Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений
статья (старшая группа) на тему

Евгения Александровна Глубокова

Работа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений

Глубокова Евгения Александровна,

Педагог-психолог I квалификационной  категории,

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №21

Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре.

Цель. На основании существующих  исследований по проблеме подобрать набор методик для определения уровня сформированности детско-родительских отношений; обследовать группу детей среднего дошкольного возраста и их  родителей; развивать навыки эффективного взаимодействия друг с другом 

Задачи. Разработать пути формирования и гармонизации детско-родительских отношений.

Ход:

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем.

Вопросами, касающимися изучения современной семьи занимались Б.А. Титов, А.И. Захаров, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев, А.И. Антонов, В.Н. Дружинин, Л. Демоз, В. Сатир, М. Мид, А. Янкова, О. Лосева, Е.Д. Дорофеев, К. Муздыбаев. В своих трудах они осветили такие проблемы, как определение функции семьи, виды брачно-семейных отношений, модели семьи, стили семейных отношений, профили брака. В работах А. Харчева и В.Н. Дружининой предметом изучения являлась эволюция семьи, ее структура, специфика отношений как супружеских, так и детско-родительских.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства, которые усваивает ребенок на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.              

Для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видеть  в родителях, прежде всего поддержку, безоценочную любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно. Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. Вести просветительскую работу, проводить тесты и опросники для повышения родительской компетенции, в создавшихся условиях неэффективно. Родитель, следуя своим установкам, искренне верит, что он делает всё самое лучшее и необходимое для развития и воспитания ребёнка. По сути дела основную работу необходимо вести с родителем. Но привлечь взрослого к работе над собой очень сложно.

В данном материале представлен личный опыт, наработанный мной в течение учебного года. В нём были использованы разнообразные методы, которые позволяют наиболее точно и искренне передать чувства и состояния человека. Проводя занятия, я постаралась задействовать все репрезентативные  системы человека: аудиальную, кинестетическую и визуальную. Родителям кроме того предоставляется возможность отвлечься от повседневных серьёзных дел (игры и общение с ребёнком многие родители считают несерьёзными делами).

При проведении эксперимента с группой детей были проведены следующие методики:

  • Рисунок семьи.
  • Лесенка.
  • Детский апперцептивный тест.
  • Грустная мама.
  • Несуществующее животное.
  • Сказка.

С группой родителей:

  • Какой Вы родитель?
  • Ориентировочная оценка эмоционального благополучия.
  • Взаимоотношения супругов.
  • Самодиагностика типового семейного состояния.
  • Самодиагностика родительского отношения к детям.
  • Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми.

Исследование проводилось  в  индивидуальной и групповой форме на выборке детей среднего дошкольного возраста, воспитанников ДОУ №21 г. Комсомольска-на-Амуре, в количестве 25 человек (из них 14 мальчиков и 11 девочек); исследование родителей проводилось в групповой форме в количестве 25 семей (из них 17 полных семей и  18 неполных семей).

Полученные данные позволяют нам предположить, что развивающая работа по формированию  гармоничных отношений создаст возможность развития данного компонента между детьми и родителями.

На первом этапе работы проводилась развивающая работа с детьми по программе эмоционально-личностного развития детей  Л.И.Катаевой «В мире друзей», Л.И. Катаевой «Работа с застенчивыми детьми». Также я использовала игры и упражнения, направленные на преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, способствующие развитию коммуникативных способностей  и воспитанию доброжелательного отношения к окружающим.

В программе «В мире друзей» содержание занятий включает работу над двумя блоками: формирование социального доверия (установление атмосферы доверия, принятия каждого, доброжелательные отношения друг с другом и со взрослым, сплоченности группы), формирование коммуникативных навыков (развитие умения детей         договариваться, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям). Также я использовала игры и упражнения, направленные на преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, способствующие развитию коммуникативных способностей  и воспитанию доброжелательного отношения к окружающим.

Вторым этапом моей работы явилось взаимодействие детей и родителей, с  использованием комплексной программы Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия», а также подборкой практических упражнений Н. Кряжевой «Радуемся вместе»

Основная цель: гармонизация детско-родительских отношений, повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание гармонически развитой личности; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований родителей и детей.

Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

Создание дискуссионного клуба «Мы вместе», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры  родителей.

 Содержание    работы: проведение встреч, диспутов, бесед, совместных с детьми праздников.

Формы и методы работы 

Направление, тематика, содержание деятельности 

Сроки 

Оформление папок-передвижек, информационных стендов 

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста 

В течение года 

Индивидуальные беседы 

Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку 

Январь 

Родительские собрания 

«Гармонизация детско-родительских отношений», «Гармонизация детско-родительских отношений путем вовлечения в совместные игры»

Февраль, апрель 

Анкеты 

Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи 

В течение года 

Консультации 

«Манипуляции и разногласия между родителями», «Агрессивный ребенок», «Ребенок-орудие разрешения семейных споров», «Психологическая поддержка в семье», «Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания», «Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи», «Семейные отношения», «Развод родителей», «Общение-это искусство», «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении» 

В течение года 

Заседание клуба «Мы вместе»          

Практикум с элементами тренинга, совместное участей детей и родителей 

Февраль, апрель 

Праздники, досуги 

Совместные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями, муз. руководителем 

В течение года 

В качестве одной из ведущих форм работы с родителями я выбрала педагогические семинар-практикумы, практикумы с элементами тренинга.

Таким образом, в ходе проведения специально организованных занятий наблюдается положительная динамика.

 

Литература

  1. Арнаутова Е. Планируем работу ДОУ с семьей  // Управление ДОУ.– 2002.– № 4.– с.10
  2. Буцева К. Психолого-педагогическое просвещение родителей.  // Методист .– 2006.– № 7.– с.50
  3. Современный ребенок: семья плюс детский сад  // Обруч.– 2008.– № 1.– с. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. (ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Укрепление детско-родительских отношений, решение проблем по средствам сказкотерапии. Совместное занятие по изготовлению кукол — марионеток «Страна Воображалия». «Замок из песка» - песчаная сказ...

Долгосрочный проект по работе с родителями в детско-родительском клубе « Дружная 7Я»

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками.И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте ошибку &nda...

Презентация для семинара-практикума для родителей "Гармонизация детско-родительских отношения"

Презентация для семинара-практикума для родителей  "Гармонизация детско-родительских отношения"...

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Гармонизация детско – родительских взаимоотношений»

Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности, то к чему стремятся и родители, и педагоги. Говоря о гармонии мы прежде всего говорим о взаимном согласии, единстве требований к в...

Консультация для родителей «Гармонизация детско – родительских взаимоотношений»

Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности, то к чему стремятся и родители, и педагоги. Говоря о гармонии мы прежде всего говорим о взаимном согласии, единстве требований к в...