"Железная логика"
консультация на тему

Ломтева Наталья Викторовна

Консультация для родителей о развитии интеллекта и логического  мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zheleznaya_logika.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллекта, логического мышления ребенка начинает волновать родителей «с пеленок». Возможно, придется услышать, что кроха еще слишком мал, «не надо преждевременно нагружать ребенка». Малыша нагружает сама жизнь, и он в свой срок начинает постигать ее уроки. Как оказывается, и логика становится одним из «учебных предметов» тоже очень рано. Только каждому возрасту — своя форма познания, свое содержание урока. Откуда же она возникает, желанная «железная логика»? Попробуем проследить пути формирования этой способности у маленького человека.

Логика жизни: закономерности вокруг нас

Одной из традиционных логических задач является нахождение закономерности. Так вот, первые уроки логики такого рода преподает малышу окружающий его мир. Прежде всего, это логика простейших, и самых фундаментальных физических закономерностей: действие земного притяжения, законы инерции, свойства сопротивления, упругости, наконец, причина и следствие. Они проявляются в обычной, повседневной жизни постоянно. Однако взрослые могут значительно расширить и обогатить опыт ребенка. Дайте ему мячики из разных материалов — они будут по-разному отскакивать от пола или дорожки, по-разному вести себя при сдавливании, ударе по ним. Ребенок надолго будет увлечен исследованием их свойств и… изучением физических законов одновременно. Пусть он пока не может их сформулировать. Но он уже учится учитывать и использовать их практически, строя свои движения, свое поведение с учетом их.

Простейшая игра в кубики показывает ребенку закономерности равновесия. Разные по размеру и форме кубики дают возможность получить более разнообразный и полезный опыт.

Разбирая игрушки на части, малыш исследует их внутреннее устройство, в том числе — различные типы крепления деталей. По этой же причине даже совсем маленьким детям очень полезно играть в разные конструкторы.

Все дети — великие экспериментаторы. Что плавает, а что тонет? Что намокает, а что — нет? Что растворяется в воде? Что притягивает к себе таинственный предмет под названием «магнит»? Какие камешки оставляют след на асфальте?

Задача взрослых — предоставлять разнообразные, новые, интересные материалы для экспериментов маленького ребенка.

Сензитивный период закрепления и развития исследовательского поведения малыша — от начала ползания до 2,5 — 3 лет. Напомним: это тот период, когда его мышление носит наглядно-действенный характер, а ведущим типом игра является предметно-манипулятивная игра.

Во взрослом состоянии примером логики такого типа является мышление ученого-физика.

Сокровищница народной педагогики

Традиционные народные игрушки для малышей также способствуют развитию логического мышления. Существует операция сериации — построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию. Например, размера. А теперь вспомним детскую пирамидку. От большего колечка — к меньшему. Или матрешка. Или формочки-вкладыши. Все эти игрушки позволяют формировать именно сериацию!

А сказки для самых маленьких — «Репка», «Колобок», «Теремок»! Помните? Жучка — за внучку, внучка — за бабку… Запоминая и рассказывая эти сказки, ребенок получает первое представление об упорядоченном ряде. Ведь герои сказки появляются в строго определенном порядке и при появлении нового все его предшественники снова перечисляются. Ребенок станет чуть старше — и познакомится с рядом чисел, которые тоже стоят в строго определенном порядке. А почву для понимания этой закономерности подготовили именно старые добрые сказки. Так что не проходите мимо «Репки» в угоду ярким глянцевым современным историям. Не факт, что они дадут такой же развивающий эффект, как проверенные временем сказки для самых маленьких. И не спешите переходить к чему-то новенькому. Пусть ребенок научится четко воспроизводить знакомый сюжет. Просите ребенка рассказать вам хорошо знакомую сказку, используя настольный театр или куклы би-ба-бо. В продаже появились и книжки с наклейками. С опорой на них ребенок также может пересказать сюжет.

Ломтева Н.В. воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»

Занятие в подготовительной группе!...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)

Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

     Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...

Детям - безопасную железную дорогу (полезные ссылки на видеоматериалы и мультипликационные фильмы по безопасному поведению на железной дороге).

quot;Детям - безопасную железную дорогу"Ссылки на видео:1.      https://yadi.sk/d/kKisI53Mn3cIow./На%20пути%20железнодорожном%20будь%20предельно%20осторожен%202010г...