Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе №3 «Солнышко» «Исследуем и экспериментируем».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кормина Светлана Викторовна

Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_issleduem_i_eksperimentiruem.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Конспект НОД

 по экспериментированию

в старшей группе №3 «Солнышко»

    «Исследуем и экспериментируем».

                                                                                 Подготовила:   С.В. Кормина.

                                                                                                                                                                                                                                         

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов; Сформировать представление о свойствах воздуха и  магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
    Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана.

Развивающие:

  • Развивать у детей мыслительные операции: умение сравнивать, рассуждать, обобщать,  делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес и желание детей расширять свой кругозор.

Словарная работа:  лаборатория, гипотиза, научный опыт, эксперимент, открытие, конференция.

.

Методы и приемы:

Игровой: Приглашение в научную лабораторию.

Практический: опыты.

Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

Магниты; скрепки, тканевая салфетка; деревянная ложка; колокольчик; кусочек пенопласта; пластмассовый стакан; воздушный шарик, два контейнера, пластмассовая бутылка; макет вулкана, гуашь красного цвета, моющее средство  для посуды, сода, уксус; ИКТ - видео письмо от Почемучкина;  изображение воздушного шара и физминутка.

Ход:

1.Организационный момент: С добрым утром

                                                      С добрым утром

                                                      Мы руг другу говорим

                                                      Будем песни петь и слушать

                                                      Будем весело играть

                                                      Будем мы гулять и кушать

                                                      И друг другу помогать.

Воспитатель: Когда мы с вами пели дружно песню и держались за руки, мы передавали друг другу хорошее настроение. У меня в руках мячик и сейчас мы будем передавать каждому из вас, что бы каждый сказал о себе и о своих друзьях самые хорошие слова. Я говорю: мои дети очень умные и передаю мяч следующему (каждый ребёнок высказывает хорошие слова). Теперь у всех нас стало очень хорошее настроение.

                                           

Воспитатель: Ребята к нам пришло видео письмо. Как вы думаете от кого оно? Хотите узнать? Давайте посмотрим!   Здравствуйте, ребята, меня зовут  профессор Почемучкин. Скоро у нас состоится научная конференция, по теме «Исследуем и экспериментируем». Просим вас принять в ней участие, для этого необходимо выслать свои увлекательные опыты.

Воспитатель: Скажите, вы согласны принять участие в конференции? (Дети отвечают). Я заранее пригласила оператора, который сделает видеозапись наших увлекательных опытов.

Воспитатель: Как вы думаете: что такое конференция? (Где собираются люди и решают различные вопросы).

Воспитатель: Давайте и мы с вами проведём свою конференцию. (Дети отвечают).

Воспитатель: Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!

Воспитатель:  Первый вопрос нашей конференции: как вы думаете,  для чего люди проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).

Воспитатель:  Вы знаете, что такое лаборатория? ( лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). А, что такое гипотеза? вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Воспитатель:  Скажите, что такое воздух и можно ли его увидеть? Как можно доказать? (Дети отвечают).

Воспитатель: У нас имеется три лаборатории: 1- лаборатория, где проводятся опыты с воздухом;  2- лаборатория, опыты с магнитом;  3- лаборатория вулканологов по изучению вулканов.

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу 1 - лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного (дети надевают нарукавники и специальные шапочки).

Воспитатель:  Чтобы принимать участие  в экспериментировании, надо знать правила  лаборантов, назовите их:

1 - Внимательно слушать старшего   лаборанта.

2 - Точно выполнять указания

3 - Аккуратно работать с оборудованием.

4 - В конце опытов делать выводы

Воспитатель: Вы много сказали о воздухе, а сейчас мы проверим ваши высказывания с помощью опытов. Возьмите целлофановый пакет, в нем, что то есть? Взмахните им и начните сворачивать. Отчего, пакет стал выпуклым? Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Раз пакет стал выпуклым, значит, в нём есть воздух.

Воспитатель: воздух состоит из различных газов, кто знает из каких? Росмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено? Внутри шара находится газовая тарелка, которая нагревает воздух.  Почему подымается вверх воздушный шар?  

Воспитатель: Давайте проверим и узнаем, что произойдёт с воздухом при нагревании. Для этого мы возьмём контейнер с горячей и холодной водой и пластмассовую бутылку. Оденем воздушный шарик на бутылку и поставим в горячею воду, что мы видим? А теперь в холодную воду, что произошло с шариком?

Как вы думаете, почему при нагревании шарик надулся, а при охлаждении сдулся? Вывод: при нагревании воздух расширяется– ему надо больше пространства и становится легче, а при охлаждении сжимается и становится тяжелее.

Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас  исследовать свойства  магнита, для этого переходим во 2 – лабораторию.

 Нужно выяснить: «Что притягивает магнит».

 Для проведения опыта с магнитом нам понадобится несколько опытных материалов:  носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т.д. И, конечно, магнит.

Воспитатель: Поднесите магнит к каждому экспонату и понаблюдайте, всё ли притягивает магнит?

Воспитатель: Какие предметы притянулись к магниту? (железные скребки, шурупы, гаечки).  
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик. 

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Вывод: магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: Следующий наш эксперимент: Может ли магнит притягивать железо через другие материалы.

Воспитатель: Возьмем картон, сверху положим скрепки и подведём магнит под картоном из стороны в сторону. Что мы видим? Магнит может притягивать железные предметы через картон.

Воспитатель:  Ребята, если я опущу скрепку в стаканчик с водой, смогу ли я достать её не намочив руки? Давайте проверим вашу гипотезу.

 Воспитатель: Опустите скрепку в стаканчик с водой, возьмите магнит и подведите его к стаканчику снизу и начните медленно поднимать вверх. Скрепка очутилась на магните. Вот так,  не замочив рук можно достать скрепку из стакана с водой.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. 

Физминутка – музыкальное видио (дети повторяют движения).

Воспитатель: Ребята мы с вами отдохнули, продолжим наши опыты пройдём в следующую 3- лабораторию вулканологов по изучению вулканов.

Воспитатель: Но сначала скажите,  что такое вулкан?

Воспитатель: Что происходит при извержении вулкана?( Пепел, вылетают камни, из  жерла вулкана в виде потока вытекает лава, быстро стекает по склонам горы. Но на  воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия  в земной коре вулканическую гору).

Воспитатель: Скажите, какие бывают вулканы:

Дети: Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.

Потухшие- не извергающие лаву.

Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Воспитатель: А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан.

Воспитатель: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготавливать лаву. Только нужно все проводить со взрослыми. Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

На столе,  на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Воспитатель:  Последовательность проведения опыта. Мы будем использовать такие вещества:

Последовательность проведения эксперимента.

1 -  всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

2 - : налить полстакана воды.

3 - добавить в нее кофейную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

4 - в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

5 - добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем влить полученную смесь в жерло вулкана.

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В  результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель:  Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт? Только помните, нужно проводить этот опыт со взрослыми.

Воспитатель: Наша конференция подошла к концу.

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в ребяток превратись!

Воспитатель:  Надеюсь, вам понравились эксперименты, теперь мы можете профессору  Почемучкину выслать нашу видеозапись и поучаствовать в конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) Конспект занятия - беседа по воспитанию культуры поведения в старшей группе №2 «Солнышко». Тема: «Что хорошо, что плохо и почему».

Цель и основные задачи:Уточнять и систематизировать знания детей о правилах этикета: умение дружить, знакомиться, разрешать конфликты, делиться с другом.Развивать готовность идти навстречу друг ...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Солнышко – колоколнышко, улыбнись!»

В этом занятии у детей воспитывается интерес к декоративно-прикладному искусству....

Конспект НОД для старшей группы ко Дню матери «Мама-солнышко моё»

Цели: показать значимый для ребёнка образ мамы.Задачи: воспитывать у детей чувство любви и уважения к матери ; учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать её добрыми делами и пос...

Конспект занятия в старшей группе «Исследуем листья»

Конспект занятия  в старшей группе  «Исследуем листья»...