Всё о логопункте
консультация по теме

Смирнова Наталия Васильевна

Что такое логопункт?

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители, здравствуйте!   Я – учитель-логопед  Смирнова Наталия Васильевна. Ко мне очень часто обращаются родители детей, имеющих (на их взгляд) проблемы с речью (например: ребенок не выговаривает звуки или же искажает их) и желающих заниматься с логопедом. Для оказания специальной коррекционной  мые помощи детям, имеющим нарушения устной речи различной степени тяжести на базе детского сада организован логопедический пункт. Как попасть на логопункт; как проводится работа с детьми, имеющими нарушения  речи – на эти и многие другие вопросы я отвечала не раз и в индивидуальной беседе, и на родительских собраниях. И всё же, я считаю, будет не лишним ответить на них ещё раз.
                                                                                                                                                                                                  
    Итак, - что такое логопункт?
Логопедический пункт (логопункт) - это место, где оказывается необходимая коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями в возрасте 
от 5 до 7 лет (это дети старшей и подготовительной группы).
Почему не раньше? Дело в том, что существуют определенные этапы развития речи, ускорение которых не только не имеет смысла, но и может принести вред. Существуют нормативы появления звуков в речи ребенка.  Это происходит так же как и с зубами: в определенный возраст появляется нужный звук.  
Логопедические занятия не входят в расписание занятий группы, а идут параллельно педагогическому процессу. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (2.4.1.2660-10).
Расписание логопункта составлено так, чтобы не нарушать педагогический процесс в группах, а работающие родители могли получать логопедическую консультацию в удобное время.
 
Как происходит комплектование логопункта?
   Комплектование логопункта происходит на основании результатов логопедического обследования, которое учитель-логопед проводит в августе  и январе каждого года. Учитель-логопед обязан  ознакомить родителей  с результатами диагностики и заключением, которое он ставит Вашему ребёнку.
    На логопункт зачисляют детей с 
несложными недостатками в речевом развитии и очерёдность зачисления в логопедический пункт формируется с учётом возраста ребёнка и степени тяжести речевых нарушений.
Речевые недостатки могут быть следующие:
*  Нарушение произношения отдельных звуков – фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
* Нарушение только произносительной стороны речи и фонематического слуха – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
* Нарушение не только произносительной стороны речи и фонематического слуха, но имеются незначительные пробелы в  освоении других компонентов речевой системы - нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). Оно характеризуется:
 - нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости сложных     слов со     стечением согласных;
- словарный запас чуть ниже возрастной нормы, незначительные грамматические ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными;
- при составлении рассказа дети пользуются  в основном простыми малоинформативными  предложениями, пропускают главные события, «застревают» на второстепенных деталях, затрудняются при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
  
Какие дети не подлежат к зачислению на дошкольный логопедический пункт?
На логопункт 
не зачисляются дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедические заключения: ОНР (кроме НВОНР), ринолалия, заикание, задержка психического развития, нарушения слуха, зрения и интеллекта.
Если у ребёнка выявлены сложные системные нарушения речи, то мы говорим о необходимости проведения комплексного обследования специалистами областной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с целью решения вопроса об определении дальнейшего образовательного маршрута данного ребёнка в ДОУ комбинированного вида или в ДОУ компенсирующего вида.
 
Какое количество детей занимается на логопункте?
На нашем логопункте одновременно занимается 20-25 человек.
 
Сколько времени потребуется для коррекции речевого нарушения?
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, сроки работы с каждым ребёнком могут сильно различатся: от 3-6 месяцев до 2 лет.
 
В каком режиме проводятся занятия с логопедом?
Занятия проходят 2-3 раза в неделю индивидуально и по подгруппам.
 
Сколько времени отводится на логопедическое занятие?
На индивидуальную работу отводится 15-20 минут на каждого ребёнка, на подгрупповую 25-30 минут.
 
Какая периодичность занятий?
Подгрупповая работа проводится учителем-логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальная - ежедневно, в соответствии с режимом дня в возрастной группе.
 
Какова роль родителей в исправлении речевых нарушений?
Уважаемые родители, ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от Вашей  заинтересованности и степени участия в исправлении речи. Занятия с логопедом бывают очень эффективны, но 
их, как правило, недостаточно.
Я даю родителям список упражнений, которыми в обязательном порядке следует заниматься с ребенком. Поставленные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребёнку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Поэтому для успешного исправления речи детей Вам необходимо:
* выполнять все рекомендации учителя-логопеда;
*  обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий;
*  систематически и аккуратно выполнять с ребёнком домашнее задание;
*  осуществлять ненавязчивый контроль за речью ребёнка;
*  помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, Вашего участия и помощи в преодолении его речевых трудностей.
 
Как заниматься с ребёнком дома по заданию логопеда?
Для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в систематических домашних занятиях. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок,  каждую свободную минуту. Но некоторые виды требуют обязательной спокойной деловой обстановки при отсутствии отвлекающих факторов. Например, когда мы работаем над постановкой звука необходимо рабочее место с зеркалом и полное внимание ребёнка.
Рекомендации
·        Закрепите время занятий (15-20 минут) в режиме дня.
·        Определите, кто из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию логопеда.
·        Внимательно ознакомьтесь с содержанием задания, убедитесь, что оно Вами понято.
·        Сообщите ребёнку о том, какие задания он будет выполнять.
·        Приучайте его к самостоятельному выполнению.
·        Не спешите, показывая как нужно выполнять задание.
·        Соблюдайте точность и поэтапность выполнения.
·        Выработайте единые требования всех членов семьи, которые будут предъявляться к речи ребёнка.
·        Наряду с требовательностью, будьте терпеливы с ребёнком и внимательны к нему во время занятий.
Нерегулярные занятия бессмысленны: для устранения дефектов речи необходимы постоянные тренировки.
 
Если Вы с чем-то не согласны, или Вам что-то не понятно, Вы сомневаетесь... - сходите в поликлинику, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в этом море тоже можно выловить достоверную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь сказать, что вы спрашивали у другого специалиста. И ничего не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь.
 
 

Успехов всем нам в нашей общей работе!

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Презентация " Обучение грамоте в рамках логопункта ДОУ"

Данный материал поможет логопедам в создании рабочей программы кружков по обучению грамоте....

конспекты занятий по обучению грамоте детей подг.гр. на логопункте МДОУ с тематическим планом

Разработан тематический план,  содержание занятий ,конспекты  занятий для детей подг.гр. в рамках логопункта МДОУ...

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...