Главные вкладки

    Мастер-класс с детьми и родителями средней группы комбинированной направленности "Пальчики-помощники" (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)
    материал (средняя группа) на тему

    Лукомская Лилия Владимировна

    Мастер-класс с детьми и родителями средней группы

    комбинированной направленности "Пальчики-помощники"

    (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass-_palchiki-pomoshchniki_nyab.docx27.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс с детьми и родителями средней группы

    комбинированной направленности "Пальчики-помощники"

    (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)

    Подготовила:Лукомская.Л.В.

    ГБОУ СОШ № 16 СПДС "Вишенка" корпус 2

    г.о. Жигулевск, Самарская область

    Цель мероприятия: привлечение  родителей в коррекционно-образовательный процесс.

    Задачи мероприятия:

    Показ приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей средней группы в домашних условиях.

    Материал и оборудование: мячики разных размеров, карандаши или кубики для ворот; контейнеры с крупами, коробочки; клубки ниток; камешки, ракушки,  пуговицы; шнурки; счетные палочки; веревочки, прищепки; бусы, чётки; бигуди; мячики Су-Джок.

    Ход мероприятия:

    1. Вступительное слово воспитателя:

    Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

    В 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.

    Для занятий по формированию мелкой моторики рук можно дать следующие рекомендации.

    • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
    • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
    • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
    • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
    • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
    • Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
    • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты — шофер, а эта фишка — твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».
    • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

    Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных занятиях, а также на специальных занятиях с воспитателем, например, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции.

    2.  Мастер-класс учителя-логопеда "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы в домашних условиях".

    Для развития мелкой моторики руки я использую много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях. Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести эти игры в свой дом.

     (Воспитатель раздаёт родителям и  детям  материал для игр. Родители и дети  по заданию учителя-логопеда выполняют упражнения.)

    Домашняя игротека. 

    «Забей мяч в ворота».

    Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. 
    Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. 

    «Поможем Золушке».

    Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части. 

    «Разорви лист по линиям».

    Лист бумаги произвольно расчеркивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы. 
    «Шаловливый котенок».

    Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок. 

    «По кочкам через болото».

    На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок «шагает» указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге. 
    «На морском берегу».

    Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Ребёнку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку. 
    «Шнуровка».
    Берется большая карточка, на которой в центре и по краям в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи толстой нити ребенок выполняет следующие задания: 
    а) провести нитку через все отверстия по краю карточки; 

    б) протянуть нитку в каждое второе отверстие; 

    в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красные и синие и т. д.); 

    г) выполнить «обметку через край»; 

    д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках. 

    Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

    Взрослый просит ребенка выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки. Например, квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельницу, рыбку, пирамидку, флажок, звезду, мороженое, бабочку, аквариум, жука, окно, сумку, морковку, грузовик, рожицу, брюки, пирог, мост, качели, лейку, танк, лопату, коробку карандашей, ракету, пароход, грибок, горку, тачку, беседку, снежинку, парусник, башню, песочницу, самолет, кровать, телевизор, собаку, корову, часы, фонарик. 

    Творческие занятия:

    - пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
    - рисование верёвочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);

    - плетение косичек и венков из цветов. 

    Домашние дела:

    - перемотка ниток; 

    - завязывание и развязывание узелков; 

    - чистка металла; 

    - нанизывание бус и пуговиц; 

    - застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.

    - застёгивать и расстёгивать пуговицы;

    - зашнуровывать и расшнуровывать обувь;

    - завязывать шарф, бант.

    Игра с прищепками «День и ночь».

    Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
    Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

    Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

    • изготовление бус; 
    • игры с чётками;
    • лепка; 
    • аппликация; 
    • обведение лекал с последующей их штриховкой;
    • с мячом Су-Джок.

    Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

     3. В конце мероприятия учитель-логопед раздаёт родителям буклеты с рекомендациями по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

    Литература:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.

    Интернет-источник:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2016/04/15/sovety-roditelyam-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Показать значимость развития кистевой моторики у детей.Познакомить с метода...

    Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

    Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

    Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

    Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....

    Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

    Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания на практике...