ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Захаркина Любовь Викторовна

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –

развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Слайд 2

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Слайд 3

Что такое - ТРИЗ ? ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач» , ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер

Слайд 4

Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.

Слайд 5

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!

Слайд 6

Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 7

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной .

Слайд 8

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Слайд 9

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Слайд 10

1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?

Слайд 11

2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

Слайд 12

4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Слайд 13

5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Слайд 14

6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

Слайд 15

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.

Слайд 16

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Слайд 17

Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 18

1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Слайд 19

1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Слайд 20

3. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 21

6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Слайд 22

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый).

Слайд 23

«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Слайд 24

«Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Слайд 25

«Складушки – вычиталки ». Белка + осень = запасы Дерево - лист = осеннее дерево Небо + вода = осенний дождь Огород + тепло = урожай Холод + лист = листопад Человек + холод = теплая одежда Шишка + сосна = лес Воздух + холод = ветер

Слайд 26

« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.

Слайд 27

«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.

Слайд 28

- активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Слайд 29

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...

Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников"

В презентации раскрыла особенности использования ТРИЗ технологии в  воспитании детей и развитии их творческой активности. Рассказала о методах и приемах данной технологии и привела примеры игр, к...

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров ФГОС ДО является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов выразить творчес...

Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников "

   Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников " способствует развитию воображения, логического мышления,  творческого мышления, внимания, разв...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».

laquo;В  «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС  ДО  поз...

«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...