Речевая гимнастика
методическая разработка на тему

Залилова Анжелика Владимировна

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dyhatelnoy_gimnastike.docx72.75 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая гимнастика

C:\Users\Mvideo\Desktop\dyhatelnye-igry.jpg

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

     Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

     Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

    Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

    Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения для речевого дыхания

«Футбол»

     Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Ветряная мельница»

     Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Снегопад»

     Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад»

     Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Бабочка»

     Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Кораблик»

     Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

«Одуванчик»

     Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

«Шторм в стакане»

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Упражнения для верхних дыхательных путей

«Весёлое лесное путешествие»

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь -  свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

«Гусенок»

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная (речевая) гимнастика

Артикуляционная (речевая) гимнастика На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органной речи. Проводить гимнастику надо ежеднев...

Речевая гимнастика.

Мультимедийная презентация "Речевая гимнастика ", используемая для коррекии звукопроизношения (звукоподражание)....

Речевая гимнастика

Речевая гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения....

Речевая гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

комплексы речевой гимнастики

комплексы артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (на 3 возрастные категории-3-4 года,5-6 лет,6-7 лет)...

лечебная физкультура с элементами речевой гимнастики

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000006314 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000006298Выполняются упражнения сидя на скамейке (стульчиках) все упражнения повторяют 4-5 р.1 упр. Сидя марши...

лечебная физкультура с элементами речевой гимнастики

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000006314 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000006298Выполняются упражнения сидя на скамейке (стульчиках) все упражнения повторяют 4-5 р.1 упр. Сидя марши...