Как избежать трудностей в овладении грамотой?
консультация (подготовительная группа) по теме
Типы дисграфических ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_izbezhat_trudnostey_v_ovladenii_gramotoy.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Как избежать трудностей в овладении грамотой?
Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, это удаётся не всем детям. Уже в первые дни пребывания в школе у многих из них возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п. Появление таких ошибок говорит о неготовности ребёнка к
началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.
Типы дисграфических ошибок :
1. Ошибки, связанные с неточным различением на слух звуков речи.
Чаще всего смешиваются акустически близкие и сходные по артикуляции звуки: [С ] – [Ш], [С] –
[З], [Т] – [Д], [Д] – [Н], [О] – [У], [Ч] – [Щ], [Ч] – [Т], [Ш] – [Щ], [Ц] – [С], твёрдые –
мягкие.
Если Вы заметили в устной речи своего ребёнка старше 4-х лет стойкие или непостоянные замены одних звуков другими, смягчение твёрдых согласных или оглушение звонких, нечёткое
произнесение гласных звуков и т. п., необходимо развивать у него фонематический слух.
Систематические занятия по различению на слух и в произношении звуков речи (желательно, проводимые специалистом – логопедом), помогут Вашему ребёнку не путать соответствующие буквы при письме.
2. Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа:
– нарушение границ слова – слитное написание слов в предложении и раздельное написание одного слова;
– искажение звукослоговой структуры слов: пропуски согласных букв при стечении: КУКА (КУКЛА),
АБУЗ (АРБУЗ); пропуски гласных (СБАКА); перестановки букв: КОНО (ОКНО), ВРОДА (ДРОВА);
пропуски, добавления и перестановки слогов:КОМТА (КОМНАТА), КАТА (СТАКАН), РАПОВОЗ (ПАРОВОЗ).
Ошибки данного типа возникают, как правило, вследствие искажения ребёнком слов и предложений в устной речи и нечёткой артикуляции звуков, которая влияет на внутреннее
проговаривание при письме. Предупреждаются подобные ошибки лишь своевременным логопедическим вмешательством. Родителям необходимо знать, что при нормальном речевом
развитии уже в возрасте 3-х лет ребенок в состоянии правильно воспроизводить звукослоговое строение слов в коротких фразах, за исключением слов сложной структуры, а в 5 лет любые слова и фразы в норме воспроизводятся ребёнком без ошибок.
3. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.
При аграмматическойдисграфии дети неправильно согласовывают слова в словосочетаниях
(НАСТОЛОМ, ДЕТИ БЕЖИТ, КРАСНЫЯ ПЛАТЬЕ, МНОГО ДЕРЕВОВ), нарушают последовательностьслов во фразе, даже при слуховом диктанте не способны записать правильно предложения.
Такие ошибки часто возникают у детей, не владеющих так называемым «языковым чутьём», то есть чувством языка. Эти дети овладевают нормами родного языка (правилами построения фразы, изменения и согласования слов с помощью окончаний, образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов) не спонтанно, по подражанию, как в норме, а лишь путём целенаправленных упражнений. Таким образом, и в этом случае, когда речь ребёнка старше 5 лет
изобилует аграмматизмами – слова во фразе изменяются и образовываются неправильно – родителям следует обратиться за помощью к логопеду.
4. Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.
У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов).
Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у
ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:
– Разрезные буквы – пазлы;
– «От какой буквы деталь?»;
– «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами);
– «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв);
– «Какая буква смотрит в окошко?»;
– «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию);
– «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой).
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду.
Дорогие родители! Надеемся, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Чтобы это обучение было успешным, советуем регулярно проходить с дошкольником
обследование у логопеда и прислушиваться к его советам.
Удачи вам и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как преодолеть трудности в овладении математикой. Советы родителям.
Небольшая статья о том, как формировать у ребенка интерес к изучению математики, будет полезная родтелям детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. ...
Консультация для родителей" Как избежать трудностей школьного обучения".
Консультация для родителей...
Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“
План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...
Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.
Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны...
Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детей с ОНР
Представлен порядок работы по формированию падежных конструкций...
Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям
В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....