Занятия для детей от рождения до 5 лет
картотека по теме

Мисиратова Асене Аметовна

В данном материале предсталены задания, которые могут использовать родители и воспитатели для общего развития детей от рождения до 5 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для занятий с детьми от рождения до 5 лет

Физическое развитие, двигательные игры.

  1. Массаж (массажные коврики, крупами: манка гречка, горох пшёнка, фасоль, овсяная, мячики с «колючками», ёжики, мять бумагу и массаж этим комочком, также комочком из фольги, клубком разных ниток, ребристым карандашом, орехом, шишкой, тканью разной фактуры, рифлёным картоном, щётками, бусами и пр.)
  2. Игры с мячиками и мячами  разных размеров (перекатываем мяч, бросаем вверх, вниз, об стенку, катаем, ловим, пинаем ногой, ножками держим, отбивание мяча рукой).
  3. Упражнения на больших мячах (качаемся на животике за ручки, ножки, на спинке, на ножках, на попе, влево-вправо, вверх-вниз, по кругу, на бочок, с переворотом и пр.)
  4. Игры с воздушными шариками (подбрасываем и тянемся; держа в руках, дотягиваемся ножкой; бросаем между ножек, наклонившись; танцуем, прыгаем, захватив ножками; делаем сзади хвостик и машем им; дотягиваемся до шарика сверху; догоняем шарики друг друга).
  5. Ползание на четвереньках (по полу, скамейке, тоннелю, дорожке, с заданием, на перегонки, через обруч, под канатик и т.п.).
  6. Прятки и жмурки, догонялки.
  7. Полоса препятствий с завязанными глазами (обойти, переступить или пройти через различные предметы).
  8. Висеть на кольцах, перекладинах, на взрослом, ходить на руках.
  9. Прыжки (на месте, на мяче, через препятствия, по кочкам, классики, на одной ножке).
  10. Танцы (с ленточкой, шарфиком, шариком, дождиком и т.п.)
  11. Ходьба (кривые дороги из верёвки, по бревну или доске, по горке, по кочкам, на цыпочках, подражая походке животных).
  12. Бег (догонялки, с препятствиями).
  13. Лазанье (шведская стенка, канат), на животике, на спинке по полу, скамейке, горке.
  14. Стоим на одной ноге (вторая на мяче, скамейке, в воздухе).
  15. Кувырки (вперёд, назад, через бочок колбаской, качелька на спинке, лёжа держим вверху ножками мячик и бросаем).
  16. Переносим ложкой каштаны, шишки, мячики через комнату (по мостику, по дорожке).
  17. Шаги в коробку - поощряем ребенка, за то что наступил на коробку и вышел за ее пределы. Постепенно усложняяя задание, используя более глубокие коробки.
  18. Проходить через туннель. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял.
  19. Хороводы (медленно - быстро, высоко - низко, широко - узко, со стишками, с песенками, вокруг чего- то или кого-то).
  20. Зарядка со стишками.
  21. Эстафеты и соревнования с препятствиями.

Творческие задания

  1. Рисуем карандашом, мелком, фломастером, на песке, крупе пальчиком, пальчиковой краской (на объёмной поверхности или вертикально).
  2. Рисуем кисточкой и красками (разукрашиваем картинку (форму), вырезанную из бумаги перчатку по форме ручки малыша, вазочку, тарелочку, вырезанную салфеточку, флажок, камешки, бусы из разной формы макарон, вазочку, поделку из теста, стёклышко, на ткани, на приклееной крупе и макаронах, на веточках, на деревянных палочках и поделках из них, на домиках от улитки, на приклееной вате, на пёрышке, на ракушках и пр.)
  3. Тесто (мнём, лепим, раскатываем валиком, катаем в ручках, выдавливаем формочками, крышечками от бутылок, режем ножичком, раскрашиваем и пр)
  4. Пластилин (мнём, лепим на картон, др. поверхность, делаем колобок, колбаску, кусочки отщипываем и приклеиваем, украшаем, делаем ягодку, корзиночку, улитку, гусеничку, грибочек, мухоморчик, цветочек, божью коровку, ёжика, человечка, втыкаем зубочистки, трубочки, спички).
  5. Аппликация (из вырезанных картинок, фигур, рванных кусочков цветной бумаги, картона, фольги, ткани разных цветов и фактур, природного материала, сухих листиков, ниток, крупы, бусинок, блестков).
  6. Поделки из природного материала (шишки, орехи, камешки, ракушки, листочки, веточки, крупы, каштаны, зубочистки, соломенки, перья, семена растений, желуди, сухие и свежие цветочки).
  7. Фломастеры, карандаши, ручки, мелки (рисовать на бумаге, воздушных шарах, карточках, полосочках и пр.).
  8. Ножницы (резать бумагу, картон, фольгу, вырезать салфетку, травку, полосочки для цветка, цепочки по контору).
  9. Обводить формочки, линейки, делать тени плоских предметов

Моторика (мелкая и зрительно-моторная координация)

  1. Песок или мелкая крупа в подносе, миске (рисуем пальчиком, двумя ручками, палочкой).
  2. Кинестетический песок.
  3. Игры с водой (переливаем ложечкой в ячейки, переносим губкой в др. мисочку, вылавливаем из воды ложками предметы, окрашиваем краской, переносим пипеткой).
  4. Что-то рвать (бумагу, фольгу, ягодки, вату, пенопласт).
  5. Игры с прищепками (рыбки и рыбачки, на тарелке солнышко, цветочек, ёжик, кактус).
  6. Варешки и носочки цветные, «говорящие», яркие звенящие браслетики Конструкторы, кубики, блоки
  7. Игрушки с разными наполнителями разной фактуры.
  8. Разворачивание и заворачивание предметов в фольгу, обёртки от конфет, салфетки, бумагу, ткань (камешки, каштаны, ложки, сюрпризы).
  9. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами).
  10.  Перебирать, застегивать (пуговицы, молнию,  застежки, петельки, кнопки, липучки).
  11.  Бусы (делаем из пуговиц, крупного бисера, макарон, бубликов, формочек для теста и пр).
  12. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать, вкладывать).
  13.  Всякие липкие картинки, наклейки, стикеры, двусторонний скотч
  14.  Готовим из теста, пластилина и пр.
  15.  Пальчиковые игры (делаем животных, лодочку и пр., стучим, здороваемся пальчиками, бегаем, хлопаем, со стишками).
  16.  Шнуровки, узелки, бантики, завязки, петельки, ленточки
  17.  Выкладывание из счётных палочек, карандашей, камушков, фасолин, каштанов дорожек, солнышка, змейки, брусков, кеглей  и пр.
  18.  Игры с йо-йо (разматывание и наматывание ниточки, скатывание с горки колёсика, прыжки).
  19.  Перекидывание из ручки в ручку мелких предметов круглой формы (каштаны, мячики, комочки бумаги).
  20.  Разукрашивание, штриховка, дорисовывание  и т.д.
  21.  Пройти по дорожкам, лабиринту и пр.
  22.  Пазлы, матрешки, пирамидки, складные кубики.
  23.  Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
  24.  Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
  25.  Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
  26.  Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера на нитку с иголкой.
  27.  Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
  28.  Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  29.  Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
  30.  Доставание бусинок ложкой из стакана.
  31.  Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
  32.  Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок
  33.  Продевание нитки в иголку.
  34.  Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
  35.  Стирание ластиком нарисованных предметов.
  36.  Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
  37.  Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
  38.  Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
  39.  Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
  40.  Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
  41.  Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
  42.  Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
  43.  Сжимание и разжимание эспандера.
  44.  Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
  45.  Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Восприятие (цвет, форма, объём), внимание, память, мышление

  1. Неваляшка.
  2. Матрешка.
  3. Пирамидка.
  4. Подвесные (музыкальные) модули.
  5. Яркие круги (с секторами, разноцветные), монохромные изображения, лица.
  6. Зеркальце (маленькое, во весь рост).
  7. Цветная водичка (распределить по ячейкам, красим водичку и пр.).
  8. Последовательности (из бусин, прищепок, кубиков, карточек).
  9. Пирамидки, матрёшки и формочки, сортер, рамки и вкладыши.
  10. С игрушками (что лишнее, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.).
  11. С карточками (показываем и быстро прячем, что неправильно, что изменилось, что убрали, найти пару и пр). Счётные палочки (выкладывание по образцу, придумывание своей фигурки, накладывание палочек на рисунок по цвету).
  12. Калейдоскоп, бинокль, подзорная труба, микроскоп детский.
  13. Мозаика (дорожки, грибочки, солнышко, более сложные картинки).
  14. Игры со скрепками (цепочка, измерение её длины).
  15. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы.
  16. Кубики Никитина, материал Монтессори.
  17. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
  18. Измерения (рост, длина, вес, объем).
  19. Опыты со светом, водой, смешивание красок, нагревание в руках различных предметов.

Сенсорное развитие (Слух, запах, вкус, тактильные ощущения);

  1. Погремушки и колокольчики, детские звучащие центры, резиновые пищалки.
  2. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума, повторять такт, шуметь под музыку, молоточек детский, цвет музыки, имя.
  3. Игровые средства для развития обоняния:
  4. Коробки с крупами (сенсорные коробки):
  5. Ароматические мыльные пузыри:
  6. Рисование пальцами:

Мир вокруг нас, эмоции, общение

  1. Стишки, потешки, скороговорки.
  2. Дружба, делимся, берёмся за ручки, меняемся игрушками, разговариваем, идём по очереди.
  3. Делаем вместе задания (паутинка, волшебный клубочек, мячик и пр).
  4. Имя ребёнка (здороваемся по имени, знакомимся, рисуем, пишем первую букву, ласковые имена).
  5. Предметы и их назначение (одежда, предметы в доме, на улице), что съедобное что нет, живое – неживое.
  6. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий, мягкий-твёрдый).
  7. Превращения (лед в воде, сахар в воде, заваривание чая).
  8. Мальчики и девочки (отличие, сходство, дружба, внимание).
  9. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки).
  10. Семья (кто есть кто, картинки, фотографии, рассказы)
  11. Кукольные постановки сказок, театр.
  12. Убирать после занятия игрушки, подушечки.
  13. Выращивать растения, кормить птиц, животных.
  14. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники.
  15. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки).
  16. Красивое (понятие о красоте вокруг нас, о красоте взаимоотношений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей младшей группы "День рождения у Петрушки"

Программное содержание:  Совершенствовать чувственный и двигательный опыт детей. Продолжать развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику малышей, умение ориентироваться в пространст...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФГТ "Рождение звуков"

Инструментальная музыка раскрывает внутренний потенциал детей. Развивает чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку....

Занятие для детей второй младшей группы "На день рождения к Мишке"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей младшей группы....

Конспект интегрированного занятия по теме «День рождения кошки Мурки» для детей 4-5 лет

Конспект интегрированного занятия  по теме «День рождения кошки Мурки»  для детей 4-5 лет....

Конспект музыкального занятия для детей младшего возраста "День рождения елочки"

Конспект для занятия с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки». Самоанализ.

Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка....