Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развиваем речь ребенка»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зайнуллина Светлана Юрьевна
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Упражнения на дыхание
4. Игры на формирование грамотных речевых высказываний.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Тема «Развиваем речь ребенка»

Цель: Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи, совершенствовать знания родителей о развитии речи детей.

Участники: родители, воспитатели.

Ход собрания.

- Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную тему «Развиваем речь ребёнка».

Зачем нам нужна речь?

Для чего речь ребенку?

Что будет, если речь у нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это грозит?

Речь очень важна для общения, но не менее важна и для письма.

Ваша задача, помочь своему ребенку. У 4 годам звуки нашего языка должны быть в норме.

Поможет сформировать речь и улучшить звукопроизношение:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения на дыхание

4. Игры на формирование грамотных речевых высказываний.

Давай более подробно рассмотрим каждый пункт.

1 слайд: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Почему уделяют внимание пальчиковой моторике?

Учеными доказано, что в коре головного мозга есть 2 речевых центра:

• центр Брока, он управляет мышцами лица, языка, глотки;

• центр Вернике, он отвечает за понимание речи.

Все речевые процессы происходят в коре головного мозга. Если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачиваются и импульсы передаются в речевую зону, т. е если выполнять упражнения с мелкой моторикой, с речевым проговариванием, то идёт развитие речевой зоны.

Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая игра на выбор).

Также для развития мелкой моторики можно в магазине приобрести много игрушек: шнуровки, мозайки, плетения, колючие мячики, антистрессы, конструктора, собери бусы и т. д (показ на выбор).

У каждого наверняка дома найдутся прищепки, их также можно использовать для развития речи ребенка. Прищепкой можно массажировать пальчики. Можно сделать простые игры «Поймай червячка»«Сделай солнышко или ёжика». Дети с удовольствием в них играют. Также пригодятся небольшие листы бумаги. Положите 2 листочка бумаги, на ладони ребенку и попросите его сделать 2 мячика. Каждый мячик нужно сделать своей рукой.

Пригодятся бигуди, их можно покатать в руках, помять. Раздражаются рецепторы, импульсы идут в мозг, развивается речь.

Также давайте ребенку перебирать крупу, делать бусы из макарон, чистить крутые яйца, мандарины, из бусин, семян, пуговиц выкладывать узоры, смотать нитки в клубок, наточить карандаши, заплести косу. Можно взять воздушные шарики и насыпать в них крупы, а потом поиграть с ребенком в игру «Найди пару».

Мы не только стимулируем моторное развитие, мы готовим руку к письму. Рисуя с ребенком, возьмите в руки карандаш, покатайте как колбаску.

Очень простые упражнения, но дадут хорошие результаты.

2 слайд: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

- Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения.

- Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

  • Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

  • Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

3 слайд: УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, нормальную громкость речи, соблюдение пауз, интонационную выразительность.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох как правило говорят тихо и затрудняются произносить длинные фразы, не договаривают слова.

Развивая речевое дыхание, прежде всего нужно сформировать сильный плавный ротовой выдох, чтобы ребенок направлял воздушную струю в нужном направлении.

• Вдох должен быть носом, набирая полную грудь воздуха;

• Во время выдоха, губы трубочкой, а, не сжимая губы и надувая щеки;

• Проводит такие игры долго нельзя, а игра 10 секунд.

Пригодятся салфетки, пусть ребенок порвет ее на мелкие части и подует, а потом соберет.

4 слайд: ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

В развитии речи ребенка поможет рассматривание картинок и составление по ним рассказов.  Игры, которые помогут развить речь вашего ребенка:

«Что из чего сделано?» Н-р: Стакан из стекла какой? Стеклянный и т. п.

«Скажи наоборот» Н-р: Сильный-слабый, горячий-холодный ит. п.

«Что делает этот предмет?» Н-р: Ветер-дует, самолет-летит и т. п.

«Назови ласково»

«Продолжи слово»Н-р: КА___(ша, МУ___(ка) и т. п.

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

В таких играх лучше использовать мяч. У современных детей страдает внимание, а поймав мяч, он на нем сосредотачивается, и также идет развитие моторики.

Игр большое многообразие, их можно найти в интернете, в книгах. Развивайте своего ребенка, найдите для него время.

«ПОДАРОК»

Родителям  раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече.


- Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что  у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному 
развитию речи. Надеюсь, сегодняшняя встреча была полезной для вас. Спасибо за внимание!

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Знаете ли вы своего ребенка"

Цель собрания:подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя  за прошедший год.определить перспективы на будущее.Задачи родительского собрания:отследить динамику психическо...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Что должен уметь делать ребенок 5-6 лет"

Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...