Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зинченко Елена Алексеевна

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей в ДОУ» Воспитатель Зинченко Е.А. МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ 1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: 1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 3. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. 4. Обучать детей правильному звукопроизношению. 5. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 7

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд 8

Принцип работы с мнемотаблицей 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2.Преобразование символов в образы. 3.Пересказ при помощи символов. Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Слайд 10

ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!

Слайд 12

Заучивание чистоговорок, потешек , Две лягу ш ки, две подру ж ки Пили ч ай и ели плю ш ки

Слайд 13

Заучивание чистоговорок, потешек У мы ш ки- мы ш ата, у ко ш ки- котята, У ерша- ер ш ата. У лягу ш ки- лягу ш ата

Слайд 14

Заучивание чистоговорок, потешек Ш ёл я, ш ёл, ме ш ок на ш ёл, А в ме ш ке том шишки, Вам привет от ми ш ки

Слайд 16

Составление описательных рассказов

Слайд 17

Составление описательных рассказов

Слайд 19

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Слайд 20

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Мастер – класс для педагогов

 «Использование мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей в ДОУ»

        Воспитатель: Зинченко Е.А.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников.

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

Ход мастер-класса:

Сегодня на нашей встрече я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова:  «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». (3 слайд)

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. (Слайд 4)

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, воспитывает у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. (Слайд 5)

Мнемотаблица строится от простого к сложному. (Слайд 6)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему,  мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки. (Слайд 7)

Принцип работы с мнемотаблицей 

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3.Пересказ при помощи символов.

     Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.  (Слайд 8)

Пример мнемотаблицы «Зимушка-Зима»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

 И. Гурина «Веселый снеговик»

По сугробам напрямик,        

Шел веселый снеговик.        

А в руке его была

Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная

А елочка нарядная!

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично. (По ходу чтения стихотворения)

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Образец стихотворения  Н. Нищева« Снегири». (Слайд 11)

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки, прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

ДВЕ ЛЯГУШКИ, ДВЕ ПОДРУЖКИ
ПИЛИ ЧАЙ И ЕЛИ ПЛЮШКИ

У МЫШКИ МЫШАТА, У КОШКИ- КОТЯТА,
У ЕРША- ЕРШАТА, У ЛЯГУШКИ- ЛЯГУШАТА.

ШЕЛ Я ШЕЛ, МЕШОК НАШЕЛ, А В МЕШКЕ ТОМ ШИШКИ, ВАМ ПРИВЕТ ОТ МИШКИ.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

– Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….. (Слайд 15)

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

   А завершить нашу сегодняшнюю с Вами встречу я хотела бы одной притчей.

Притча «Четыре свечи»

В комнате горело четыре свечи.

Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек свечи погас.

Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:

«Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет, сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких». И через мгновение, эта свеча угасла.

Вдруг…в комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки.

Испугавшись, он закричал:

«Что вы делаете?

Вы должны гореть!

Я боюсь темноты!»

Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча произнесла:

«Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи.

Я — НАДЕЖДА!»

Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребенку и взрослому для СЧАСТЬЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.

У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профес...

Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей"

Как научить дошкольника последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, и при этом сделать этот процесс увлекательным. Для решения этой задачи можно использовать технологию "Мнемот...