"На зарядку с язычком"
методическая разработка на тему

Вихрова Ольга Николаевна

Веселый язычок: артикуляционные упражнения для малышей (младший и средний возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

по развитию речи детей

Подготовила:

Вихрова Ольга Николаевна,

учитель - логопед

Родители – главные помощники логопеда

(средняя группа)

     Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

 

     Бытует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

     В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

     Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и Вы, конечно, хотите помочь ему в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.

     Каждую неделю на «родительских пятиминутках» даются рекомендации и предлагаются игровые приемы для выполнения с ребенком логопедических заданий.

     Главное правило: окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая лова, четко произнося каждый звук, не торопиться, «не съедать» слога и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, до уха малыша многие лова «долетают» искаженно («не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

     Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребенку, Вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к Вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей.

     Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу, например, провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука.

     Логопед предлагает различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома.

     Например:

     Игра «Повтори для мишки, для кошки …»

     На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как мишке понравилось! Кошечка не расслышала, повтори-ка еще раз! (И т. д.) Давай проверим!»

     При выполнении домашнего задания предложите ребенку каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие воспитанника.

     Каждую неделю логопед рассматривает с детьми лексическую тему. Например, для закрепления знаний по теме «Мой город» в повседневной жизни родителям рекомендуется:

  • вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится го дом, назвать главную улицу города;
  • совершить прогулку и обратить внимание ребенка, чем знаменит город, рассказать, какие достопримечательности в нем есть;
  • рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением города, в котором Вы живете;
  • вырезать картинки с изображением родного города и приклеить их на альбомный лист.

     Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, в библиотеку, в магазин (магазин одежды, продуктов, мебели и т. д.), в зоопарк, в парк, в парикмахерскую и т. д., то есть в повседневной жизни.

Веселый язычок:

артикуляционные упражнения для малышей

(младший и средний возраст)

     Уважаемые родители! Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки, язык). Поэтому, начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику.

     Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут перед зеркалом и проводить ее в форме сказки.

     «Птенчик»

     Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

     «Лягушка»

     Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

     «Хоботок»

     Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

     «Лягушка» - «Хоботок»

     На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Хоботок».

     «Лопаточка»

     Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

     «Иголочка»

     Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

     «Непослушный язычок»

     Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». В это время улыбаться.

     «Вкусное варенье»

     Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой, а если получится – усилием мышц).

     «Часики»

     Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка перемещать на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

     «Качели»

     Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

     «Чистим зубки»

     Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

     «Лошадка»

     Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка так, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не втянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

     «Барабан»

     Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

     «Котенок»

     На блюдечко положить немного сгущенки (сметаны, варенья) и слизывать ее языком, как котенок. Можно лизать язычком мороженое.

     «Конфетка»

     При закрытом рте  упираться языком то в правую, то в левую щеку, оттопыривая их изнутри.

     Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком. Поддерживайте позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой. Даже самой незначительной, удаче. Положительный эффект возможен только в том случае. Если упражнения выполняются ежедневно, а главное - правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Веселая зарядка для язычка"

в презентации представлена артикуляционная гимнастика....

Веселая зарядка для язычка и губ.

Буклет в помощь родителям....

"Зарядка для язычка"

Артикуляционная гимнастика для язычка....

Газета для родителей "Зарядка для язычка"

Газета для родителей "Зарядка для язычка" легко распечатывается на листе альбомной ориентации А4 с двух сторон. Удобна для вкладывания в индивидуальную тетрадь ребенка по коррекции звукопроизнош...

Зарядка для язычка.

Подборка вариантов  сказок о весёлом язычке ....

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА поможет выработать правильные, полноценные движения языка, губ, нижней челюсти.В дальнейшем объединение этих простых движений в сложные артикуляционные уклады позволит ребен...