Главные вкладки

    «Использование мнемотехники в работе педагога»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Довыденко Лена Анатольевна

    МКДОУ Забитуйский д/с

     группа «Пчёлка»

     

     

     

     

     

    Мастер-класс

    «Использование мнемотехники

    в работе педагога»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Подготовил: воспитатель

    Довыденко Л.А.

     

     

     

     

     

     

     

     

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

    2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

    3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

     

    ЗАДАЧИ:

    1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

    2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

    4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

    5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

    6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
    он будет долго и напрасно мучиться, 
    но свяжите двадцать таких слов с картинками,
    и он их усвоит на лету».

     К.Д. Ушинский

    Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

     

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

    Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

    МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

     

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

    Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

    Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы пре разучивания стихотворения. Послушайте его:

     

    «ЁЛОЧКА»  Н.Нищева

     

    Перед нами ёлочка:
    Шишечки, иголочки.
    Шарики, фонарики,
    Зайчики и свечки,
    Звёзды, человечки.

     

    – – «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (ответ родителей). Правильно.

    Следующая строчка – «ответ родителей». Рисуем …. И т.д.

    – Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

    А теперь, глядя на мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

     Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

    – Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

    Уверена, что вы согласитесь со мной, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

     А сейчас я хочу предложить вам по этой сказки самостоятельно составить схему, как вы думаете, как называется сказка? «ответ детей»

    -Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю нарисовать схему по сказке « Колобок».

    Педагог выбирает на выбор участника и предлагает рассказать по схеме сказку Колобок.

    Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

    – Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

     

    Выводы

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКДОУ Забитуйский д/с

     группа «Пчёлка»

    Мастер-класс

    «Использование мнемотехники

    в работе педагога»

    Подготовил: воспитатель

    Довыденко Л.А.

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

    2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

    3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

    ЗАДАЧИ:

    1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

    2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

    4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

    5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

    6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
    он будет долго и напрасно мучиться, 
    но свяжите двадцать таких слов с картинками,
    и он их усвоит на лету».

     К.Д. Ушинский

    Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

    Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

    МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

    Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

    Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы пре разучивания стихотворения. Послушайте его:

    «ЁЛОЧКА»  Н.Нищева

    Перед нами ёлочка:
    Шишечки, иголочки.
    Шарики, фонарики,
    Зайчики и свечки,
    Звёзды, человечки.

    – – «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (ответ родителей). Правильно.

    Следующая строчка – «ответ родителей». Рисуем …. И т.д.

    – Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

    А теперь, глядя на мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

     Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

    – Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

    Уверена, что вы согласитесь со мной, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

     А сейчас я хочу предложить вам по этой сказки самостоятельно составить схему, как вы думаете, как называется сказка? «ответ детей»

    -Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю нарисовать схему по сказке « Колобок».

    Педагог выбирает на выбор участника и предлагает рассказать по схеме сказку Колобок.

    Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

    – Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

    Выводы

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование мнемотехникив работе по развитию речи детей

    Методические рекомендации по мнемотехнике...

    Использование в работе педагога ДОУ технологии "Детский совет"

    Методический материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений при организации деятельности с воспитанниками с использованием педагогической технологии "Детский совет"...

    «Использование системы работы педагога по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

    Описание  опыта работы по теме: «Использование системы работы педагога по внедрению  здоровьесберегающих   технологий в ДОУ». ...

    Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

    Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

    Мастер-класс "Использование в работе педагога-психолога элементов инновационной терапевтической техники рисования Эбру с детьми 5 -7 лет"

    Данная техника Эбру используется в работе с детьми и взрослыми всех возрастов.  Развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые ...