"Адаптация детей к условиям ДОУ"
консультация (младшая группа) на тему

Африкантова Татьяна Сергеевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_adaptatsiya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь,  2014

№ 1

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Тема выпуска «Адаптация детей к условиям детского сада»

                        АНОНС

  

Впереди детский сад

     Что такое адаптация?

Стр.1-3

*

Как помочь ребенку

адаптироваться к новым  требованиям и коллективу?

Стр. 3-4

*

Что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Понятие адаптации включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из 

нежелание идти на занятия.  Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации.
Психологическая адаптация ребенка охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. В период приспособления ребенка к новому коллективу и требованиям  наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти на занятия.  Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации.
них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ребенка, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, детьми и подчиняться правилам.

По степени адаптированности детей 

можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в учреждении, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования педагога. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с педагогом, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новыми требованиями, и с новым режимом, и с коллективом.

 Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения предъявляемым требованиям  затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с педагогом, детьми. Такие дети могут не реагировать  на замечания педагога или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, и адаптируются лишь к концу первого полугодия. 

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

Процесс физиологической адаптации ребенка также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и  характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем

Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, илисоциальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую ситуацию и достигается целым рядом условий.
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия педагога.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия окружающих. Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в образовательном учреждении выступает его позитивное эмоциональное состояние.

Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка.

Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематических занятий, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели). Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому  важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать. 
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял ребенок, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. 

Как помочь ребенку адаптироваться к новым требованиям и коллективу?


1.     Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.                

2.     Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с учреждением, которое он посещает.   

3.     Отправлять ребенка на занятия лишь при условии, что он здоров.    

4.     Узнать режим занятий  и скорректировать режим дня ребенка в соответствии с занятиями.               

 5.     Повысить роль закаливающих мероприятий.                                   

6.     Познакомить малыша с детьми которые вместе с ним посещают занятия, организовать для них общий досуг (например, совместные прогулки после занятий).                                

 7.     Настроить малыша как можно положительнее на посещаемые занятия.         8.     "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.                     

 9.     Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.                           

10. Не угрожать ребенку занятиями как наказанием за детские грехи.              

11. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.    

12.Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне .           

13.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до самостоятельных занятий и стал таким большим.        

 14. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.                                          

 15.  Щадить его ослабленную нервную систему.                                       

 16.  Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.                    

17. Как можно раньше сообщить педагогу о личностных

особенностях малыша.                                          

18. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в учреждении.            

19. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.                                            

20. При выраженных невротических реакциях обратиться к детскому врачу. 

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»

Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации

познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...