Поговорим о ябедничестве.
консультация на тему

Сизова Нелля Олеговна

Если ребенок часто жалуется, то за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих.  Он ищет вашего участия и сочувствия. Выслушать маленького ябеду очень важно.Как отличить ябедничество от того. что ябедничеством не является? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yabednichestvo.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

             Консультация для родителей.

               Поговорим о ябедничестве.

Если ребенок часто жалуется, то за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих.  Он ищет вашего участия и сочувствия. Выслушать маленького ябеду очень важно, ведь одна из причин жалоб – доверие ко взрослому и надежда на помощь с его стороны. Когда взрослый дает ребенку совет, обсуждает его проблему, рассказывает, как надо поступить, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно. Самое главное – проявить внимание к проблеме ребенка. Отмахиваться от жалоб нельзя. Прямое запрещение не ябедничать не эффективно. Запрещение блокирует доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Надо понять, что стоит за жалобами. С любым видом ябедничества педагог сможет справиться, если внимательно слушать детей. Чаще ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Они стараются жалобами компенсировать этот недостаток и ощутить собственную значимость. Надо отличать истинное ябедничество от того, что им вовсе не является. Ребенок 3-5 лет не преследует зачастую никаких «низких» целей, он просто делится информацией, он возмущен несправедливостью.

Чтобы ребенок не стал ябедой надо его внимательно выслушать, чаще хвалить за что-то. Доверительная беседа, игра, в которой проигрывается « скользкая» ситуация, помогает найти модель поведения. Если игнорировать жалобы, то можно пропустить что-то действительно важное.

С ребенком, которого вы взяли на заметку, т.е. ябедничество по пустякам, ябедничество, которое является формой агрессии и способом контролировать поведение других, нужно заниматься и родителям и специалистам. Но надо заметить, что любую жалобу доносом и ябедничеством делают взрослые.

Детский фольклор имеет важное значение в воспитании коллективизма, укреплении дисциплины. Исследователи обнаружили в детском фольклоре своеобразный детский правовой кодекс, регулирующий формы поведения в сложных конфликтных ситуациях. Дразнилки против ябед, жадин, плакс – мощное средство, с помощью которого утверждаются нормы коллективной жизни детей.

Хорошо, если есть уголок психологической разгрузки, или уютное место для беседы, психотерапии разговорами, где в спокойной обстановке можно собраться с ребятами и обсудить какую - то проблему, ситуацию.  Например, провести беседу «Я и другие люди», « От чего зависит мое психическое здоровье», «Что нужно сделать, если сломал игрушку друга». Сообща находим возможное решение, просим детей самих озвучить способы решения конфликта. Хорошо вместе поиграть в валеологические игры «Правильно – не правильно», «Хорошо – плохо».

Один из способов снять эмоциональный накал – смена обстановки. Например, выйти в другую комнату, в музыкальный зал. Это легче помогает успокоиться и начать обсуждать проблему спокойно. Нужно вместе установить границы дозволенного. Можно после разрешения конфликта, после спада накала взаимно посмеяться над ссорой и нарисовать  друг на друга карикатуры.  Большую роль играет театрализация, сюжетно-ролевые игры, чтение позитивных историй, сказок, легенд, рассказывание из личного опыта педагога.  Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Слушая, например сказку, или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, кто плохой. В воспитании коллективизма и дисциплины нужны и коррекционные игры.  Моделируем любые конфликтные ситуации и предлагаем способы решения.

В своей группе я провожу совместно с детьми ежедневный ритуал утреннего приветствия: «Мир, свет и любовь всем, кто справа от меня! Мир, свет и любовь всем, кто слева от меня! Мир, свет и любовь, всем, кто сзади от меня! Мир, свет и любовь всем, кто сверху от меня!» Взявшись за руки,  глядя друг другу в глаза, дети настраиваются на дружбу, партнерство, взаимопонимание. Они приветствуют не только друг друга, но и небо, солнце, птиц, всех живых существ. Дети верят в волшебную силу слов. Еще раньше была проведена беседа о том, что некоторые слова могут вылечить, могут  сделать  человека счастливым, а некоторые могут убить. Важно, что ты говоришь и как.

Совместные праздники, соревнования,  игры в КВН, совместное  творчество сплачивают детский коллектив. Коллектив в свою очередь помогает педагогу воспитать у того, или иного ребенка сдержанность, внимание к товарищу.  Дети отказываются принимать в игру сверстника, если он дерется, требует, чтобы исполняли его желания.

Хороший  результат в работе с профилактикой ябедничества достигается в играх – драматизациях, специальных упражнениях, психогимнастике. Можно провести этюд «Поссорились», где дети изображают, как они играли, а затем что – то не поделили, поссорились. Но никто не побежал ябедничать к воспитателю, а постепенно подошли друг к другу и стали мириться, договариваться. Упражнение «Ябеда», где мальчик ходит и мешает детям строить дом, портит постройки, а когда его прогоняют, то бежит жаловаться взрослым, что его обидели.

Для воспитания моральных качеств важна игра, но не только поведение в игре, но и чувства, которые испытывает ребенок в процессе. Взрослому необходимо следить, чтобы благородные чувства и стремления, вызванные содержанием игры, не разрушались эгоистическими мотивами, чувством обиды, несправедливостью отдельных участников. Общие игровые процессы сближают детей, служат началом дружбы. В игре большие возможности для воспитания дружеских чувств, приобретения навыков коллективизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поговори со мною, мама!

Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

ПОГОВОРИМ О КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют воспитанникам выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественн...

Комплексное занятие в подготовительной группе " Поговорим о маме"

занятие посвящено подготовке к празднованию 8 марта или Дня Матери.Воспитатель проводит беседу о самом дорогом человеке на свете - о маме. дети рассказывают как они помогают маме, как зовут маму, где ...

Памятка для педагогов "Ябедничество или поступок хорошего человека"

В памятке даются советы взрослым, чтобы ребенок не стал ябедой...