Особенности работы с детьми с нарушением ОДА
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Климанова Анастасия Александровна

Статья предлагает информацию для родителей об особенностях развития деетй с нарушением ОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_narusheniem_oda.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)

На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Почему у современных детей часто наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Основным средством коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ являются физические упражнения. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Формы работы с детьми по коррекции ОДА

  1. Использование различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в группе: самомассаж, физминутки, динамические паузы, гимнастика для стоп перед утренней зарядкой, корригирующие упражнения, закаливание после сна. Данную деятельность осуществляет воспитатель. Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

2. Виды физических упражнений, используемые в коррекционно-профилактической работе с детьми, имеющими нарушения ОДА:

  • В равновесии;
  • Корригирующие;
  • На растягивание;
  • На расслабление;
  • Дыхательные;
  • Спортивно-прикладные (ходьба, бег, лазанье и ползанье, плавание, метание, катание на лыжах);
  • Общеразвивающие и общеукрепляющие.

Дети очень легко запоминают упражнения и быстро усваивают, как необходимо его выполнять, если оно имеет образное название, например, «Звери на водопое», «Рыбка», «Велосипед» и т.д. С детьми проводятся тематические занятия: «Путешествие по городу», «Туристы», «Морское царство», «Палочка-выручалочка» и т.п.

3. Одним из эффективных средств профилактики и предупреждения нарушений ОДА является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая, таким образом, условия для формирования и  укрепления твердой опоры для ног. При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того, плавание развивает координацию, ритмичность движений. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно, а постепенное понижение температуры служит закаливающим фактором. При обучении плаванию можно использовать следующие игры на воде: «Я плыву», «Звездочка», «Буксир», «Море, берег, парус», «Поднять паруса», «Рыбки и акула»; на суше: плавание «Брасом», «Рыбка», «Морская звезда», «Кораблик», «Ныряльщик за жемчугом»; серия упражнений для укрепления мышц брюшного пресса: «Русалочка», «Катамаран», «Медуза», «Кальмар», «Кит».

Плавание проводятся 1 раз в неделю и состоит из разминки на суши, а также упражнений в воде с музыкальным сопровождением с элементами Аква аэробики.

Итак, плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающие действие, облегчает адаптацию к водной среде.

Получить положительный результат оздоровления детей мы можем только в совместной работе с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка: 

  • общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,
  • правильный подбор обуви для ребенка,
  • массаж,
  • проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны),
  • специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,
  • использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.

Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все...

статья "Особенности работы с детьми с нарушениями речи"

Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:- речевым...

Особенности работы с детьми с нарушениями зрения

Презентация для воспитателей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями зрения....

Особенности работы с детьми с нарушениями зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Особенности работы с детьми               с нарушениями зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...