Информация для родителей "Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте! "
консультация (старшая группа) на тему

Гасанова Эльмира Играмудиновна

Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы. Дома родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_dlya_roditeley.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

«Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте!»

Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы. Дома родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов. Приведем описание некоторых из них:

Упражнение «Что случилось?» (когда ребенку задается концовка ситуации) и «Если бы…» (когда предлагается рассказать, что произойдет, если бы случилось неожиданное, например, родители уменьшились, или бабушка превратилась в ребенка, или дом стал огромен, как гора) помогают учиться прослеживать причинно-следственные связи и логично высказывать мысли.

Упражнение «Назови как можно больше признаков предмета» помогает концентрации мысли на одном объекте.

Упражнение «Сколько значений у предмета?» развивает продуктивность, оригинальность и гибкость мышления. Способствует развитию умения видеть проблему.

Игра «Да-нет-ка», в которой угадывают задуманный объект, задавая вопросы и отвечая на них только «да» или «нет».

Игра «Отгадай предмет по описанию» и «Загадай и опиши сам задуманный объект» данные игры способствуют развитию умения давать определения понятиям. Этому же служат загадки и кроссворды.

Игра типа «Третий лишний» с несколькими вариантами и обязательным объяснением своего выбора учат классифицировать и выделять определенные свойства. Этому же будет способствовать и ситуация, когда родители при посещении магазинов обратят внимание ребенка на содержимое различных полок, отделов и попросят объяснить, почему здесь собраны все эти вещи. И даже обыкновенная уборка в доме поможет детям научиться классифицировать.

Игры «Кто пропал?», «Что изменилось?» (когда убирается или перемещается одна-две из выставленных игрушек, а у ребенка закрыты глаза); 

«Парные картинки» с отличиями формируют умение наблюдать. Наблюдение – самый популярный и доступный метод исследования. Во время зимних и летних отпусков, выездов в парк, поле, лес просто необходимо обращать внимание ребенка на окружающий мир, отвечать на его вопросы. Еще очень полезно сравнивать город и дачу, дерево и траву, море и реку, и т.д. Еще один простой и интересный способ развивать наблюдательность – фиксировать изменения в каком-то одном живом объекте через промежутки времени. Наблюдение за ростом растения от семечки до получения плода и ведение дневника с зарисовками объекта позволит доказать цикличность жизни.

«Плавает – тонет». Испытание разных предметов на плавучесть наверняка ваш ребенок проводил и сам. Этот круг можно расширить и доказать, из чего лучше сделать лодочку и почему не стоит кидать в реку мяч («уплывет – не догонишь»), или машинку («утонет – не достанешь»).

 «Притягивает – не притягивает». Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Попробуйте вместе с ребенком исследовать эти свойства. Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Игры с песком, глиной, водой, снегом, льдом, магнитом, бумагой и т.д. чаще всего носят исследовательский характер. В настоящее время издается много книг с описанием методик проведения экспериментов в домашних условиях, и родители могут использовать понравившиеся.

Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте!

Ведь экспериментирование – наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Развлечения по образовательной области «Познавательное развитие», раздел: «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем», (подготовительная группа)

"Путешествие в страну Заниматику" Цель: Развивать умственные способности у детей по средствам математического наглядного материала....

Консультация для родителей детского сада. «Исследуем и экспериментируем вместе!»

             Консультация поможет родителям, заинтересовать ребенка и развивать в нем стремление к новым знаниям....

Консультация для родителей детского сада. «Исследуем и экспериментируем вместе!»

Источником воспитания ребёнка является семья. Ребёнок – исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе №3 «Солнышко» «Исследуем и экспериментируем».

Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из ре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Исследуем и экспериментируем вместе с детьми"

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.Экспериментирование, элемента...