"Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи".
консультация на тему

"Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи".

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи, коммуникативная, осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Понимание детьми связной речи взрослых, осознание ими слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты - предложения, слова.

 Чтобы помочь ребенку в развитии этой способности и тем самым облегчить ему усвоение связной речи, необходимо при подготовке дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения.

В ДОУ развитие диалогической речи осуществляется с помощью методов: разговоры с детьми; беседы; различные виды игр (театрализованные, дидактические, подвижные) ; специально организованные ситуации; словесное поручение.

Обучение монологу в ДОУ осуществляется через следующие методы и приёмы: совместное рассказывание (ребенок и взрослый) ; образец рассказа; анализ образца рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов; мотивационная установка.

В зависимости от возрастных особенностей детей, от психического процесса, которое лежит в основе детских рассказов, в дошкольном учреждении планируют различные виды рассказов.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Для того чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие связной речи необходимо использовать мнемотехнику (мнемосхемы, мнемотаблицы). Также мнемотехника очень эффективна при разучивании стихотворений. Мнемотаблицы помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Опорную табличку может сделать любой родитель совместно с ребенком.

Преимущества:

Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую таблицу надо сделать взрослому.

Последовательность работы с мнемотаблицей:

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста ребенка: для малышей достаточно 4 или 9 ячеек. Чем старше ребенок и чем больше у него опыта, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.

А также мнемотаблицы можно использовать в играх:

- восстанавливать последовательность картинок по памяти;

- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

- определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

- найти лишнюю картинку;

- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

- игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Дети сами быстро научаются создавать таблицы для запоминания. Мнемотаблицы можно использовать с детьми младшего возраста. Мнемотаблицы помогут активизировать непроизвольную память и развивать визуальное мышление. Научив детей использовать, а потом и самостоятельно их создавать, вы решите много проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи" Мануйлова Л.М.

Замечательный материал автора Мануйловой Ларисы Михайловны, который поможет педагогам и родителям  в развитии речи дошкольников....

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей и родителей: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи»

Консультация учителя-логопеда для воптитателей и родителей: "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи"...