Практикум с родителями по развитию речи дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Мастер - класс с показом упражнений артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Нетрадиционные способы и приемы коррекции речи детей 3-4 лет с учетом их индивидуальных особенностей»

Форма проведения: Практикум «Речецветик» для родителей детей младшего дошкольного возраста с показом мастер - класс.

Аудитория: родители, младшей комбинированной группы «Говорушки»

Количество участников: Воспитатель, старший воспитатель.

Задачи:

1.Познакомить родителей со всеми составляющими речевого аппарата ребенка дошкольника, повышая их компетентность.

2.Формировать у родителей представление о способах коррекционного воздействия детей с учетом их индивидуальных особенностей.

3. Расширить у родителей представления о нетрадиционных способах и приемах коррекции речи ребенка.

4. Установить партнерские отношения с родителями и создать атмосферу общности интересов по вопросам развития речи детей, как основной составляющей их здоровья.

Ожидаемые результаты: Активное вовлечение родителей в процесс проведения в домашних условиях необходимых мероприятий по развитию речи детей.

Информационно- техническое обеспечение: мультимидийная аппаратура, демонстрационная доска, стихотворный текст «Ягодка по ягодке», аудиозапись песни «Чебурашка», памятки для родителей, музыкальное сопровождение.

Материалы и оборудование: Ручки, бумага для записей, цветок из белого картона, на лепестках которого указаны все составляющие речевого аппарата «речецветик», цветные лепестки, на которых написаны направления коррекционного воздействия. Платочек для вводной игры. Игрушка – модель квакуша. Кубики (в 2 раза больше, чем родителей) – импровизированные ворота, вата, кораблики по числу родителей. Игрушки корова и теленок. Прищепки (20 штук), картонные силуэты (круги разного диаметра) на нитях.

Логика проведения:

1.Приветствие. Стремление к сотрудничеству. Проводит воспитатель. Регламент – 2 минуты.

Игра с родителями: «Игровое упражнение с платочком»

Предложить родителям передавать друг другу платочек, рассказывая при этом о своем ребенке: сыне или дочке, сказав несколько приятных слов о нем. В процессе игры важно деликатное общение.

2. Основная часть. Знакомство с нетрадиционными методами и приемами коррекционной работы.

Речь – самая сложноорганизованная и самая хрупкая функция нашего мозга. Ее можно сравнить с цветком «речецветиком», каждый лепесток которого обозначает определенную систему, участвующую в речевом развитии. Это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение одного из них приводит к разным речевым нарушениям. Сложна организация речевой деятельности, то и коррекционную работу следует проводить по нескольким направлениям.

   Проведение мастер – класс. Проводит воспитатель. Регламент – 20 минут.

Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, которые направлены на развитие этих систем, так же мы попробуем их освоить.

- Тонкая моторика – основа всего речевого развития. Ум человека находится на кончиках его пальцев, так как речевой центр коры головного мозга находится в тесной близости от центра мелкой моторики. Воздействуя на один центр, одновременно воздействуем на другой центр.

Значит, через мелкую моторику руки ребенка можно воздействовать на его речевые центры. Прикрепляем к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики руки».

1.Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

-  Пальчиковая гимнастика

Ай, тари, тари, тари!          Растирание ладоней друг о друга.

Куплю Маше янтари!

Останутся деньги -             Попеременно сцеплять одноименные пальцы

Куплю Маше серьги!         между собой в виде крючков.

Останутся пятачки –

Куплю Маше башмачки!

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки!

Упражнение на развитие мелкой моторики рук можно сочетать с элементами самомассажа.

-  Самомассаж «Дарики, дарики, ай да комарики»

Дарики, дарики,                     Руки складываются щепотью

Ай да комарики!                   и описывают круги.

Вились, кружились,

В щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!              Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,                     Руки складываются щепотью

Ай да комарики!                     и описывают круги.

Вились, кружились,

В носик вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!               Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!

Закусали нас комарики.

Ай, да комарики! Хлоп!             Хлопок.

Молодцы!

-  Игровое упражнение «Волшебные прищепки»

Посмотрите, какие чудесные разные круги! Это могут быть различные предметы, если постараться. Например, солнышко без лучей, цветы без лепестков, кактус без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один держит картинку за нить и слегка покачивает, а другой пытается нацепить на силуэт прищепки (раздать родителям картонные изображения кругов). Под музыку родители справляются с заданием. В конце игры картинки с прищепками размещаются на доске.

Надо заметить, что мальчиков у нас в группе намного больше, чем девочек. Развитие мелкой моторики руки у них в младшем возрасте немного отстает, примерно на 1,5 года от моторики рук девочек. Важно знать, что мальчикам требуются дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на определенной деятельности. Так же у мальчиков хуже развита речь и им требуется больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их, они не торопятся с ответом, так как более тщательно его обдумывают.  Значит надо быть терпимее к ним, хвалить их, больше гладить по голове, чтобы у них не формировалась низкая самооценка, и они не теряли уверенности в себе и своих достижениях.

Основой звучащей речи является речевое дыхание. Показать родителям цветной лепесток, где написано: «Развитие речевого дыхания» и прикрепить его к цветку. Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном выдохе, или в неправильном направлении воздушной струи.

2. Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.

      «Загони мяч в ворота».

- Мы с вами футболисты, перед вами – импровизированные ворота (кубики) и ватный мяч. Наша задача – загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, не надувая щек. Надо забить гол 3-4 раза.

        «Кораблик».

- Теперь мы капитаны корабля, и наш корабль отправляется в плавание. Надо долго и сильно дуть на кораблик, не надувая щек. Проверим, чей же кораблик быстрее доплывет до противоположного берега?

          «Фокус».

- Сейчас мы фокусники. Небольшой кусочек ваты располагаем на кончике носа, язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается в том, что ватка летит вертикально вверх.

            «Стихотворный забег».

- Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо уметь распределять выдыхаемый воздух. Потренируемся с помощью стихотворения. Мне нужны два помощника. Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, нужно стукнуть мячом о пол.

«Ягодка по ягодке»

Собирала я в лесу ягоду малину.

Я домой не донесу полную корзину.

Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке –

Дело продвигается, ягод убавляется.

Солнце греет горячо, далека дорога.

Не отведать ли еще ягодок немного?

Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке –

Тают как снежинки, ягодки в корзинке.

Закатилось солнышко, показалось донышко,

А на донышке видна только ягодка одна.

Не идти же с ней домой, съем ее и с плеч долой!

Так как девочки в этом возрасте превосходят мальчиков в зрительно – пространственных способностях, то и речевые способности, и интерес к таким занятиям у них выше. Они лучше справляются с простыми, рутинными заданиями, с ними легче договориться. Так как у девочек больше развито слуховое восприятие, то они легче запоминают стихотворные формы.

- Важное место в коррекционной работе отводится выработке звонкого, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона. Голос передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах. Следующее направление – развитие голосовых возможностей. Показать родителям цветной лепесток, на котором написано: «Развитие голосовых возможностей» и прикрепить его к цветку.

3. Упражнение на развитие голосовых возможностей.

                «Корова и телята»

- Представьте, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно, коровы. Поставить на один стол игрушечную корову, а на другой стол – игрушечного теленка.

- Коровы зовут своих телят. Как они их зовут?

Первая группа родителей произносит низким голосом: «Му-му-му!»

- Коровам отвечают телята. Как они отвечают?

Вторая группа родителей отвечает высоким голосом: «Му-му-му!»

Затем группы родителей меняются ролями.

Привлекать мальчиков к речевой деятельности необходимо умело, так как их социально – личностное развитие немного отстает, то в силу этого им трудно включиться в общую работу. Они с трудом воспринимают объяснения на слух и предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Для мальчика значимо указание, что он добился результата, совершая определенное действие. Так как каждый приобретенный навык, результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Только у мальчиков преобладает тенденция к тому, что добившись результата в чем то и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях.

- Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой или фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи. Показать цветной лепесток, на котором написано: «Развитие фонематического слуха» и прикрепить его к цветку. Без фонематического слуха невозможна генерация речи. Основой речевого слуха является неречевой слух.

4. Игровое упражнение на развитие неречевого слуха.

             «Птичка, лисичка, медведь».

- К нам сегодня пришли гости: птичка, лисичка и медведь, но мы их не видим, а только слышим. Как вы думаете, кто это идет? Послушайте! (звучит музыкальное сопровождение – подготовленное музыкальным руководителем детского сада). Очень хорошо! А как они идут, мы с вами сейчас и покажем. Для этого все встанем в круг и пойдем друг за другом, подражая движениям животных согласно услышанному звуку.

- Развитие подвижности артикуляционных органов происходит под воздействием артикуляционной гимнастики. Показать цветной лепесток, на котором написано: «Развитие артикуляционной моторики» и прикрепить его к цветку. Для наиболее быстрого усвоения артикуляционных движений, соблюдения темпа, сохранения интереса выполнение упражнений будем сопровождать стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет квакуша, чей язык может повторять движения нашего языка.

Мы должны помнить, что дети в 3-4 года не могут хотеть чему-то научиться! Поэтому их надо заинтересовывать, привлекать к игровым действиям, сделать что–то  для себя, или другого близкого в подарок, для игры. Убедить ребенка, что без его помощи вам никак не справиться, и только он может вам помочь.

5. Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Язычок знаком нам, дети,              Широко улыбнуться, растянуть губы.

Мы его улыбкой встретим.

Это язычок пришел.                       Приоткрыть рот, высунуть язык.

Вправо он сейчас пошел.                Тянемся кончиком языка к правому уху.

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.                            Тянемся кончиком языка к левому уху.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.                 Широко открыть рот.

Он окно не закрывает,                      Рот широко открыт,

Кверху кончик поднимает.               Кончик языка тянется к носу.

Он окно не закрывает,                      Рот широко открыт,

Книзу кончик опускает.                    Кончик языка тянется к подбородку.

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает.                  Упражнение «Индюки».

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и молчок.                   Закрыть рот.

Для поддержания высокого эмоционального уровня можно использовать музыкальное сопровождение, песню или мелодию из любимого мультфильма. Все выполняемые упражнения знакомы вашим детям, поэтому выполняются без устных комментариев.

6.Гимнастика для жевательных мышц в сопровождении песни «Чебурашки».

Но вы должны знать, что именно девочки чувствительны к интонации, форме оценки, ее публичности. Они очень любят, чтобы ими восхищались в присутствии других детей или родителей, то есть они нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия. В свою очередь у мальчиков преобладает зрительное восприятие похвалы. Это ваша улыбка, дружеское похлопывание по плечу, пожатие руки, глядя ему в глаза. При этом важно помнить, что он – мальчик, его необходимо понять, принять и помочь раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему от природы. Следует вывод, и к девочкам, и к мальчикам необходим дифференцированный подход в развитии их речи.

Вот вы и познакомились с теми направлениями, по которым проводятся коррекционные воздействия на речь ваших детей в нашей группе: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Их мы выполняем и индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам, как на занятиях, так и в режимных моментах. И если мы с вами будем действовать сообща, оказывая им поддержку, то поможем расти им здоровыми, ведь речь является основой общего здоровья человека.

3. Обратная связь – обмен мнениями, опытом. Участвуют родители и воспитатель. Регламент – 2 минуты.

4. Рефлексия. Что дала эта встреча? Что вы взяли для себя? Регламент – 2 минуты.

5.Завершение встречи. Нацелить родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий коррекционной направленности с учетом гендерных особенностей детей. Регламент – 2 минуты.

Не забывайте, что именно родители оказывают решающее воздействие на ребенка – дошкольника при развитии речи. И только серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий коррекционной направленности сделает работу по развитию речи младших дошкольников наиболее эффективным.

Создавайте всегда и везде  атмосферу добра, научитесь видеть в ребенке личность, уважайте его выбор, просите его аргументировать, предлагайте ему анализировать. Дайте ему стать архитектором своей жизни и апробировать свои идеи, чтобы почувствовать аромат азарта, вдохновения, любознательности, познания и открытий. Пусть в вашей семье царит атмосфера совместного взаимодействия, и тогда мы вместе будем аплодировать вашим новым достижениям.

Общее время мероприятия – 40 минут.

Список литературы:

 1. Доронова Т.Н., Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка-Пресс, 2009. – 224с.

2. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар–практикум / авт. – сост. В.Е. Лампман и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 145с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испы...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....

Семинар-практикум "Использование ИКТ в развитии речи дошкольников"

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребёнка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей завис...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....