Формирование представлений о себе у дошкольников
презентация на тему

Козакова Елена Михайловна

Презентация  нацелена на осознание родителями важности формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста и роли родителей в её формировании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование представлений о себе у дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад Подготовила: педагог-психолог Е.М. Козакова

Слайд 2

«Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем его вниз, либо поднимаем вверх». Б. Вашингтон

Слайд 3

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов - собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми Собственная деятельность детей Взаимоотношения с окружающими СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД СВЕРСТНИКИ ИГРА

Слайд 4

Формирование представлений у дошкольника Познание своего тела: физического и эмоционального состояний Познание окружающего мира: -мир природы; -взаимоотношения людей и их возможности; -моральные ценности

Слайд 5

« Я-концепция » ( « Я-образ » , «Образ Я» , англ. one’s self-concept , а также: self-construction , self-identity или self-perspective ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности . Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Представители «„я“-концепции» А. Маслоу , К. Роджерс ). «Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем «Я»-образ («я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным , Психологическая составляющая формирования представлений о себе у дошкольников

Слайд 6

Я-Концепция - Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Источником формирования первоначальных представлений о себе является взаимодействие ребенка с другими людьми. С самого раннего возраста малыш, взаимодействуя и общаясь с другими людьми, начинает выделять себя субъектом своих действий и переживаний. Формирующиеся представления о себе входят в содержание самосознания индивидуума. Любые оценочные воздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие или плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этом отношении характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольников представлений о своих возможностях. Наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий оказывают заниженные оценки взрослого, которые вызывают у детей недоверие, споры, несогласия и даже отказ от деятельности. Завышенные оценки взрослого оказывают двоякое действие на поведение дошкольников: с одной стороны, они искажают представления испытуемых в сторону преувеличения ими результатов своих действий, а с другой - мобилизуют их силы, стимулируют оптимизм и уверенность ребят в достижении хороших результатов. совокупность всех представлений индивида о самом себе.

Слайд 7

Я-Концепция (самооценка) включает в себя компоненты: Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д. Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Слайд 8

Общение со взрослыми Детский сад (педагоги) Семья Взрослые – как зеркало отражают в своем отношении, характеристике, поступках ребёнка. Именно они являются главным формирующем звеном самооценки дошкольника.

Слайд 9

Общение со сверстниками Игра. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка . Как отмечает Д.Б. Эльконин , в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым». Д.Б. Эльконин , вслед за Выготским , неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли).

Слайд 10

Тест «Лесенка » В.Г. Щур Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы. Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке. Диагностика самооценки дошкольника

Слайд 11

Упражнения на формирование представлений о себе Упражнение «Давайте познакомимся» Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей и. т. д. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Для запоминания имен детей можно использовать прием «снежного кома»; первый ребенок, сидя в кругу, называет свое имя, второй повторяет имя первого ребенка и называет свое, третий ребенок называет имена первого и второго и свое и т. д. Для активизации представления себя можно использовать игру в ассоциации «Какое растение, животное, птицу, цвет, время года мне напоминает Коля?» Дети высказывают свое мнение об одном ребенке по очереди. Упражнение «Мое ласковое имя» Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что-то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Бот так: « Сашулька , будь любезен, подай мне туфли". Что вам хочется сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу « Ласковушки » — приятные, ласковые, нежные слова.

Слайд 12

Упражнение "Что во мне хорошего« или « Похвалилки ». Дети стоят в кругу. В центре круга стоит стульчик, на который садится каждый и хвалит себя, рассказывая, что умеет делать лучше всего, какой он что любит в себе, за что его хвалит мама (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый ). Упражнение «Узнайте мoeгo друга» Предложить ребёнку описать своего другатак , чтобы он себя узнал. Разыграть с детьми сценку в которой показать особенности конкретного ребёнка, его привычки: шмыгать носом, необычная походка, привычка теребить одежду и т. д. Упражнение «Что мне не нравится в себе» При выполнении этого упражнения воспитатель начинает разговор о своих слабых сторонах. Например: мне не нравится, что я иногда разговариваю со своей дочкой сердитым голосом, мне не нравится, когда кто-то мной командует — я тогда сержусь...

Слайд 13

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ - не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного; - не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком; - поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его; - не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого; - показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела; - не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Слайд 14

Дети имеют право: •· иногда ставить себя на первое место; •· просить о помощи и эмоциональной поддержке; •· протестовать против несправедливого обращения или критики; •· на свое собственное мнение и убеждение; •· совершать ошибки, пока не найдете правильный путь; •· предоставлять людям решать свои собственные проблемы; •· говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”; •· не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным убеждениям; •· побыть одному, даже если другим хочется вашего общества; •· иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие; •· менять свои решения или избирать другой образ действия; •· добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает. Дети не обязаны : •· быть безупречным на все 100%; •· следовать за толпой; •· любить людей, приносящих вам вред; •· делать приятное неприятным людям; •· извиняться за то, что были самим собой; •· выбиваться из сил ради других; •· чувствовать себя виноватым за свои желания; •· мириться с неприятной ситуацией; •· жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; •· сохранять отношения, ставшие оскорбительными; •· делать больше, чем вам позволяет время; •· делать что-то, что на самом деле не можете сделать; •· выполнять неразумные требования; •· отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать; •· нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; •· отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....

НОД"развитие речи и формирование представлений о себе и окружающем мире"

Образовательная область ""Здоровье", ""Познание", "Чтение художественной литературы"Непосредственная образовательная деятельность: Развитие речи и формирование представлений о себе и окружа...

«Формирование представлений о себе и семье у детей дошкольного возраста»

   С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, разви...

Формирование представлений о себе у старших дошкольников.

Аннотация: В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста  на формирование  системы  «Я» как системы представлений о себе самом, складывающиеся на основ...

Выступление по теме самообразования: «Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта через дидактические игры»

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомыми понятным, а иным — даже легким, и темпонятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком ...

«Формирование представлений о себе и о своем теле для ребенка дошкольника»

Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих способностях и возможно...