Консультация для воспитателей и родителей.«Восприятие художественной литературы младшими дошкольниками»
консультация (младшая группа) на тему

Муравьёва Татьяна Николаевна

Книга занимает большое место в жизни младшего дошкольника. Она вводит ребенка в мир человеческих чувств, эмоций, отношений, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, раскрывает смысл духовных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx134.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей.

«Восприятие художественной литературы

младшими дошкольниками»

                                                               По материалам Добариной И.А.

Книга занимает большое место в жизни младшего дошкольника. Она вводит ребенка в мир человеческих чувств, эмоций, отношений, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, раскрывает смысл духовных ценностей.

С учетом возрастных особенностей во второй младшей группе ставятся следующие задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес, формировать литературный вкус.
  • Развивать эмоциональную сферу детей, воображение.
  • Формировать у детей умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям.
  • Учить детей оценивать поступки персонажей и их последствия, на элементарном уровне понимать побуждения героев.
  • Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации небольших произведений, отрывков из них.
  • Формировать умение пересказывать заинтересовавшие отрывки из прочитанного произведения, декламировать их наизусть.

Принципы отбора литературных произведений:

  1. художественная ценность;
  2. учет возрастных особенностей;
  3. занимательность;
  4. композиционная облегченность;
  5. соответствие области интересов детей.

Методы и приемы работы с художественной литературой

Самыми распространенными являются словесные методы. Чтение произведения взрослым - дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, стоит читать детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт со слушателями. Важным методом является выразительное чтение произведения взрослым.

Рассказывание - более свободная передача текста, при которой допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т.д. Таким образом, детей младшего дошкольного возраста знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами.

Также используется метод беседы и пересказа. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а также небольшим отрывкам произведений в прозе для подготовки к инсценировкам.

Приемами (элементами) словесного метода являются:

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность, доступная для повторения, подражания.

Объяснение - раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия.

Указания - разъяснение, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различают указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Оценка детской деятельности - развернутое мотивированное суждение о деятельности ребенка, ее результатах, раскрывающее степень усвоения знаний и умений.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа; задание предполагающее воспроизведение или применение имеющихся знаний. Выделяют репродуктивные (требующие констатации) и поисковые (требующие формулировки умозаключения), прямые, наводящие, подсказывающие вопросы.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков, от повторения отличается вариативностью и большей долей самостоятельных усилий детей.

Важными методами работы с произведениями художественной литературы и фольклора являются театрализованные игры и упражнения, различные виды театра. Данные методы способствуют погружению детей в содержание произведения, лучшему пониманию поведения и мотивов персонажей, накоплению дошкольниками коммуникативного и социального опыта, повышению интереса к литературным произведениям.

К творческим театрализованным играм относят:

игры-инсценировки - перевоплощение играющих в персонажей произведения. Участие в такой игре требует умения подбирать реквизит, костюмы, выбирать средства выразительности для передачи образов героев, понимания их характера, настроения;

-        игры-драматизации - обыгрывание сюжета произведения при помощи игрушек;

-        театрализованные этюды, образные упражнения - обыгрывание отдельных действий героев сказки.

Театрализованные игры имеют большое значение для социализации, общего и личностного развития. Происходит развитие психических процессов, ребенок осознает себя, учится действовать по определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, их чувства, анализируя и пытаясь понять суть и причины их поступков.

Театрализованные игры также можно рассматривать как подготовку к представлению одного из видов театра. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова выделяют:

-        настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

-        стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд- книжка);

-        театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

-        верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

-        напольные куклы (марионетки, конусный театр);

-        театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок).

Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; «живых теней»; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.

Словесные методы в работе с дошкольниками дополняются наглядными: показом предмета, игрушки, рассматриванием иллюстраций, наблюдением, просмотром мультфильма.

Продуктивные методы - разновидность практических методов, их использование предполагает создание определенного продукта. Различные поделки могут создаваться детьми в качестве иллюстраций к прочитанному, персонажей для игры-драматизации. Произвольное рисование способствует лучшему осмыслению произведения, позволяет передать вызванные им чувства, эмоции. Не обладая необходимым запасом слов и навыков, дети могут нарисовать придуманную ими сказку.

Для решения различных задач обучения, воспитания, развития подбираются разные методы и их сочетания. На их основе организуются различные формы работы с художественной литературой, такие, как:

-        обсуждение произведений известных художников на темы сказок;

-        театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

-        рассказывание сказки на новый лад: добавление нового персонажа, изменение сюжета, завершения сказки;

-        «коллаж из сказок» - детям предлагается собрать в новой сказке героев различных произведений, объединить их сюжеты;

  • проектная деятельность с погружением в сказку, обыгрыванием ее сюжета, поиском необходимой информации;
  • создание новых литературных произведений в совместной деятельности взрослых и детей с опорой на последовательность сюжетных рисунков и самостоятельно.

Уголок книги создается в целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе детского сада. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в спокойной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. Подобный уголок может быть создан и в домашних условиях.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером);
  • эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, вызывать интерес.

В домашнем уголке книги могут быть полочки для любимых книг, репродукций картин известных художников, материалов для творчества и ремонта книг, поделок, персонажей и декораций для театрализованных игр.

Для младших дошкольников подбирают книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь»

В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей.

Важно целенаправленно на личном примере учить детей правильно обращаться с книгой, рассматривать иллюстрации, знакомить с правилами пользования книгой, неукоснительно следить за их соблюдением. Необходимо обращать внимание детей на последствия нарушения правил, привлекать к ремонту книг.

Таким образом, грамотная организация работы с художественной литературой позволяет позитивно влиять на общее развитие, социализацию и обогащение речи дошкольников. Она позволяет обогащать эмоции, развивать воображение, знакомить ребенка с образцами русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихотворениях улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями,сравнениями.C:\Users\Захар\Desktop\hello_html_m68a8c915.jpg

Рекомендуемый список художественной литературы для чтения детям младшего дошкольного возраста.

Книги для ребенка в 3  - 4 года - это книги о других детях, различных животных, явлениях природы, правилах жизни, всяческих бытовых или игровых ситуациях. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Он ярко переживает все перипетии и события из книжки, с неослабевающим волнением и вниманием следит за развитием сюжета. Список книг для чтения в 3-4 года должен содержать произведения, которые расширяют кругозор ребенка, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир.

Русский фольклор  

http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifПесенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...»,

http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifСказки.

«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, Петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики»,обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifПесенки.

«Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

 http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifСказки.

«Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса». 

Произведения поэтов и писателей России

http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifПоэзия.

К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», « Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», « Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», « Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

 http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifПроза.

К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», "Слоны", «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; 

С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gifПоэзия.

Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

 http://mary-poppinsgr4.ucoz.ru/graffiti/animazija/vremyzprovojdenie-189.gif

Примерный список для заучивания наизусть

 

«Пальчик-мальчик...»,

«Как у нашего кота...»,

«Огуречик, огуречик...»,

«Мыши водят хоровод.,.» — рус. нар. песенки;

А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»;

В. Берестов. «Петушки»;

К. Чуковский. «Елка» (в сокр.);

Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.);

А. Плещеев. «Сельская песня»;

Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Подготовила воспитатель Муравьёва Т. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на ...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 - Дудорова Татьяна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВОвладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошколь...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 - Дудорова Татьяна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВОвладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошколь...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Консультация для воспитателей «Экологические сказки в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие"...

Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"

Консультация предназначена для воспитателей  для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в летний период»

     В летнее время года все виды детской деятельности переносятся на участок детского сада. Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятел...