Роль мелкой моторики в речевом развитии дошкольника
консультация на тему

Левашова Татьяна Викторовна

Для чего нужно развивать мелкую моторику и когда начинать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_melkoy_motoriki_v_rechevom_razvitii_doshkolnika.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики  в речевом развитии дошкольника

Известно, что речью управляет центральная нервная система (ЦНС). Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в среднем, а затем старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Благодаря руке появилась возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Формирование функций руки и речи происходило одновременно. Практически такой же ход формирования речи ребенка. Вначале формируются тонкие движения пальцев рук, затем происходит произношение слогов. Совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от уровня упражнений движения пальцев рук.

Важный момент заключается в том, что основа кисти руки, как и органа речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Значит точки зрения проекции руки - это и есть еще одна речевая зона мозга.

Степенью формирования мелкой моторики является показатель умственной готовности к школьному обучению. Дошкольник умеет логически мыслить и рассуждать, у него на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь - он имеет достаточный уровень развития мелкой моторики.

Чтобы овладеть навыком письма необходимо, чтобы была определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Если мелкая моторика развита слабо, то у ребенка будут проблемы в обучении школьном.

Значит необходимо начинать работу по формированию мелкой моторики задолго до поступления в школу. Родители и воспитатели, которые уделяют нужное внимание упражнениям (играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки) решают сразу две задачи: первое это влияет на всестороннее умственное формирование дошкольника, а второе - они проводят работу по овладению навыкам письма, что будет влиять на решение многих школьных задач обучения.

Стремительное физиологическое развитие руки как органа происходит на протяжении первых трех лет жизни ребенка, и это формирование несомненно должно сопровождаться особенной организацией со стороны педагогов (установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения).

Коэффициентом развития моторики рук, интерпретируется прежде всего обладание зрительной и моторной координации, уровень произвольности движений, развитие двигательных качеств (точности, силы, ловкости, плавности, координированность действии рук).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие активной речи ребенка. Значит, если развитие движений пальцев соответствует норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает - отстает и развитие познавательной деятельности, хотя общая моторика может быть в пределах нормы и даже выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность  «Наши друзья – ежи».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»(лепка), «Познание»(Формирование элементарных ма...

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей»

Цель: познакомить родителей с важностью выполнения пальчиковой гимнастики, её связь с речью.Оборудование: кружки зелёного и красного цвета (каждому), рисунок-схема головного мозга, карточка пальчиково...

Доклад "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста"

laquo;Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»В. М. Бехтерев...

"Роль мелкой моторики в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Содержание данного материала может быть полезно начинающим воспитателям для использования в работе с детьми....

Статья «Особая роль мелкой моторики в речевом развитии у детей первой группы раннего возраста»

Развитие мелкой моторики у детеу раннего возрастаЗначениеОпределениеПравила...