Главные вкладки

    Консультация для родителей "Азбука аппетита дошкольника"
    консультация на тему

    Цыкина Ольга Викторовна

    Материал для выступления на родительском собрании о значениии правильного питания дошкольников, об организации питания в ДОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_na_temu_o_pitanii.docx29.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Азбука аппетита дошкольника.

    Рациональное питание.

    Внешним показателем состояния здоровья ребенка является природное влечение к пище, выражающееся в аппетите. Аппетит – это пищевой инстинкт или безусловный рефлекс, имеющий место и у животных, и у человека.

    Но если у животных,  как существ сугубо биологических, влечение к пище мало обусловлено внешним фактором, то у человека, как существа не только биологического, но и, главным образом, социального, на проявление аппетита огромное влияние указывают внешние факторы. Это:

    • Сервировка стола;
    • Красивое оформление блюд;
    • Спокойная, доброжелательная обстановка, музыкальный фон;
    • Хорошее настроение.

    Известный физиолог И.П. Павлов придавал большое значение аппетиту во время еды, внося в это понятие сложный комплекс состояния психики, вызванный раздражением зрительных (сервировка),  обонятельных (запах) и особенно вкусовых восприятий. Он считал, что если соблюдены эти три правила (красиво, приятный запах, отличный вкус),  непременно выработается достаточное количество желудочного сока и пробудится аппетит. Поэтому говорят: Аппетит приходит во время еды».

    Очень важно для здоровья хорошее пережевывание пищи. Отсутствие всего двух  жевательных зубов мешает усвоению около половины съеденной пищи.

    Особенно хочется сказать о жевательной резинке.  Родители дают ее детям вместо лакомства, для развлечения, то есть вне всякой связи с приемом пищи. А это очень плохо. Жевание ведет к выделению желудочного сока, который нужен для переваривания пищи. Бессистемное употребление жевательной резинки может привести к повреждению слизистой оболочки кислым желудочным соком.

    Сладости и ребенок. Вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются в раннем возрасте. От того, насколько он привыкает к той  или иной пище, будет зависеть в дальнейшем характер его питания. Сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве  своем будут сладкоежками, так как ассортимент сладостей велик, разнообразен и очень привлекателен для детей. Таким образом, вместо положенных 60 грамм в день (сахара), многие дети получают его 2-3 раза больше. Сахар, с одной стороны, обладает высокими энергетическими свойствами, прекрасно усваивается сам и помогает усвоению других продуктов,  улучшает вкус. Но, с другой стороны, он несет «пустые» калории и не содержит, ни витаминов, ни микроэлементов. Они в процессе переработки сахарной свеклы уничтожаются.  Чем белее сахар, тем он менее полезен. Поэтому для детей избыток сахара – это лишние калории, которые повышают риск нарушения  жирового и углеводного обмена.

    Наша пища должна быть целебным средством. Существует много дикорастущих растений, которые еще пока не попали в разряд овощей, но которые вполне этого заслуживают.  Это подорожник, крапива, лебеда, одуванчик, лопух. На протяжении веков они несли добрую службу нашим предкам, спасая их от голода и болезней.

    В чем секрет долгожителей? Они ведут здоровый образ жизни, потребляют простую пищу, в их рационе много фруктов, ягод, зелени и кореньев,  а также дикорастущих растений. На Кавказе говорят: «Зелень на столе – здоровье на сто лет».

    Крапива. В ней много витаминов, из них больше всего витамина К; каротина больше, чем в моркови, хотя морковь считается «копилкой» каротина. Очень много в ней витамина С, витамина В2, железа, микроэлементов. А эти вещества играют большую роль в профилактике малокровия. Готовят из нее щи, салаты, заваривают чай.

    Одуванчик. У него съедобны листья и корни. Наиболее ценны для еды молодые листья растения. Они  содержат витамин С, каротин, витамины В1 В2, соли железа, кальций, фосфор. Листья одуванчика лучше всего употреблять в сыром виде в салатах. Во Франции салат из одуванчиков – любимая весенняя еда.

    Подорожник. Его листья содержат различные  органические кислоты, дубильные вещества, витамины С, К, группы В, много клетчатки, пектина. Употребляется для приготовления салатов.

    Лопух. Корни его можно употреблять в сыром виде, запеченными в духовке, жареными, варенными в супе вместо картофеля.

    «Наша пища должна быть целебным средством, а наши целебные средства должны быть пищей», - говорил Гиппократ.

    О соли. Избыток поваренной соли ведет к задержке жидкости в организме, в результате – увеличивается объем циркулирующей крови, возрастает нагрузка на сердце и почки. Медики советуют если вы не можете расстаться с солонкой на столе, тогда хотя бы не солите пищу во время ее приготовления, так как,  если солить во время тушения, жарки, продукты пропитаются соленым вкусом, и незаметно мы съедаем соли больше нормы. Поэтому лучше недосолить, чем пересолить.

    Чтобы кухня не «съела» витамины. Особенно неблагоприятными в этом отношении являются процессы жарения продуктов. При высокой температуре образуются меланоиды (вредные вещества), которые усваиваются в организме  человека. Поэтому рекомендуется употреблять больше продуктов, приготовленных на пару.

    Кто не знает железа – тот не знает здоровья. Без железа человек – не жилец. Природа учла это обстоятельство, поэтому у взрослых 20% имеющегося в организме железа откладывается про запас – в печени и костном мозге. У детей же такие запасы резко снижены. Поэтому недостаточное поступление железа с пищей, плохое его усвоение в желудочно-кишечном тракте (или избыточнее потери, например, при частом новом кровотечении, заражении глистами), могут быстро привести к развитию малокровия. Железо в организме не синтезируется, единственным источником его поступления служат пища и лекарственные препараты. Наибольшее количество железа находится в печени, мясе животных и птиц, рыбе, желтке яиц. Но мало это все съесть, еще необходимо, чтобы организм это все усвоил. Лучше всего усваивается железо из рыбы, куриного мяса и сои (20-22%), из говяжьей печени железо всасывается на 5-11% . Овощи и фрукты помогают усвоению железа. Поэтому питание должно быть разнообразным и сбалансированным.

    Организация питания в ДОУ.

    Питание в дошкольных учреждениях строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию: химический состав, калорийность, объем рациона и режим должны полностью соответствовать возрастным потребностям организма дошкольника.  Постоянный контроль над правильной организацией питания – обязанность заведующего ДОУ, медицинского персонала, воспитателей. Меню должно быть разнообразным. Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, так и за счет различных способов их кулинарной обработки, то есть из набора одних и тех же продуктов можно приготовить широкий ассортимент блюд. Большое значение имеет и правильное сочетание продуктов и блюд в меню. Очень полезны и привлекательны сложные гарниры: они повышают питательную ценность блюда.

    Хорошему  усвоению пищи способствуют фруктовые, овощные, сметанные, молочные соусы и подливы, которые подаются к мясным, рыбным, творожным, овощным блюдам.

    У детей есть любимые и нелюбимые блюда, причем зачастую нелюбимые являются наиболее питательными и полноценными (рыбные котлеты, запеканки, гороховое пюре). Настороженно дети относятся к новым, незнакомым блюдам.

    Задача взрослого -  прививать дошкольникам вкус к здоровой и полезной пищи.  Делать это надо  с умением: терпеливо и понятно объяснять детям пользу блюда, хвалить его во время еды, использовать другие приемы. Например если мы едим кашу, то вспоминаем сказки: «Маша и медведь» (Маша сварила медведю такую вкусную кашу, что медведь всю ее съел и попросил Машу еще детей такой вкусной кашей угостить; «Каша из топора» (А вы ели когда-нибудь кашу из топора? – Нет хотите ли попробовать!?); Можно изменить сказки, придумывать новые сюжетные линии, вовлекая туда детей и ту пищу, которую предстоит есть. Если на стол к нам пришла рыба, то она обязательно не простая, а волшебная; кто отведает кусочек – у того обязательно одно из желаний сбудется; Яйца курочка ряба передала и строго настрого наказала все съесть, а то очень уж обидится. Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание детей. Не следует слишком торопить детей за едой, однако плохо и то, когда ребенок ест слишком медленно, задерживает пищу за щекой, вяло пережевывает ее. Продолжительность завтрака – 10-15 минут, обед- 20-25 минут, ужина – 10-15 минут.

    При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, их непереносимости.  Имеется таблица средних показателей массы тела и роста здоровых детей по возрастам.

    Средние показатели массы тела и роста здоровых детей по возрастам.

    Возраст,

     лет

    Масса тела

    Рост

    мальчики

    девочки

    мальчики

    девочки

    1

    10-11,5

    9,1-10,8

    73-79

    72-77

    2

    12,4-13,7

    11,7-14,1

    85-92

    82-90

    3

    13,7-16,1

    13,-15,7

    92-99

    91-99

    4

    15,5-18,9

    14,4-17,9

    98-107

    95-106

    5

    17,4-22,1

    16,6-20,4

    105-116

    104-114

    6

    19,7-24,1

    19,0-23,4

    111-121

    111-120

    Если показатели ваших детей находятся в указанных границах, то можно говорить об их норме, а следовательно, об их рациональном питании.

    Энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма, и, соответственно, очень плохо, когда идет нехватка получения полезных веществ. В суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде.

    Итак, пища одновременно является и строительным материалом, и топливом. Главный строительный материал это белки, они основа всех клеток и тканей. Белки нужны человеку всегда. Особенно велика в них потребность в детском и юношеском возрасте. Больше всего белка в мышцах. Целиком состоят из него наши волосы и ногти. Жюри – хорошее горючие. Они откладываются в теле человека в виде запасов. Затем запасы по мере необходимости расходуются. Например,  во время болезни, когда человек почти ничего не ест. Жир играет роль теплоизолирующей прокладки тела, помогает меньше терять тепло в холодную погоду.

    Углеводы – самый горючий материал. Они дают нам наибольшую энергию. Больше всего углеводов расходуется на работу мышц. Очень в них нуждается сердце.

    Белки, жиры и углеводы нужны человеку ежедневно в сравнительно больших количествах. Белки требуются 80-100 г в сутки, жиров – почти столько же, углеводов – 400-700 грамм и более. Воды от 1,5 до 3 литров в день.

    Итак, человек питается образцовой         пищей: потребляет легко усвояемые белки, хорошо всасывающиеся жиры и углеводы, в норме потребляет воду и соль, - и все-таки болеет, если в его пище будет недоставать незаменимых веществ – витаминов.

    Витамины необходимы человеку в чрезвычайно малых количествах – миллиграммах, тысячных долях грамма в сутки. Но если нет в пище этих тысячных, процессы обмена веществ замедляются или текут неправильно, что приводит к  болезням.

    С обычной, привычной для нас пищей мы получаем все необходимые витамины в нужных количествах (если питание сбалансировано). Стоит измениться характеру пищи (питание консервированными продуктами, сухарями, сушеным мясом), недостаток витаминов напомнит о себе (цинга).

    Долгое время о существовании витаминов не знали. Ученые не могли понять природу болезней, связанных с неправильным питанием. Открыл причину цинги и ряда других болезней русский ученый Николай Иванович Лунин. В конце прошлого века он поставил опыты, которые помогли разрешить вековую загадку. Н.И.Лунин сделал вывод, что в естественной пище должны присутствовать вещества, необходимые для жизни. Лунин открыл витамины, определил их название, но названия им не дал. Свое название они получили в 1912 году (30 лет спустя) от польского ученого Казимира Функа. В переводе слово «витамины» означает «нужные для жизни», по-латински – «жизнь»

    Клинические признаки недостаточности витаминов в организме.

    Недостаточность

    витамина

    Клинические признаки.

    С

    Кровоточивость десен, бледность и сухость кожи, слабость.

    В1

    Быстрая физическая и психическая утомляемость, потеря аппетита, запор, боли в ногах, одышка.

    В2

    Сухость и синюшность губ, трещины в углах рта, сухой  ярко-красный язык, конъюнктивит и блефарит (воспаление век).

    РР

    Неврастенический синдром-раздражительность, бессонница, подавленность. Заторможенность; мышечные боли; сухость и бледность губ; обложенный, отечный, с трещинами язык, шелушение кожи, пигментация.

    В6

    У детей раннего возраста задержка роста, желудочно-кишечные  расстройства, повышенная  возбудимость, судороги, малокровие. У взрослых – потеря аппетита, тошнота, беспокойство, дерматит, конъюнктивит.

    D

    У детей – повышенная раздражительность, двигательное беспокойство, общая слабость,  потливость, запоздалое развитие зубов. У взрослых- вялость, утомляемость, тянущие боли в мышцах, крошащиеся зубы

    A

    Бледность и сухость кожи ,шелушение, образование угрей, наклонность к гнойничковым поражениям кожи, сухость и тусклость волос, ломкость ногтей, конъюнктивит, блефарит, вечерняя(куриная)слепота, снижение устойчивости к инфекциям            


    Содержание  витаминов в продуктах питания

    Витамины

    Продукты питания

    1

    2

    А

    В продуктах животного происхождения, в свежих молочных продуктах (молоко, сливки),рыбьем жире, яичном желтке, мясе, печени, в листьях салата, щавеля, в капусте ,зеленом луке, плодах и овощах, преимущественно окрашенных в желтый  цвет (томаты, морковь, тыква, абрикосы, дыня, рябина),в укропе ,шпинате

    B1

    Цельные зерна, семечки подсолнуха, арахис, бобы, сухие дрожжи, картофель, свинина, почки, печень

    B2

    Зеленые литьевые овощи, домашняя птица, молоко, дрожжи, сыр, печень, почки ,мясо

    B3

    PP

    Цельные зерна, пивные дрожжи, пшеничные отруби, арахис, домашняя птица, рыба ,бобы, печень, постное мясо(говядина)

    B6

    Сухие дрожжи, цельные зерна, курица, свинина, рыба, печень, почки яйца, овощи, соя, бананы, орехи, коричневый рис, картофель, дыня, капуста

    B12

    Печень, почки, сердце, говядина, свинина, моллюски, яйца, молоко, сыр

    B15

    Коричневый рис, рисовые отруби, тыква, пивные дрожжи, печень

    C

    Цитрусовые, черная смородина, капуста, красный перец, печень почки, картофель

    D

    Масло печени рыб, рыба, яичные желтки, молочные продукты, печень

    E

    Масло из ростков пшеницы, цельные зерна, орехи, зеленые литьевые овощи, растительные масла ,мясо, яйца

    K

    Капуста, шпинат, растительные масла, орехи, семена, йогурт ,кефир

    P

    Цитрусовые (кожура),овощи, орехи, семена


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

    Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

    Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

    Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

    Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

    Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

    Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

    Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

    Консультация для педагогов дошкольников и их родителей: "Советы и рекомендации по подготовке и сдаче дошкольниками норм ГТО"

    В этой статье я хочу поделиться опытом и мыслями по подготовке детей дошкольного возраста к сдаче норм "Готов к Труду и Обороне"...