Консультация ""Готовим ребёнка к школе"
статья

Уварова Ольга Николаевна

Практические советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_gotovim_rebyonka_k_shkole.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЮ  ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №23

 "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК"

УВАРОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

2018Г.

Готовимся к школе

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

  • Когда начинать готовить ребенка к школе?
  • Как лучше это делать?
  • Чему и как учить?
  • Кто должен готовить ребенка к школе?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе можно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей.

Дети очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два - ребенок замкнется и перестанет спрашивать.

 Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

"О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?" - спросили мы как-то одного малыша. Он ответил: "Ни о чем. Она только замечания делает - не ходи, не трогай, не лезь".О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на треть от возможной: от свежего воздуха да от движения (и то все время пресекаемого мамой). А общение, а знания об окружающем мире, которых у мамы наверняка больше? Зачем же обделять ребенка?

Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его "Почему?" и "Зачем?".

Хвалите и поощряйте ребенка.

Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

 Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка... В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.

Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: "Кто быстрее выберет фрукты?" или "Кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте - и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

Если у ребенка есть нарушения в звукопроизношении, не откладывайте встречу с логопедом; скорее всего, вашему ребенку необходимы индивидуальные занятия под его руководством.

 Если по какой-то причине вы не можете получить консультацию логопеда, постарайтесь помочь ребенку, упражняя его в правильном звукопроизношении.

Помните, что ваша речь, конечно, если она четкая, выразительная, правильная - это образец, на который он равняется.

Можно играть "в слова": разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, замечать слова с определенными звуками. «А ну-ка, попробуй найти пять названий предметов в своей комнате (на кухне, на столе, среди игрушек), в которых есть звук л»(любой, но чаще тот, который ребенок хуже узнает или произносит). И (это сложнее) -   определённый звук в начале, в конце, в середине слова... Учите подчеркивать нужный звук голосом, растягивая его, форсируя звук. Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки - всему живому и неживому, что звучит. Из этого можно сделать множество веселых и полезных забав. Читайте вслух стихи, сказки, рассказы.

Трудные звуки обычно сразу не поддаются; их надо повторять снова и снова. Будьте очень терпеливы и обязательно хвалите ребенка за малейшие успехи. Никаких упреков, насмешек, недовольств!

 Даже если ребенок правильно произносит все звуки, для дальнейшего обучения грамоте ему надо еще уметь выделять и различать их. Поэтому с 5-6-летними детьми не только можно, но и необходимо проводить занятия по звуковому анализу.

Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут вам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

В этом возрасте начинаем развивать навыки письма (работа в тетрадях)

Обратите внимание на точность копирования (величину, соотношение штрихов, взаимное расположение), ровность линий (наличие тремора - дрожащих линий). Если ребенок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если есть неуверенные, дрожащие линии, если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена конфигурация, то необходимо специально позаниматься.

Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков. И не удивляйтесь, если при приеме в школу у вашего ребенка спросят, умеет ли он завязывать шнурки...

А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: "Собери фигуру из деталей»

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка.

Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Вот ещё несколько примеров:

  • Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  • Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  • Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  • Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  • Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

И еще, занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...

Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)

Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителямиэффективныхспособов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)

Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....