Главные вкладки

    Статья "Задержка речевого развития у ребенка"
    статья на тему

    Матвеева Надежда Александровна 1

    В первые годы жизни человека закладываются основы многих навыков, в том числе происходит формирование речи. Важно внимательно следить за этим процессом и как можно чаще разговаривать с ребёнком, провоцируя его на произношение отдельных звуков и слогов. Такое общение будет стимулировать речевое развитие малыша. Большое значение имеет психологический контакт ребёнка с матерью. Уровень развития речи ребёнка влияет на развитие его психики и способность в дальнейшем гармонично взаимодействовать с обществом. Активное осваивание речи также развивает мышление, память, воображение и внимание. В данной публикации разберемся, почему происходит задержка речевого развития у ребенка.Описание: http://openx.ctlc.ru/www/delivery/lg.php?bannerid=0&campaignid=0&zoneid=830&loc=http%3A%2F%2Fwww.allwomens.ru%2F12323-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-rebenka.html&referer=http%3A%2F%2Fwww.allwomens.ru%2F44799-rechevoe-razvitie-rebenka.html&cb=cb1644a9ab

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задержка речевого развития у ребенка

    В первые годы жизни человека закладываются основы многих навыков, в том числе происходит формирование речи. Важно внимательно следить за этим процессом и как можно чаще разговаривать с ребёнком, провоцируя его на произношение отдельных звуков и слогов. Такое общение будет стимулировать речевое развитие малыша. Большое значение имеет психологический контакт ребёнка с матерью. Уровень развития речи ребёнка влияет на развитие его психики и способность в дальнейшем гармонично взаимодействовать с обществом. Активное осваивание речи также развивает мышление, память, воображение и внимание. В данной публикации разберемся, почему происходит задержка речевого развития у ребенка.http://openx.ctlc.ru/www/delivery/lg.php?bannerid=0&campaignid=0&zoneid=830&loc=http%3A%2F%2Fwww.allwomens.ru%2F12323-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-rebenka.html&referer=http%3A%2F%2Fwww.allwomens.ru%2F44799-rechevoe-razvitie-rebenka.html&cb=cb1644a9ab

    Распространено мнение, что девочки учатся говорить раньше мальчиков, но в основном развитие речи происходит очень индивидуально. На этот процесс влияет множество факторов, как психологических, так и физиологических.

    Существует определённая норма речевого развития у детей. Если ребёнок в возрасте до 4 лет отстаёт от неё, ему ставится диагноз «задержка развития речи» (ЗРР). Но не стоит сильно паниковать по этому поводу. Дети, у которых выявлена задержка, достигают тех же успехов в навыке речи, что и остальные дети, только несколько позже.

    • В течение первых восьми месяцев жизни дети начинают произносить отдельные звуки, чаще всего, это протяжные «а» и «м».
    • К 10-14 месяцам дети начинают понимать и реагировать, когда к ним обращаются, а для привлечения к себе внимания используют различные звуки, а не только плач.
    • В возрасте 14-18 месяцев дети способны по просьбе взрослых показывать на отдельные знакомые предметы в комнате, на улице или на картинках.
    • Когда ребёнок достигает 18-24 месяцев, его словарный запас состоит не только из названий предметов, но и включает обозначения различных действий. Малыш в этом возрасте уже может выполнить такие просьбы, как, например, «дай мне мячик» и «принеси зайку».
    • В 2-3 года дети способны произносить отдельные слова и выстраивать простые законченные предложения, например «мама, дай».
    • К 3-4 годам дети учатся формировать более сложные предложения, например, «папа поехал на работу».

    Важно учитывать эти нормы при наблюдении за развитием речи малыша, это поможет своевременно обратиться к помощи невропатолога в случае необходимости. Особое внимание следует обратить, если ребёнок в 4 года не способен строить предложения и большинство звуков произносит неправильно.

    Развитие речи может задерживаться из-за психологических или неврологических причин, а также вследствие нарушения слуха. Поэтому диагноз ЗРР может быть установлен только после комплексного обследования ребёнка психологом, невропатологом и логопедом. Лечение замедленного развития ребенка зависит от выявленных причин.

    Если ребёнку уделяют мало внимания и не разговаривают с ним – ему не у кого учиться говорить, и он начинает отставать в речевом развитии. Но такой же эффект наблюдается и в противоположной ситуации – когда ребёнка окружают чрезмерной заботой, угадывают все его желания до того, как он выразит их. В этом случае малышу просто нет необходимости учиться говорить. Описанные причины ЗРР относятся к психологическим. Для их исправления необходимо дополнительно стимулировать речь ребёнка и проводить специальные занятия с логопедами. А со стороны родителей малышу потребуются внимание и ласка.

    Причинами задержки развития речи могут послужить и различные неврологические проблемы – медленное созревание соответствующих нервных клеток или заболевания и поражения головного мозга. В этом случае врач-невропатолог назначает в качестве лечения препараты, улучшающие кровообращение мозга и повышающие его интегративную функцию. Для стимуляции участков мозга, отвечающих за развитие речи, может быть назначена процедура транскраниальной микрополяризации. Суть этой методики в том, что участки мозга подвергаются воздействию очень слабого электрического тока. В результате процедуры нормализуются развитие речи, память и внимание.

    Еще одной причиной ЗРР у ребёнка может быть нарушение слуха или глухота. В этом случае нормализовать речевое развитие малыша поможет определение его в специализированный детский сад.

    Словарный запас

    К трем годам количество слов в активной речи может достигать одной тысячи. Подобный рост словаря объясняется обогащением общего жизненного опыта ребенка, усложнением его повседневной деятельности, общением с окружающими людьми. В устной речи поначалу преобладают существительные (60%), но постепенно появляется больше глаголов (27%), прилагательных (12%), уже даже входят в речь местоимения и предлоги.

    Лексика ребенка по мере развития речи не только обогащается, но и становится более систематизированной. К трем годам он начинает усваивать слова-понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.) в пассивной речи. Не смотря на то, что дети уже свободно ориентируются в бытовых вещах, их окружающих, они иногда путают названия похожих предметов (чашка-кружка). Также дети могут использовать одно и то же слово для нескольких предметов: словом «шапка» называть и кепку, и фуражку, и шляпу.

    Связная речь

    На третьем году жизни связная речь ребенка только начинает свое формирование. Малыш сначала строит простые короткие предложения, а позже начинает использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Лишь к окончанию третьего года ребенок начинает овладевать ситуативной связной речью. Он уже может рассказать о том, что им было увидено, что он узнал, что он хочет. Малыш после двух лет уже способен понимать простые рассказы, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию. Большинство детей связного пересказа еще дать не может. В данном возрасте дети слушают одни и те же стихи, сказки и запоминают наизусть после многократного прослушивания тексты, как бы читая их по книге. При этом передать своими словами текст рассказа дети не могут. Трехлетний ребенок в состоянии уже разгадывать несложные загадки, даже если в их тексте содержится информация в виде намеков, подсказок, звукоподражания.



    Предварительный просмотр:

    Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

    Уложить ребенка спать часто становится настоящей проблемой. Как научить ребенка засыпать самостоятельно? Это тема очень актуальна в наши дни. Каждый раз, укладывая ребенка спать, мы читаем ему книжки, поем колыбельную и убаюкиваем ребенка. http://www.allwomens.ru/uploads/posts/2011-07/thumbs/kak-nauchit-rebenka-zasypat-samostoyatelno.jpg

    Порой весь процесс отхода ко сну длится не менее два часа. Книга перечитана, колыбельная спета уже три раза, однако дитя не спит. Может научить ребенка засыпать самостоятельно. И как же это сделать? Воплотить это в жизнь вполне реально. Хотя для этого потребуются некоторые знания и навыки. Конечно, все дети разные, поэтому для каждого из них потребуется персональный подход.

    Хотя не существует единый рецепт для универсальных действий, но все же родителям можно предложить конкретную схему, которую можно будет время от времени корректировать. Кроме того, родители должны чувствовать, готов ли их ребенок к определенным действиям или может повременить.

    Важно помнить, что индивидуальный подход к ребенку необходимо проявлять с его рождения. Многие малыши самостоятельно могут заснуть с первых же месяцев после рождения. Как правило, это медлительные, спокойные малыши. Эмоциональные и подвижные дети часто не могут самостоятельно заснуть. Маленький ребенок не в состоянии сам регулировать состояния возбуждения и торможения, поэтому к вечеру разыгравшийся малыш уже не сможет сам остановиться. Любые попытки родителей это остановить будут сопровождаться капризами и даже истерикой.

    Даже груднички засыпают у мамы на руках, ближе к груди. Это объясняется тем, что малыш нуждается в мамином тепле. В маминых объятиях он чувствует, что находится в безопасности. В таких случаях бесполезно что-либо предпринимать, лучше подождите, пока ребенок не подрастет немного.

    С какого возраста можно научить ребенка засыпать самостоятельно? Примерно с годика нужно приучать малыша засыпать самостоятельно. Трудно точно определить именно с какого возраста начинать учить ребенка засыпать самостоятельно. Один ребенок с трех лет уже играет в шахматы, а другой только начинает разговаривать. В этом вопросе требуется дифференцированный подход. Сначала просто надо начинать с процесса подготовки ко сну.

    Ближе к вечеру ребенка нужно перевести на более спокойный режим и менее активные игры. Развлекать малыша надо с помощью знакомых ему игрушек и историй или сказок. В процессе общения время от времени нужно ребенка оставлять в комнате одного. Родители должны постоянно следить за состоянием ребенка, чтобы он ни нервничал, и не увлекался игрой. Все действия малыша должны происходить недалеко от его кроватки. Перед сном каждый раз ребенку можно предложить игру с условным названием «Спокойной ночи». Ребенок и один из родителей укладывают игрушки спать, отправляют все машинки в автопарк, все эти игры должны быть «сонного» направления. Конечно, футбол или войнушки строго отменяются.

    Нельзя сказать, что процесс пойдет быстро. Родителям нужно будет набраться огромного терпения. Кроме того, они должны быть настроены на успех, потому что их настрой будет передаваться и ребенку. Позитивный настрой только облегчит задачу родителей. Итак, все куклы и машинки «уложены» спать. Ему уже пожелали спокойного сна, спели колыбельную и поцеловали. Теперь можно и оставить ребенка засыпать. Родители должны помнить, что главное в этом процессе определенная система действий, которая не нарушается ни в коем случае. Все действия взрослых должны дать понять малышу, что день прошел, и наступило время отдыха.

    В первые дни «обучения» один из родителей может полежать рядом с ребенком. В это время лучше не смотреть в глаза ребенка. Такой эмоциональный контакт еще больше затруднить задачу родителей. Лучше положить ребенка лицом от себя. Сказки и истории, которые просит рассказать ребенок должны быть очень простыми и короткими. Фантазию лучше отключить, слишком увлекательный сюжет может раззадорить малыша. Постепенно нужно настраивать ребенка на то, что он уже большой и самостоятельный, поэтому должен засыпать самостоятельно. Теперь можно и оставить ребенка. Если он снова позовет, то нужно вернуться, расцеловать и успокоить его, а за тем снова оставить.

    Можно ребенку предложить спать «по-взрослому». Ему предлагается спать не в его детской кроватке, а на диванчике. Психологи заметили, что в некоторых случаях проблемы с засыпанием могут исчезнуть после замены места сна. Ребенка может укладывать папа, которого он не так часто видит. Удивительно, но с папами некоторые малыши меньше капризничают. Еще лучше, когда ребенок имеет режим дня, составленный с учетом самостоятельности ребенка. Отмечено, что ребенок, который засыпает в одно и то же время, вырабатывает в себе самодисциплину. Кстати, засыпающий самостоятельно ребенок погружается в сон в течение 5 или 10 минут.

    Помните, если ребенок сопротивляется действиям родителей и не желает спать без мамы, то не следует очень настаивать. Просто можно отложить свое намерение на время. Может быть, через 2-3 недели ребенок не будет так сильно сопротивляться. Итак, перед сном рекомендуются следующие игры: чтение любимых сказок, укладывать спать игрушки, рисовать или собирать пазлы, собирать кубики в коробочку и др. Буквально перед сном не рекомендуется заниматься следующими занятиями: играть в весьма подвижные игры, читать новые истории и играть новые игрушки.

    Если ребенок просит оставить включенным свет, можно включить ночную лампу с неярким освещением. Дверь детской можно оставить открытой. Родители должны быть недалеко, если ребенок вдруг заплачет. В таких ситуациях к нему надо прийти, успокоить и поцеловать, а затем снова оставить. Родители должны быть терпеливыми, потому что поначалу им придется возвращаться к ребенку много раз, однако со временем малыш привыкнет, и потом будет быстро самостоятельно засыпать. Главное – родители должны помнить, что все дети растут и умнеют. Обучая ребенка необходимо сохранять спокойствие и оптимизм, ведь очень скоро все действия принесут прекрасный  результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    От ваших усилий и желания зависит речевое развитие вашего ребенка

    Чаще общайтесь со своими детьми, играйте с ними, будьте к ним внимательнее.Очень важно находить время выслушать ребенка, ответить на его вопросы.Только в общении развивается и совершенствуется речь....

    Речевое развитие современного ребенка

    Консультация для родителей "Речевое развитие современного ребенка"...

    Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка

    Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка...

    Анкета "Речевое развитие вашего ребенка"

    Анкета для родителей. Позволяет собрать полезную информацию, которая необходима для проведения эффективной коррекционной работы....

    Индивидуальная программа по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии

    В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

    Речевое развитие современного ребенка дошкольника

    Речевое развитие современного ребенка дошкольного возраста...