консультация педагога-психолога для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Владимировна Канева

Консультация для родителей на тему: "Психолого-педагогическое детей, посещающих ДОУ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image2/KonsultasiiDlyRoditeley.jpg

http://www.fa.ru/chair/uprpers/PublishingImages/893.jpg

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Канева Елена Владимировна -  педагог-психолог ДО № 112 г. Липецка.

Стаж работы педагогом-психологом – с 1997 года.

Часы работы: понедельник, вторник, четверг, пятница с 7.00 до 14.00, среда с 11.30 до 18.30

Часы приема родителей: по предварительной записи или с 7.00 до 8.00 рабочие дни, кроме среды, в среду с 15.00 до 18.30

Уважаемые родители!

Важнейшей задачей системы дошкольного образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

  • защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка.
  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
  • психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, что обуславливает востребованность в психолого-педагогическом сопровождении всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В логопедические группы ДОУ № 112 г. Липецка  поступают дети с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, страхи; 
  • неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • энурез;
  • повышенная обидчивость, ранимость; 
  • склонность к болезненному фантазированию. 

Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере.

Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:

  • создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
  • учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
  • оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности,
  • повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Задачи психологического сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:

  • психологическое просвещение и профилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование.

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще, логопедическую и медицинскую и проводится с целью:

  • определения актуального уровня развития детей,
  • его соответствия возрасту,
  • выявления личностных особенностей ребенка;
  • вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.

Диагностика проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, совместно с воспитателями планирует работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. По результатам психолого-педагогической диагностики проводятся индивидуальные консультации с воспитателями и с родителями, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми.

Психологическая коррекция и развитие.

Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.

Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам и решает следующие задачи:

  • Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей с нарушениями речи;
  • Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;

Работа педагога-психолога с родителями

Практика работы педагога-психолога с родителями детей с ОНР показывает, что многие родители:

  • испытывают неуверенность и тревогу за будущее ребенка, его успехи,
  • часто уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности, и приводит к высокой тревожности и подавленности детей.
  • очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

Для родителей характерны, как правило, две полярные педагогические позиции:

  • часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности, к проявлению которых ребенок не созрел. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности и приводит к высокой тревожности и подавленности детей;
  • однако, большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка.

Все это приводит к различным нарушениям детско-родительских отношений. Эти и другие проблемы негативно сказываются на развитие ребенка с ОНР, и его эмоциональное благополучие В связи с этим, особую значимость приобретает  работа педагога психолога направленная на:

  • установление партнерских отношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
  • повышение  компетентности родителей и их психолого-педагогическое просвещение.
  • формирование адекватной оценки состояния ребенка и его возможностей и формированию адекватных требований к нему.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей. 

Педагог-психолог Е.В. Канева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям "Как приучить ребенка к чтению?"

Методические рекомендацииродителям«Как воспитать у детей интерес к чтению?» От того, читают ли дети, что и как читают,зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.·...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Консультация педагога - психолога "Модель жизни родителей - модель жизни ребенка"

Родители играют значительную роли в развитии системы ценностей у детей. Семейные ценности влияют на поведение, установки, убеждения, которые и будет перенимать ваш ребенок. Для ребенка очень значимо, ...

Консультация педагога-психолога для родителей Как справится с кризисом 3 лет и что делать родителям?

Каждый человек в течении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. Так в три года ребенок осознает свое "Я" и понимает: он отдельная личнос...