

Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.

  1.  Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
  2. Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

А вот, что на Т вы сумеете назвать? (Стихотворение Л.Куклина)

А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д. (назвать слова на эти звуки, находящиеся в комнате).

  1.  Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука ; вторую – звук  в середине слова; третью – звук  в конце слова.
  1. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.
  1. Игра « Хлопни – топни на звуки С - З» - на звук С будем хлопать, а на звук З будем топать: санки, сапоги, коса, замок, зонтик, коза, роза, самокат, селедка, космос, зернышко, змея, зубр, щетка, цапля, золото, цветок, ящик, значок, самолет.
  1. «Цветы и пчёлка». Ребёнку дать два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Взрослый называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять  цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей. Например: дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба.    
  1. Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает.
  1. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.
  1. Игра – загадка. Мы загадываем слово (например: модель слова лиса). Оно состоит из таких звуков: первый – мягкий согласный

(зелёный квадратик), второй гласный (красный квадрат), третий – твёрдый согласный (синий квадрат), последний снова гласный (красный квадрат). Ребёнок должен угадать слово. Чтобы отгадать, он должен знать, про что  загадана загадка. Должен спросить: живое это или нет, сразу станет легче отгадывать. Если это живое, то какой следующий вопрос можно задать? Кто это может быть? И т.д.

  1. Игра «Придумай сам». А какие ещё слова могут подойти к этой схеме. Пусть попробует подобрать. (Река, небо, тина, кино, зима, лето, бегу, несу, пеку…). Если затрудняются дети – помощь родителей.
  1. Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на – ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…
  1. Игра «Соберём слова».

- Назови овощ на гласный звук;

- Назови птицу на звук В;

- Назови фрукт на звук Г;

- Назови игрушку на звук С;

- Назови мебель на твёрдый согласный звук;

- Назови дерево на мягкий согласный звук;

- Назови цветок на звук К;

- Назови животное на звук Бь;

- Назови продукт на  звук М;

- Назови транспорт на звук П;

- Назови насекомое на звук К;

13. Игра «Сказка»:

(Выделяем звук в слове.)

Расскажите малышу сказку, пусть он придумает и дополнит в ней недостающие названия насекомых и животных. Например: «На лесной опушке стоял теремок. Двери и ставни у него были закрыты. Собрались вокруг теремка насекомые и лесные звери и решили посмотреть, что же

внутри теремка. Первым в узенькую щелку в окошке пролезли те насекомые, в названии которых есть звук [К]. Кто это был? Комар, мотылек. Затем насекомые со звуком [У] (муха, паук, гусеница), со звуком [С] (оса, стрекоза), со звуком [М] (муравей). Поднатужились они все вместе и открыли дверь в теремок. Зашли в теремок лесные зверюшки. Сначала забежал зверек со звуком [З] в названии (заяц), потом запрыгнула зверюшка со звуком [Б] в названии (белка). И последним пришел в теремок колючий зверек с коротким названием, в котором есть звук [Ж] (еж). Смотрят звери – а в теремке стол накрыт, и самовар кипит. А на столе – печенье, варенье и всякие сладости. Попили насекомые и звери чай, поели угощение, сказали теремку: «Большое спасибо!» и по домам разошлись». Продолжение сказки можете сочинять вместе, вспоминая новые названия животных.

14. Игра «Как  зовут?»:

(Определяем первый, второй, третий звуки в словах, составляем имена из звуков.)

Объяснить, что для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, выложенных последовательно. Пусть ребенок назовет предметы в той последовательности, в какой расположены картинки, выделит заглавные звуки: лошадь, арбуз, рак, астра – Лара. Картинки для прочтения имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин;

Маша: мышь, автобус, шишка, антенна;

Рома: рак осы, мак, автомобиль.

Можно предложить составить имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура: камыш, кенгуру, шар, ваза; Лара: стол, кошка, топор, утка; Маша: дом, сумка, ландыш, вилка; Рома: комар, колесо, сом, пила.

15. Игра «Подумай не спеша»:

(Проверяем, как ребенок научился слышать и выделять определенные звуки в словах.)

Предложите ребенку вопросы на сообразительность.

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стул» (лошадь, ложка).

- Вспомни название птицы, в котором бы был последний звук слова «шар» (ворона, сорока).

- Подбери слово, чтобы первый звук слова был [К], а последний – [Ш] (камыш, карандаш).

- Какое получится слово, если к НО прибавить один звук? (Нож, нос.)

- Составь предложение, в котором все слова начинаются со звука [М] (Мама моет Машу мочалкой).

16. Игра «Подумаю немножко, хлопну по ладошке»

( образовывать имена прилагательные от существительных).

Ход игры: предложить ребенку поиграть с мамой в игру «Ладошки». Прочитать  рифмовку:

С мамой буду я играть

И слова придумывать.

Я подумаю немножко,

Хлопну по ее ладошке.

 Правила игры: Мама называет слово (имя существительное). Хлопает по ладошкам ребенка. Ребенок образует от этого слова существительного  прилагательное. Хлопает по маминым ладошкам и называет новое слово:

Лексический материал

Красота — … красивый.

Любовь — … любимый.

Доброта — … добрый.

Нежность — … нежный.

Дерево - … деревянный

Железо - … железный

Глина - …глиняный

Стекло - …стеклянный

Бумага - …бумажный

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

17. Игра «Я — мы»

 изменять глаголы настоящего времени по числам; согласовывать их с местоимениями «я», «мы».

Ход игры: попросить ребенка подойти к зеркалу и рассказать  о том, кого он там видит. (Я вижу себя.)

Спросить, как еще можно назвать того, кого он видит в зеркале, не употребляя имени. (Я.)

Предложить ребенку встать перед зеркалом вместе с мамой. Спросить его о том, кого он видит в зеркале? (Себя и маму.)

Спросить, как можно назвать себя и маму одним словом. (Мы.)

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение.

     В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

 

 

Литература:

1. И.Агапова. М.Давыдова. Развивающие игры со словами для детей.- М., 2008.

2. Занимательное  азбуковедение /авт. Г.П.Попова, В.И.Усачева.- Волгоград. 2005.

3.Дошкольное воспитание №6 2012г.

4. konsultats._slovesnye_igry_dlya_podgotov._detey_k_shkole.doc

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 61»

Муниципального образования города Братска

665717, Иркутская область, г. Братск,  ул. Комсомольская, 40Б          

 телефон  8 (3953)415-852     E-mail: mdou_dskv_61@mail.ru

ОКПО 35622057 ОГРН 1023800837390 ИНН 3803203532 КПП 380401001

Консультация

 для педагогов

«Проектная деятельность дошкольников»

Подготовила:

Моринова Е. Н.

Воспитатель

Человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности.

Что такое проектная деятельность?

В детском саду дети осваивают разные виды деятельности как: рисование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельности называются продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляют взрослые и создают какой либо продукт. Двигаясь от простого к сложному,  ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка и взрослым. Такое взаимодействие не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого.

 Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого.

Принципы:

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.

Ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги …… и осуществил свой замысел - эта деятельность не считается проектной, все действия ребенок выполнял в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением, но реализовать свой замысел не сможет без участия взрослого.

2. Проектная деятельность в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве.

В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. Важно выбрать не просто один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.

Замысел ребенка намного опережает его технические возможности,  поэтому ему трудно рассчитывать на помощь других детей. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения.

3.  Проектная деятельность опирается на субъективность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

Субъективность ребёнка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Ребёнок высказывает оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребёнка.

4. Проектная деятельность предлагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его смыслов.

Когда ребёнок проявляет инициативу, тем самым показывает, что эта ситуация для него чем то значима. Поэтому прежде чем приступить к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребёнка. Детям важно научиться прислушиваться к своим переживанием и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах деятельности.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер.

В проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение к решаемой проблеме и личный смысл, он всегда ищет адресата – того , к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одной из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Виды проектной деятельности.

Исследовательский проект.

Исследовательский проект предлагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного значения. Исследовательский проект носит индивидуальный характер, реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.             Первое,  педагог создаёт одну и туже проблемную ситуацию для всех детей и в итоге формируется общий исследовательский вопрос.                                                Второе стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Затем создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.                                                                                                              Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребёнок приступает к реализации проекта, отвечать на поставленный вопрос. Младшие дошкольники получают информацию у членов семьи и других взрослых, старшие дети вместе с родителями ищут информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионных передачах и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в альбом, который помогает ребёнку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Альбом поможет ребёнку легко запомнить ход выполнения проекта и постепенно освоить алгоритм поиска ответа на любой вопрос. Без помощи родителей ребёнку не обойтись, та как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Взрослый должен понимать, что автором проекта является ребёнок, и он должен выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдать за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап оформления проекта.                                               Первая страничка альбома  посвящается формулировке основного вопроса исследования. Родители пишут красочный заголовок, дети помогают украсить страничку. На следующих страничках размещаются ответы сверстников, родителей и знакомых – разнообразных точек зрения. В конце ребёнок выдвигает свою версию ответа и родители записывают её. Затем ребёнок выбирает наиболее правильный по его мнению ответ, при это он должен зафиксировать ответ и объяснить свой выбор. На следующей странице альбома возможные способы  проверки предложенного ребёнком ответа, он рисует тот способ получения информации, которым он воспользовался и обосновал преимущества выбранного способа. Затем изображается результат проверки правильности ответа. Ребёнок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На следующей страничке показывается, где можно применить проект: рассказать о проекте в группе, организовать игру и т. п.

Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации и в случае необходимости помочь ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе. В день презентации приносится готовая работа, располагаются на стенде последовательно страницы, ребёнок рассказывает о поделанной работе, показывая соответствующее изображение, записи.

Четвертый этап. После презентации организуются выставки проектов и придумываются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний. Затем проект включается в библиотеку группы и находится в свободном доступе

Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Дошкольники начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Опыт презентации позволяет дошкольникам раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками. Исследовательские проекты помогут ребёнку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в жизни.

Творческий проект.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект, носит коллективный или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Подобный выбор детям даётся нелегко, дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Ребёнку надо преодолеть свойственный ему эгоизм, неумение видеть позицию другого, и перейти на новый уровень интеллектуального развития. Творческие проекты долгосрочные. Обсуждение и выбор идеи занимает 2 – 3 недели. Замысел не предполагает ответа на вопросы  том, как выполнять проект, поэтому его реализация оказывается более сложной.

На первом этапе проводится подготовительная работа, где обсуждаются возможные темы проекта, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых (праздники, сезонные изменения, социальные вопросы). Взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.

На втором этапе определяются мотивы участия в предстоящей деятельности. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями, педагог подводит их к идее, что обсуждаемая тема может лечь в основу коллективного проекта.

На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог отмечает наиболее оригинальные идеи.

На четвёртом этапе детям предлагается зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. В результате ребёнок должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено его отношение к проекту. Только в этом случае возникает проектная задача – задача удержания смысла и поиска средства его выражения. Выбирается идея с помощью голосования, дети кладут фишки на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная идея, с их точки зрения.

Шестой этап идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд для информирования родителей.

На седьмом этапе педагог с детьми организует работу по реализации общего замысла. Ребята делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт – социальную презентацию, которая показывает ребёнку значимость его усилий для окружающих.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность отражает интересы ребёнка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребёнку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других, что является условием развития успешной коммуникации.

Нормативный проект.

Нормативная проектная деятельность подразумевает создание свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Нормативный проект всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. К нормам берутся повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Каждый ребёнок настаивает на своём варианте поведения, воспитатель поддерживает инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. И педагог берёт на себя ответственность за соблюдением правила, выработанного детьми и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

На первом этапе воспитатель выясняет ситуации, в которых проявляются не желательные формы поведения детей, которые часто повторяются.

На втором этапе инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести. Выявляются две стороны ситуации: 1) пространство возможностей данной ситуации, включающее как различные неадекватные действия детей, так и нежелательные последствия этих действий; 1) аффективное отношение детей  к ситуации, связанное с воображаемым проживанием отрицательных последствий.

На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. Дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, символические изображения позволяют детям сформировать и выразить отрицательное отношение к ситуации.

На четвертом этапе дети рассказывают о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В беседе у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапе предлагается детям подумать как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. Каждый ребёнок высказывает своё мнение, затем выбирается одно из предложений в качестве правила.

На шестом этапе дети зарисовывают это правило так, чтобы было понятно всем. Правило не должно быть запрещающим, поскольку оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе дети объявляют, что они нарисовали. Педагог должен понять, на сколько полно в рисунках детей представлены необходимые детали. На основе этих деталей создаётся «знак» правила. Знак содержит два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Восьмой этап связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил. Дети изображают, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Нормативный проект не снимает навсегда все конфликтные ситуации в группе. Поэтому дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога к книге правил. Правил не так много, но их фиксация поможет существенно снизить конфликтность между детьми, улучшит психологический климат в группе и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

Нормативный проект даёт ребёнку возможность разобраться со своим переживанием эмоционально напряженной для него ситуации и на его основе  прийти к конструктивному решению, позволяет получить бесценный опыт организации собственного поведения.