Копилка добрых советов
консультация на тему

Иванова Римма Арефьевна

Копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopilka_dobryh_sovetov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети своей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка таких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она еще развивается. В дошкольном возрасте интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Вполне понятно, почему нельзя проходить мимо, если ребенок не правильно сидит за столом. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат его рост и физическое развитие. У ребенка к концу дошкольного детства еще слабо развития мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Мелкая моторика ребенка раннего  и дошкольного возраста развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время. У ребенка слабо развиты тактильные ощущения. Особенно заметен несоответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости мышц).

Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает. Есть дети с вялым мышечным тонусом рук, у которых отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, можно влиять на тонус речевого аппарата.

Необходимо развивать руки ребенка (захват предметов двумя руками, одной рукой), развитие пинцетного захвата (двумя пальцами). Проводить игры типа «Сорока».

Развивать руку ребенка в разных видах деятельности (самообслуживание, трудовые поручения, изобразительная деятельность, ручной труд и др.).

Развивать мелкую моторику рук через специальные игровые упражнения (типа «Пальчик-пальчик, где ты был? и др.), развитие ручной умелости (лепка, перебирание крупы, рисование карандашом и др.).


Петушок петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Киска, киска, киста, брысь!

На дорожку не садись:

Нага деточка пойдет,

Через киску упадет!

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочке.

Самому ли сьесть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Еду – еду к бабе, деду.

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В стором лопоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг … в яму!

Бух!..

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.


Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окошко поставим,

Остывать заставим,

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Ай-тата, тата, тата,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затем оладушки,

Испечем блинка

Покормим сынка.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!


Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Все чем он занимается (складывает из кубиков, собирает пирамидку, кормит куклу и т.д.), взрослый называет игрой. Определение этих занятий как игровых подразумевает, что малыш делает что-то, во-первых, по собственному желанию, во-вторых, с удовольствием, и, в-третьих, ради самого процесса, а не результата в общепринятом значении этого слова.

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра, как правило, имеет развивающий эффект.

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними, делать то же самое.

Важно стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.

Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение. Ребенок сам начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу – дочкой или сыночком. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы.

Игры позволяют ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей.

Игры – легкая, радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у детей хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения.


Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается аналитическое созревание речевых областей мозга. Малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие этого умения является показателем нормального развития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит, потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражается на деятельности и поведении ребенка, а значит, и на формировании личности в целом.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, помять, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

Именно поэтому перечисленные выше познавательные процесса называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Важно много разговаривать с ребенком, тренировать его артикуляционный аппарат. При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (Что? Кто? Где?). Разговаривать с ребенком с помощью игрушек. Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплы носки, мишка заболел, стал чихать и лек в кровать).

Нужно учить ребенка рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель) с последующими названиями их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из пяти предлагаемых картинок.

Учить рассматривать и комментировать несложные сюжетные картинки. Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собака?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?»

Итак, перед родителями стоит цель: в раннем возрасте обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка, формировать понятийную и активную речь.  


В семье важно создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т.п.).

Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости доброжелательно мотивировать свой отказ, («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»).

Заинтересованно, с вниманием и уважением относится к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения.

Никогда не говорить ребенку, что его не любят.

Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке. Но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь не будешь делать этого»). Не оставлять его одного в виде наказания даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в адрес малыша).

Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, опыт безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему). Признать право ребенка на некоторую не умелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в связи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку.

Категорически запрещать детям бить и обижать других детей, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники.

Отмечать любые успехи детей. Поддерживать стремление научиться делать что-то и помогать оценивать достигнутые результаты. Никогда не выдавать детских тайн, в присутствии ребенка не обсуждать его поведение. Уважать интересы и привязанности детей.

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что же делать? Отвлечь любимое чадо играми.

Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. На кануне вы объяснили малышу какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов, лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будут безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера. Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей обстановке.

В пластмассовое ведерко налейте воду и вместе с ребенком определите сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомит малыша с понятием «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько легких шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды, если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика. Попутно в этой игре закрепляется форма и цвет шариков.


Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям: «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Стучалки», «Скрипелки». Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтический вид.

Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекурить его посередине и стянуть резинкой.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания.

Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов, но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время. Скорлупа от вареных яиц послужит отличный материал для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами, нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенок выложить рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно твердеет). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды ( ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д.

Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

А еще предложите искать слова на кухне. Найдите корзину (коробочку, мешочек), в которую вы их будете складывать. Какие слова можно вынуть из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты. Можно предложить ребенку угостить друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет его вам на ладонь, а затем вы ему, и так до тех пока, пока не «съедите» все.

Можно поиграть в «кислые», «сладкие», «горькие» слова. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать…

Можно вместе посмотреть и послушать, как льется, или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакана горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться, и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Особым интересом пользуется игра «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка добрых дел.

Копилка добрых дел.В нашей копилке, появилось ещё одно доброе дело: ко дню победы, в нашем детском саду была объявлена акция «Посылка ветерану». Ребята и родители из группы «Путешественники» для ветер...

Методическая разработка «Копилка добрых дел» (авторские игры для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ)

Игры для детей существуют разные:одни развивают память, другие-речь малыша, третьи-воображение.         А еще существуют замечательные игры, которые развивают п...

Экологическая акция "Копилка добрых дел"

В средней "А" группе Мишутки в рамках экологического проекта проходила акция "Копилка добрых дел". Поставленными задачами проекта были:  формиировать представления о  ...

Методическая разработка "Копилка добрых дел"

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Копилка добрых дел"...

проект "Копилка добрых дел"

Данный проект реализован в старшей группе совместно с библиотекой...

Проект для детей 3-4 лет "Копилка добрых дел"

Данный проект направлен на формирование у детей интереса к общественной жизни, представления о нравственных нормах отношений с окружающими, воспитания гуманных чувств...