Как избежать трудностей в овладении грамотой?
консультация (подготовительная группа) по теме

Буянова Ирина Николаевна

Типы дисграфических ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_izbezhat_trudnostey_v_ovladenii_gramotoy.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Как избежать трудностей в овладении грамотой?

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, это удаётся не всем детям. Уже в первые дни пребывания в школе у многих из них возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п. Появление таких ошибок говорит о неготовности ребёнка к

началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.

Типы дисграфических ошибок :

1. Ошибки, связанные с неточным различением на слух звуков речи.

Чаще всего смешиваются акустически близкие и сходные по артикуляции звуки: [С ] – [Ш], [С] –

[З], [Т] – [Д], [Д] – [Н], [О] – [У], [Ч] – [Щ], [Ч] – [Т], [Ш] – [Щ], [Ц] – [С], твёрдые –

мягкие.

Если Вы заметили в устной речи своего ребёнка старше 4-х лет стойкие или непостоянные замены одних звуков другими, смягчение твёрдых согласных или оглушение звонких, нечёткое

произнесение гласных звуков и т. п., необходимо развивать у него фонематический слух.

Систематические занятия по различению на слух и в произношении звуков речи (желательно, проводимые специалистом – логопедом), помогут Вашему ребёнку не путать соответствующие буквы при письме.

2. Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа:

нарушение границ слова – слитное написание слов в предложении и раздельное написание одного слова;

искажение звукослоговой структуры слов: пропуски согласных букв при стечении: КУКА (КУКЛА),

АБУЗ (АРБУЗ); пропуски гласных (СБАКА); перестановки букв: КОНО (ОКНО), ВРОДА (ДРОВА);

пропуски, добавления и перестановки слогов:КОМТА (КОМНАТА), КАТА (СТАКАН), РАПОВОЗ (ПАРОВОЗ).

Ошибки данного типа возникают, как правило, вследствие искажения ребёнком слов и предложений в устной речи и нечёткой артикуляции звуков, которая влияет на внутреннее

проговаривание при письме. Предупреждаются подобные ошибки лишь своевременным логопедическим вмешательством. Родителям необходимо знать, что при нормальном речевом

развитии уже в возрасте 3-х лет ребенок в состоянии правильно воспроизводить звукослоговое строение слов в коротких фразах, за исключением слов сложной структуры, а в 5 лет любые слова и фразы в норме воспроизводятся ребёнком без ошибок.

3. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.

При аграмматическойдисграфии дети неправильно согласовывают слова в словосочетаниях

(НАСТОЛОМ, ДЕТИ БЕЖИТ, КРАСНЫЯ ПЛАТЬЕ, МНОГО ДЕРЕВОВ), нарушают последовательностьслов во фразе, даже при слуховом диктанте не способны записать правильно предложения.

Такие ошибки часто возникают у детей, не владеющих так называемым «языковым чутьём», то есть чувством языка. Эти дети овладевают нормами родного языка (правилами построения фразы, изменения и согласования слов с помощью окончаний, образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов) не спонтанно, по подражанию, как в норме, а лишь путём целенаправленных упражнений. Таким образом, и в этом случае, когда речь ребёнка старше 5 лет

изобилует аграмматизмами – слова во фразе изменяются и образовываются неправильно – родителям следует обратиться за помощью к логопеду.

4. Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.

У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов).

Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у

ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:

 Разрезные буквы – пазлы;

 «От какой буквы деталь?»;

 «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами);

 «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв);

 «Какая буква смотрит в окошко?»;

 «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию);

 «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой).

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду.

Дорогие родители! Надеемся, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Чтобы это обучение было успешным, советуем регулярно проходить с дошкольником

обследование у логопеда и прислушиваться к его советам.

Удачи вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как избежать трудностей в поведении ребёнка 5-6 лет»

Ребёнок в дошкольные годы не только может владеть различными двигательными умениями, научиться видеть мир, мыслить, но и разбираться в таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», п...

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Родители   нередко   принимают   за   упрямство   настой­чивость. По внешнему выражению они сходны, но упрям­ство — это отрицательное пр...