Тренируем пальчики - развиваем речь
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковые игры215.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Тренируем пальчики — развиваем речь»

Цель: Повышение  компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1.
 Познакомить родителей с эффективными способами применения пальчиковой гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.
2
. Стимулировать родителей  на активное взаимодействие со своими детьми.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс группы.
4. Помочь родителям реализовать свои творческие способности .

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский 

У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная. Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая веселая и интересная игра –  создает добрые эмоциональные взаимоотношения с взрослыми.

Игры в домашних условиях для развития мелкой моторики.

1. Пожалуй, первое, что могут сделать родители для развития мелкой моторики – это массаж ладоней. В аптеке можно приобрести массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами. Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Его катают по ладоням,  кольцо надевают  по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.

"Ёжик"        

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)  

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)  

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)  

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455214992.jpg

2. Любимые многими пальчиковые игры-забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем.

« Сорока-сорока» и т.д.

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять.

(Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Вдруг ворона подбегает,

(«Идти» по столу указательным и средним пальцами.)

Головой она кивает,

(Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз).

аркает:»Вот и обед!»

(Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь — а червячков уж нет!

(Сжав кулачки, прижать их к груди)

3. Игры с сыпучими материалами:

крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок.

Тут большой простор для фантазии. Крупу можно просто насыпать в глубокую миску и дать ребёнку порыться в ней, покупать ручки. Можно смешать разные крупы. После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

4. Полезными игрушками являются различные шнуровки, нанизывание бусин. 

Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т. д. А можно просто взять макароны с большими дырочками.

Также полезны игры с прищепками. 

Можно поставить низкую сушилку для белья на пол или привязать между стульев толстую верёвку, а затем вешать с помощью прищепок носовые платочки и одежду кукол, а также можно сделать картинки с недостающими детали и с помощью прищепок дополнять картинки (например: солнышку сделать лучики, а цветочку – лепестки).

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, замков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455216117.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455216129.jpg

6. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

7. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455217213.jpg

8. Лепка из глины и пластилина, теста. 

В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

9. Игры с водой. 

Это могут быть всевозможные вылавливания. В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки! Также любой малыш приходит в восторг от взбивания пены венчиком! Научите малыша переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-419170-1455217491.jpg

10. Играем со щипцами и пинцетами.

Сортируйте помпоны по цветам, используя щипцы или пинцет.  Раскладывайте пинцетом маленькие фасолинки в форму для льда.

11.Игры с картинками

Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет  достигнут  наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка!

Научите ваших детей всему, что умеете сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

"Тренируем пальчики - развиваем речь"

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....