Малыш у экрана: "за" или "против"?
статья (младшая группа) на тему

Николаева Елена Валентиновна

Агрессивная информационная среда окружает ребёнка с самого рождения. Экраны телевизоров, планшеты, телефоны для многих родителей словно "палочка-выручалочка": всегда можно занять малыша, приложив минимум усилий. Но так ли безобиден такой подход для развития ребёнка раннего возраста? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_rannego_vozrasta_u_ekrana.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш у экрана:  «за»  или  «против»?

Автор: Николаева Елена Валентиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №29 Кировского района Санкт-Петербурга.

Прогресс не стоит на месте: компьютеры, электроника, гаджеты, телевидение окружают детей с самого их рождения. Агрессивная информационная среда поглощает ребёнка. Яркие картинки, кнопочки на телефоне у мамы притягивают малыша, и как же хочется их нажать!  Многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы дать двухлетнему ребёнку  пульт от телевизора и уйти по своим делам на кухню. «Он научился сам переключать и находить нужный канал!» - с гордостью заявляют они. А как же общение? Мелькающие картинки на экране не заменят живого слова мамы, её рассказа, объяснения. Будет ли польза от созерцания экрана, без пояснений со стороны взрослых, без акцентирования внимания на каком-либо объекте,  для развития двухлетнего малыша?  Не с этим ли повальным увлечением раннего приобщения малышей к телефонам,  планшетам,  связано отставание в развитии речи у детей? Известно, что к трём годам ребёнок способен составлять фразу из двух-трёх слов. Но на практике, к этому возрасту некоторые дети едва начинают проговаривать звукоподражательные слова «ав-ав», «му», «ко-ко», «би-би».  Неоднократно наблюдала, что малыши в транспорте были заняты просмотром мультфильмов, в то время,  как за окном троллейбуса так много интересного и познавательного для ребёнка:  автомобили, грузовики, автобусы, высокие дома, красочные детские площадки,  маленькие и большие деревья,  пролетают птицы,  кто-то из прохожих ведёт собачку на поводке, одним словом, за окном – реальная жизнь, которую ребёнок, прикованный к экрану,  так и не заметит.  Наблюдательность ребёнка, его внимание необходимо развивать.  Самостоятельно не все дети могут заметить интересное, даже если это интересное будет у них под ногами. Казалось бы, как можно не заметить следы птиц, кошки или собаки на белоснежном снегу? А малыш их может не выделить из общей картины  под ногами, и только, следуя за показом взрослого, он начинает  проявлять интерес, искать, и различать  следы.

   Часто, чтобы успокоить плачущего ребёнка, родители «отвлекают» малыша, показывая ему занимательное видео, мультфильм, где на ребёнка «обрушивается» шквал движений персонажей с громкими восклицаниями, то есть происходит  некая «бомбардировка»  малыша через  органы чувств. Да, это срабатывает: ребёнок «прилипает» к экрану и успокаивается на какое-то время. Но все ли родители знают, что такой приём вредит эмоциональному развитию ребёнка? Малыш не учится управлять своими эмоциями, справляться со стрессовыми ситуациями.  Общение с «экраном» не разовьёт у малыша  умения  сочувствовать и сопереживать, что затруднит его общение со сверстниками. Кроме того,  надо помнить, что глаза ребёнка при просмотре видео с экрана, также подвержены нагрузке (взгляд фокусируется в одну точку; экран расположен близко к глазам ребёнка) и формирование хрусталика, которое длится до восьми лет, может идти с нарушениями, что приведёт к близорукости. Нельзя забывать, что в период раннего детства  ребёнку присуще наглядно-действенное мышление, ему недостаточно просто созерцать, даже к яркому видеоряду он быстро теряет интерес, ему необходимы  участие, действие, тактильные ощущения (пощупать, потрогать, исследовать предмет, даже попробовать на зуб), а сенсорные экраны не дают возможности развить моторно-двигательные навыки, что со временем скажется на освоении письма, математики и научных дисциплин.  

Но стоит ли отказываться от благ цивилизации, и вообще не подпускать детей к экранам (что и советуют медики детям  до трёх лет)? Решать, конечно, родителям. Не могу не сказать, что есть продуманные развивающие телевизионные  программы для детей раннего возраста,  с использованием мультипликации (например: «Грузовичок ПИК»), которые знакомят детей с окружающим миром,  способствуют познавательному развитию. Непродолжительность серий, разнообразие историй, доступность и неоднократное повторение материала для лучшего усвоения, интерактивные включения, всё это – положительная сторона  таких  мультфильмов, направленных не столько на развлечение, сколько на развитие детей.  Ребёнок не просто созерцает, но заинтересованно следит за сюжетом, а при совместном просмотре с родителями, вовремя получает пояснения.

Для родителей детей старше 3-х лет, хорошим подспорьем могут быть познавательные видеоигры, игры на внимание и память, игры про цвета и геометрические фигуры, позволяющие ребёнку закрепить и расширить свои познания, с пользой провести время в длительных поездках, в ожидании приема в поликлинике, где от ребёнка потребуется максимум усидчивости. Видеоигры («Четыре сезона», «Где чья мама?», «Кто как двигается?», «Убери в комнате», «Чьи следы?» «Чей голос в лесу?» и т.д.) расширяют представление ребёнка об окружающем мире, обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Во всём  есть положительные и отрицательные стороны, необходимо найти золотую середину. Вырастить ребёнка, исключив влияния общества, не получится.  Повальное увлечение взрослых и детей соцсетями и мультимедийными технологиями уже присутствует в нашей жизни, и было бы заблуждением считать, что малыши (а они все  в раннем возрасте  -  «подражатели») не скопируют поведение родителей, старших братьев и сестёр. Так может не стоит так бояться компьютеров,  смартфонов и планшетов в руках ребёнка, а достаточно с раннего детства воспитывать «культуру общения с техникой»?  Следить за непродолжительностью пребывания ребёнка у экрана телевизора, за компьютером, его осанкой во время игры, насыщать жизнь ребёнка общением, совместными играми и прогулками, чтобы  общество близких людей для ребёнка было всё-таки предпочтительней сенсорного экрана.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....