Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду
консультация на тему

Поторочина Елена Валерьевна

Обучение в современном смысле слова - это организация культурных практик (термин Н.Б. Крыловой), которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду

Педагогический  процесс современного дошкольного образовательного  учреждения направлен на то, чтобы наши  дети росли социально адаптивными, включенными в процессы общения с окружающим миром детьми и взрослыми мальчиками и девочками, чтобы ребенок с ранних  лет жизни овладевал культурой понимания других людей культурой созидательного взаимодействия. Общение ценно и тем, что это двусторонний процесс, позволяющий понимать не только окружающих, но и себя, это один из самых простых и одновременно сложных путей самопознания и саморазвития. Возможность общения не только с детьми одинаковой половой принадлежности, но и с противоположным полом в детском саду позволяет ребенку учиться общаться по-разному, учитывая особенности партнера по социальному взаимодействию,   и  учиться   быть социально гибким, подвижным, развивая в себе социальное творчество.

 Дошкольное образование   ориентированное только на воспитание мальчиков или только девочек, кажется ошибкой.  Ведь именно в дошкольном   периоде детства  начинается и  активно  протекает  полоролевая социализация,  закладываются  первоосновы полоролевых ценностных ориентации  и  центральных  качеств пола —- мужественности у мальчиков и женственности у девочек (Л. А. Артюнова. Л,  В.  Градусова,  В. С   Мухина,  Н.  В.  Плисенко, Т А.  Репина и др.).  И все это,  в свою очередь, позволяет ребенку реализовать себя как представителя конкретного пола, правильно строить взаимоотношения с  противоположным  полом,  а  также помогает   в будущем  избежать феминизации  мужского  поколения и маскулинизации женского.

Конечно, история просвещения, образования знает немало положительных примеров раздельного обучения мальчиков и девочек. Разнополое обучение школьников, гимназистов,

лицеистов не исключало свободного общения мальчиков и девочек, предполагало ряд культурных совместных мероприятий в ходе воспитания, но все же речь идет о детях школьною возраста.

Система дошкольного образования — это уникальная система, сущность которой заключается в целенаправленном развитии и воспитании детей начиная с первого года жизни и до семи лет. Обучение в дошкольном детстве вторично по отношению к указанным процессам, да и само обучение дошкольников имеет сегодня особое толкование, непривычную для традиционной педагогики интерпретацию.

Обучение в современном смысле слова это организация культурных практик (термин Н. Б. Крыловой), которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики — «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни».

Как отмечает Н. Б. Крылова, до школы культурные практики ребенка вырастают с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). Иными словами, культурные практики — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци.

Примечательно, что культурные практики для дошкольника — это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Думается, что при таком понимании процесса обучения в дошкольном детстве разделение детей по половой принадлежности невозможно и неоправданно. Но что принципиально важно в ходе совместного обучения мальчиков и девочек в детском саду — это учет рекомендаций отечественных и зарубежных нейропсихологов и нейропедагогов (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, С. Спрингер, Г. Дейч, М. Гариен). Остановимся на этом подробнее.

Сегодня широко известны результаты исследований, связанных с асимметричностью мозга у мальчиков и девочек, об особенностях неврологического развития людей разного пола, о химических и гормональных различиях мужского и женского организмов. Эти данные представляют особый интерес для педагогов, организующих совместное обучение детей разного пола.

Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу семейному психотерапевту Майклу Гариену (см. таблицу).

Мальчики

Девочки

Младенчество

Смотрят на мать вдвое меньше.

Разглядывают предметы в течение меньших периодов времени, но активнее.

Играют с предметами дольше, но менее активно.

Двигательная активность энергичнее.

В играх чаще проявляется сангвинический темперамент.

В возрасте 1 недели не различают плач другого ребенка в фоновом шуме.

В возрасте 1 недели различают плач другого ребенка в фоновом шуме.

В возрасте 4 месяцев не различают лица людей на фотографиях.

В возрасте 4 месяцев узнают лица известных им людей на фотографиях.

Чувствительны к соленой пище.

Чувствительны к горьким вкусам, предпочитают сладкое.

Менее чувствительны к физическим воздействиям на кожу.

Более чувствительны к физическим воздействиям на кожу.

Легче раздражаются.

Чаще грустят.

Лучше узкое и пространственное зрение.

Лучше периферийное.

Лучше восприятие синего края цветового спектра.

Лучше восприятие красного края цветового спектра.

Хуже воспринимают «ближайшие» сенсорные сигналы.

Лучше воспринимают сенсорные сигналы.

Видят лучше левым глазом.

Одинаково видят обоими глазами.

Менее реагируют на тихие, воркующие слова и пение.

Быстрее успокаиваются от тихих, воркующих слов и пения.

Хуже распознают оттенки эмоций.

Лучше распознают оттенки эмоций.

Начинающие ходить

Позднее начинают произносить первые слова.

Обладают большим словарным запасом в более раннем возрасте.

Как только начинают стоять,  проявляют большой интерес к исследованиям.

Даже после того, как начинают стоять, «ходят» менее свободно

Менее способны к решению множественных задач.

Лучшая способность решать множественные задачи.

Лучше слышат правым ухом.

Одинаково слышат обоими ушами.

Предпочитают механические игрушки или конструкторы.

Предпочитают мягкие, яркие игрушки.

Лучше слуховая память.

Лучше визуальная память.

Чаще игнорируют голоса, даже родителей.

Реже игнорируют голоса, особенно знакомые.

Более импульсивны физически.

Младшая и старшая группы детского сада

99% речи понятно к 4,5 годам.

99% речи понятно к 3 годам.

Заметно большая мышечная масса к 3 годам.

Заметно большое количество жировой ткани по сравнению с мышцами к 3 годам.

Однонаправленное: более слабое взаимодействие между полушариями, лучше концентрируют внимание.

Больше связь между полушариями мозга, что подтверждается подходом к деятельности.

На игровой площадке занимают больше места, во время игры чаще бегают в одиночку.

Собираются в группки на меньшей площади, часто толпятся.

Игры активные и энергичные, соревновательные и агрессивные.

Игры на игровой площадке спокойнее,  менее активные,  более коллективные.

Играют с кубиками, строят высокие неустойчивые конструкции.

Играя с кубиками, стремятся строить низкие и длинные конструкции.

Новички в группе игнорируются до тех пор, пока не проявят свою значимость и ценность.

Новички встречаются более тепло.

Рассказы  наполнены  возбуждением и действием, чувства жертв игнорируются.

В рассказах обращают внимание на человеческую динамику; особое внимание уделяется чувствам жертв

Игры связаны с физическим контактом, кувырканием, непрерывным действием.

В играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция

В первую очередь интересуются объектами и вещами.

В первую очередь интересуются людьми и их взаимоотношениями.

Прощание с мамой занимает около 30 секунд.

Прощание с мамой занимает около 90 секунд.

Используют кукол для «вооруженных нападений» и «военных действий».

Используют кукол для игры в дочки – матери.

Больше проблем с речью.

Меньше проблем с речью; возможно, лучше различают звуки.

В качестве друзей выбирают детей своего пола.

В качестве друзей выбирают детей своего пола.

Эмоции выражают через действие.

Эмоции выражают словами.

Менее чувствительны к социальным и личным условиям.

Более чувствительны к социальным и личным условиям.

Меньше объем внимания и глубина сопереживания.

Больше  объем внимания и глубина сопереживания.

В три раза способнее в чтении (как аудиторном занятии); хорошо слышат.

С опорой на эти данные воспитателю нетрудно построить правильное взаимодействие с детьми в процессе обучения. Так, например, организуя проблемно-поисковые ситуации как вид культурной практики для ребенка, необходимо помнить, что для мальчиков характерно широкое пространство поиска и экспериментирования, то есть задействована должна быть вся группа или специальное помещение. Необходимо помнить, что мальчики чувствуют себя комфортно в пространстве, начинают доминировать в нем. Девочкам удобнее решать проблему в камерных условиях, а значит, необходимо сузить зону поиска решения, сделать проблему более концентрированной в пространстве (достаточно стола, стула, одной зоны в предметно-развивающей среде группы). Это по силам воспитателю в рамках одного игрового, проблемно - поискового занятия.

Эмоциональное отношение к проблеме или задаче, вариантам их решения будет выражаться у мальчиков и у девочек по-разному и воспитателю необходимо продумать условия и возможность действенного выражения у мальчиков и вербального у девочек. Очевидно, что результаты освоенных знаний и умений требуют эмоционального различного воплощения у детей разного пола, и это очень значимый и важный момент. В своих работах выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский не раз подчеркивал, что механизмы познания у дошкольника базируются на эмоционально-чувственном восприятии жизни.

Занятия с мальчиками и девочками должны учитывать особенность восприятия знаний мужским и женским мозгом. Так, основу проблемных ситуаций и задач для мальчиков должны составлять пространственные задачи, составляющие основу обучения детей конкретного пола. У девочек в большей степени происходит ориентация на применение совместных умений в ходе решения задачи или проблемной ситуации, их в большей степени волнует не сама ситуация, а возможность стать участницей ее решения. Если мальчики решают задачу -  в этом специфика культурных мужских практик, то девочки ищут решение, их увлекает сам процесс, социальное взаимодействие по этому поводу. Эта неуловимая разница часто становится причиной серьезных педагогических ошибок и отражаются на качестве обучения.

В совместном обучении мальчиков и девочек вполне допустимы занятия, проводимые в подгруппе детей одной половой принадлежности, если того требуют и содержание, и способы его освоения. Это разнообразит обучение и даже будет полезным в некотором смысле. Очевидно, что главным фактором в обучении детей разного пола становится воспитатель и те условия, которые создаются им для культурных практик своих воспитанников.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что к числу оптимальных условии, в которых удовлетворяются познавательные потребности и мальчиков и девочек, повышается качество обучения, можно отнести;

управление эмоциональными стрессами детей, иными словами, взаимодействие с ребенком должно быть таким, чтобы он чувствовал привязанность к взрослому, эмоциональный комфорт, не испытывал страха потери этой привязанности. Исследования показывают, что потеря привязанности и у мальчиков, и у девочек одинаково влияет на память, а значит — и на обучение детей в целом. Известны факты, доказывающие, что ребенок с потерей привязанности, в состоянии стресса, практически не обучаем;

  • создание предметно-развивающей среды отражающей особенности интересов и познавательной активности разнополых детей. Самыми главными принципами в создании обучающей среды становятся ее привлекательность для детей, заставляющая думать, самостоятельно применять освоенные знания и умения, опыт, и ее доступность. Среда должна быть «живой», мобильной, разрешающей свободное взаимодействие с ней. Сам воспитатель становится частью такой среды, и для детей младшего дошкольного возраста выступает посредником во взаимодействии с ней. К сожалению, сегодня в целях обучения мало задействована среда на открытом воздухе, во время прогулки детей. А что может быть интересное познавательных культурных практик в единстве с природой, на улице, в процессе наблюдения за  объектами окружающего мира! А сколько поводов для экспериментирования,  для естественных опытов.
  • единство требований к организации жизни ребенка в семье и в детском саду, что  влечет за собой просвещение родителей в обучении мальчиков и девочек. Обеспечить  грамотность родителей в этих вопросах можно через обучающие семинары, родительские клубы, устные педагогические журналы, тематические консультации, организованные на базе дошкольного образовательного учреждения.
  • правильный режим питания ребенка, который влияет на его способность учиться. Ряд исследований показывает, что увеличивать утром (в завтрак) углеводную нагрузку (хлеб, каша, сахар) детям с малоподвижным образом жизни не рекомендуется. Поскольку в результате при распаде сахаров у мальчиков наблюдается тенденция к нервному возбуждению, а у девочек — депрессия или эмоциональный спад. Мальчики становятся импульсивными, а девочки на время уходят в себя или расстраиваются. И ни те, ни другие не готовы к восприятию или самостоятельному открытию знаний. Пища с высоким содержанием волокон и протеина (йогурт, молоко) обеспечивает успешность в обучении, активизирует способность учиться, так как благодаря подобной еде клетки мозга у дошкольников растут быстрее. Улучшается и общее состояние ребенка. А нехватка жирных кислот в питании всех детей также может оказаться не способствующей обучению.
  • Выработка и реализация санкций в обучении мальчиков и девочек. Реализация такого условия возможна, если по результатам комплексной психодиагностики психолог и воспитатель сообща вырабатывают ряд санкций или разумных требований к ребенку – мальчику или девочке, регулирующих его деятельность и поведение в обучении. Подобные санкции необходимы для детей «группы риска». Процент которых с каждым годом, к сожалению растет. Сущность предъявляемых ребенку санкций заключается в том, чтобы научить его управлять своими эмоциями, регулировать свое поведение. В большей степени такая работа касается мальчиков, так как проблемы дисциплины на занятиях возникают у них в первую очередь.
  •  Реализация индивидуального подхода в обучении детей, как мальчиков, так и девочек.                                         Советы воспитателям:

1. Необходимо  у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

 2.         Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты  поиска, обсуждать их совместно.

 3.         Мальчикам  необходимо  разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания  не  менее чем в течение минуты,  прежде чем они приступят к действиям.

 4.        Используйте чаще различные головоломки для девочек.

 5.        Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

 6.        Экспериментируйте вместе с девочками с трех мерным пространством;  используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, для них более конкретными, доступными для понимания.

7.  Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность,  старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим  детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

 8.        Приглашайте   на  занятия   родителей  детей в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.

 9.        Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.

10.        Хвалите и девочек,  и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Журнал «Дошкольное воспитание» стр.7-11, август 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"

Консультация для родителей по гендерному воспитанию....

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек». Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эм...

"Девочки и мальчики в семье и в детском саду"

В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема гендерного воспитания в семье и в детском дошкольном учреждении....

особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек

Важно с самого раннего возраста правильно воспитывать своего ребенка, чтобы он осознал, к какому полу принадлежит....

«Воспитание мальчиков и девочек в современной семье» (Родительское собрание)

Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину....

Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...