Семейный клуб "Музыкальный очаг"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Попова Дарья Петровна

Цель создания семейного клуба «Музыкальный очаг»: 

 

Обеспечить формирование музыкально-эстетической сферы детей дошкольного возраста, как следствие формирование музыкальной культуры в целом; успешное вхождение ребенка в мир  социальных  отношений, его самореализацию, улучшение эмоционального комфорта в семье и повышение социального благополучия  семьи.

 

 

 

Задачи семейного клуба «Музыкальный очаг»:

 

·        Разработать систему мероприятий для организации деятельности клуба с привлечением родителей.

 

·        Реализовать разработанную систему в образовательной практике ДОУ.

- установить тесные доверительные взаимоотношения между специалистами и семьями, с целью создания условий для успешной дальнейшей социализации и самореализации ребёнка;

- вовлечь родителей в  семейный клуб «Музыкальный очаг» на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий и социальный потенциал, их  педагогическую компетенцию;

- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом, обеспечить родителей специальной литературой  и дидактическими материалами  для  организации с детьми «Музыкальных очагов» в домашних условиях.

 

·        Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта в образовательное пространство района, города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx79.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №1»

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЧАГ»

Координатор клуба:Попова Дарья Петровна -  музыкальный руководитель

Проектная группа:  Попова Дарья Петровна – музыкальный руководитель

                                     Матонина Виктория Вадимовна – психолог

                                     Николаева Софья Сергеевна – инструктор по физ. воспитанию

Рецензент:Лазун Надежда Викторовна – заместитель заведующего по ВМР

Картинки по запросу картинки музыка

г. Хабаровск, 2015 год

Цель создания семейного клуба «Музыкальный очаг»:  

Обеспечить формирование музыкально-эстетической сферы детей дошкольного возраста, как следствие формирование музыкальной культуры в целом; успешное вхождение ребенка в мир  социальных  отношений, его самореализацию, улучшение эмоционального комфорта в семье и повышение социального благополучия  семьи.

Задачи семейного клуба «Музыкальный очаг»:

  • Разработать систему мероприятий для организации деятельности клуба с привлечением родителей.

  • Реализовать разработанную систему в образовательной практике ДОУ.

- установить тесные доверительные взаимоотношения между специалистами и семьями, с целью создания условий для успешной дальнейшей социализации и самореализации ребёнка;

- вовлечь родителей в  семейный клуб «Музыкальный очаг» на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий и социальный потенциал, их  педагогическую компетенцию;

- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом, обеспечить родителей специальной литературой  и дидактическими материалами  для  организации с детьми «Музыкальных очагов» в домашних условиях.

  • Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта в образовательное пространство района, города.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

1-й этап:  Стартовый

Период проведения диагностики и составления перспективных планов для  интенсивного образовательного  процесса, решения материально - технических и финансовых вопросов, а также аналитической и творческой деятельности специалистов ДОУ.

1. Изучение семей  воспитанников, условий их семейного воспитания.

2. Создание материально-технических условий для квалифицированной работы специалистов по организации деятельности по проекту (приобретение музыкальных инструментов,  реквизита для шумового оркестра; изготовление дидактических игр, пособий; создание фонотеки).

3. Разработка плана работы семейного клуба «Музыкальный очаг».

2-й этап:  Основной

Период, когда будут проходить ключевые  мероприятия проекта, время систематического посещения детьми ДОУ, когда возможно наиболее эффективное взаимодействие с семьёй ребёнка.  

1. Взаимодействие специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель) по организации деятельности по проекту «Музыкальный очаг».  

1.1. Определение места совместных детски–родительских мероприятий  запланированного проекта, в системе образовательной практики ДОУ;

1.2. Работа семейного клуба «Музыкальный очаг» через разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями:

- индивидуальные и групповые консультации,

- психологические тренинги;

- знакомство с различными видами шумового оркестра;

-совместное посещение филармонии, концертов, экскурсия за кулисы,

- совместные праздники и развлечения;

- использование шумовых оркестров в организации занятий;

-выступления детей и родителей;

- спектакли с участием всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

2. Расширение  связей с музыкантами города, музыкальной школой №1 г.Хабаровска

3.  Проведение итогового мероприятия – концерта с участием детей, родителей, педагогов.

 В ходе работы  над проектом будет осуществляться видео и фотосъемка, проводиться анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем.  Достижения детей, как участников проекта «Музыкальный очаг» будут оформляться  в портфолио. На основе этих данных,  можно сделать анализ работы специалистов и скорректировать процесс творческого развития каждого отдельного ребенка.

3 этап:  Итоговый

1.   Обобщение и анализ результатов реализации проекта;

2.   Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

Организационные ресурсы: планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов; проектирование: разработка проекта по нравственно – эстетическому воспитанию детей через участие в проекте «Музыкальный очаг»; контроль: промежуточный анализ и корректировка планов.

Кадровые ресурсы: привлечение специалистов ДОУ, имеющих опыт и желание работать  с детьми и их семьями по направлению проекта.

Мотивационные ресурсы: разработка мероприятий, повышающих заинтересованность родителей в участии в проекте.

Информационные ресурсы: устная и письменная информация о деятельности других ДОУ по направлениям проекта; о сотрудничестве с родителями;  электронный банк данных по направлению проекта; информация из сети Интернет.

Научно – методические ресурсы: определение концептуальных идей проекта; использование научно-теоретических основ психологии, дошкольной педагогики, теории организации и управления, физиологии.

Материально – технические ресурсы: создание материальной базы для организации деятельности по проекту, подготовка помещений для организации работы по проекту.

Финансовые ресурсы: Администрация ДОУ, родители.

Нормативно – правовые и документационные ресурсы: нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера; документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта: методики отслеживания результатов и др.

Календарный график реализации проекта

Мероприятия

Срок, периодичность

Ответственные, исполнители

Стартовый этап

1

Провести анкетирование родителей для изучения контингента семей, обработать

1-2 недели проекта

Сентябрь, октябрь

Воспитатели, музыкальный руководитель

2

Разработать комплексный план работы семейного клуба

3-4 недели проекта

Проектная группа

3

Составить план взаимодействия с родителями.

5-7 недели проекта

Проектная группа, психолог

4

Приобрести необходимое оборудование и реквизит.

5-8 недели проекта

Воспитатели, родители, администрация ДОУ

Основной этап -  работа клуба «Музыкальный очаг»

5

Консультации для родителей

1-2 раза в месяц

Участники проекта

6

Игровые тренинги

1 раз в месяц

Проектная группа

7

Совместные праздники и развлечения

1 раз в месяц

Проектная группа

8

Организация концертов ДМШ №1, филармонии города, края на базе ДОУ

1 раз в месяц

Музыкальный руководитель

9

Постановка драматизаций: подбор материала, костюмов, реквизитов

Ноябрь - май

Музыкальный руководитель

10

Посещение филармонии города

Воспитатели, родители

11

Постановка драматизаций,

Показ

Участники проекта

12

Круглый стол  «Музыка – это жизнь»

Участники проекта

Итоговый этап

13

Выставка «Музыкальный очаг» руками родителей и детей» (шумовые инструменты, атрибуты, реквизиты, фото, видео материалы)

Июнь, июль

Родители, дети, музыкальный руководитель, воспитатели

14

Анкетирование родителей по результатам реализации проекта

Воспитатели, музыкальный руководитель

15

Заседание проектной группы

Проектная группа

Продукт проекта.

  • Конкурс «Моя музыкальная семья!»;
  • Выставка «Оркестр руками родителей и детей» (театральные костюмы, атрибуты, реквизиты, фото и видео материалы);
  • Конкурс «Все дети – таланты».

Результаты.

В результате выполнения проекта получили следующие результаты:

  1. Организована работа  семейного музыкального клуба.
  2. Дети - увлечённые участники музыкального проекта, совместных праздников и развлечений, будут успешно адаптироваться  и творчески  реализовывать свой потенциал  в окружающем детском - взрослом сообществе.
  3. Родители через участие в совместной детско-родительской деятельности стали активными членами воспитательного процесса, осуществляемого педагогами  ДОУ, повысилась  их педагогическая компетентность, а также компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом
  4. Семьи,   получили  практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлены:  право  бесплатно пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда музыкального руководителя и других узких специалистов дидактические материалы для организации совместной деятельности с детьми.  

План оценки эффективности проводимой по проекту деятельности.

     Оценка эффективности проводимой по проекту работы будет идти через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта, то есть специалистов ДОУ.

Количественные показатели оценки эффективности проекта

Качественные показатели оценки эффективности проекта

  • Общее количество проведенных специалистами индивидуальных и групповых консультаций для родителей;
  • Количество проведённых совместных детски – родительских мероприятий;
  • Число родителей, посещающих клуб «Музыкальный очаг».
  • Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых ДОУ.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников проекта.
  • Улучшение результатов мониторинга детей по  развитию речи, средств выразительности и коммуникативных навыков.
  • Стремление к сотрудничеству, как педагогов детского сада, так  и родителей.
  • Позитивные отзывы о работе ДОУ в данном направлении.
  • Видео, фотоматериалы по занятиям специалистов.
  • Отзывы и пожелания родителей о работе проекта.

АНКЕТА №1

Вопрос 1.  Любите ли вы посещать музыкальные мероприятия?

  • Да
  • Нет
  • Другое: _________________________________________

Вопрос 2. Как часто вы посещаете музыкальные мероприятия?

  • Раз в неделю
  • Раз в месяц
  • Раз в год
  •  Другое: _________________________________________

Вопрос 3. Ходите ли вы намузыкальные мероприятия с детьми?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  • Другое: __________________________________________

Вопрос 4. Нравится ли вашим детям посещать музыкальные мероприятия?

  • Да
  • Нет
  • Другое: ___________________________________________

Вопрос 5. Обсуждаете ли вы с ребенком музыкальные мероприятия?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

Спасибо за внимание!

АНКЕТА (входная) №2

1.  Нравится ли Вашему ребенку музыкальные мероприятия в детском саду (1 раз в месяц)?

  • Да
  • Нет
  • Другое: _______________________________

2. Любит  исполнять роль, читать стихотворение  на праздниках, утренниках дома и в детском саду?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  • Другое: ________________________________

3. Сколько музыкальных инструментов есть у Вас дома?

  • 1
  • 2
  • 3
  • Другое:_________________________________

4. Принимаете участие в музицировании ребенка?

  • Да
  • Нет
  • Другое:_________________________________

5. Выбор Вашей роли в музицировании ребенок…

  • Устанавливает сам
  • Предоставляет Вам
  • С помощью считалки
  • Другое:__________________________________

6. Роль музыкальной деятельности в становлении личности ребенка…

  • Очень важная
  • Большая
  • Несущественная
  • Другое:__________________________________

7. На базе детского сада начинает свою работу клуб для родителей и детей «Музыкальный очаг», где вместе с ребенком Вы сможете играть, узнаете много интересного, откроете ранее неизвестное друг о друге, тем самым поможете себе и ребенку в становлении его как личности

  • Не вижу надобности
  • Хорошая идея
  • Я хочу стать членом клуба
  • Другое:___________________________________

8.Солько раз в неделю Вы хотите посещать клуб, и по каким дням?

  • 1 раз в неделю
  • 2 раза в неделю

В какие дни:     пн.,     вт.,     ср.,     чт.,     пт.

Благодарим  за внимание!

АНКЕТА (выходная) №2

1.  Нравится ли Вашему ребенку музыкальныепредставления  в детском саду (1 раз в месяц)?

  • Да
  • Нет
  • Другое: _______________________________

2. Любит  исполнять роль, читать стихотворение  на праздниках, утренниках дома и в детском саду?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  • Другое: ________________________________

3.Сколько музыкальных инструментов есть у Вас дома?

  • 1
  • 2
  • 3
  • Другое:_________________________________

4. Принимаете участие в музицировании ребенка?

  • Да
  • Нет
  • Другое:_________________________________

5. Выбор Вашей роли в музицировании ребенок…

  • Устанавливает сам
  • Предоставляет Вам
  • С помощью считалки
  • Другое:__________________________________

6. Роль музыкальной деятельности в становлении личности ребенка…

  • Очень важная
  • Большая
  • Несущественная
  • Другое:__________________________________

7. На базе детского сада ведет работу клуб для родителей и детей «Музыкальный очаг»,

  • Я стал(а) лучше понимать своего ребенка
  • Я хочу остаться членом клуба
  • Другое:___________________________________

8.Солько раз в неделю Вы хотите посещать клуб, и по каким дням?

  • 1 раз в неделю
  • 2 раза в неделю

В какие дни:     пн.,     вт.,     ср.,     чт.,     пт.

Благодарим  за внимание!

«Я И МОЙ РЕБЁНОК»

 (тест для родителей)

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Можете ли Вы

Могу

и

всегда

так

посту-

паю

Могу,

 но не

всегда

так

посту-

паю

Не

могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая  Фея (добрый волшебник)?

А

Б

В

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12. Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

В

Б

А

13. Устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это – каприз, мимолётная прихоть?

А

Б

В

Ответ А – 3 очка.  Ответ Б – 2 очка. Ответ В – 1 очко.                                                          

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Если Вы набрали от 30 до 39 очков:

значит, ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Если Вы набрали от 16 до 30 очков:

значит, забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, а в других случаях – излишни мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Если вы набрали менее 16 очков:

значит у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов.

Формирование социально-коммуникативных навыков

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

1. Мониторинг формирования диалоговых коммуникативных навыков

ФИО

диалоговые, коммуникативные навыки

итоги

вербальные

невербальные

умение начать, под-держать,   завершить   диалог,   беседу

умение   выслушать   другого

сформулировать и задать вопрос

участвовать в коллективном обсуждении темы

умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику

умение    использовать    при    разговоре   

регулировать громкость и тембр голоса

жесты

мимику

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

2. Мониторинг формирование социальных коммуникативных навыков

ФИО

социальные, коммуникативные навыки

итоги

умение выражать свои чувства и эмоции

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми)

умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

Мероприятия на базе семейного  клуба

«Музыкальный очаг»

  1. «Роль семейного музицирования в формировании личности современного мира»

             Родительское собрание (Проектная группа, администрация ДОУ)

  1. «Знакомство с различными видами оркестра», Консультация, просмотр выставки (Музыкальный руководитель)
  2. «Совместные праздники и развлечения (выразительность речи)», Практикум (Учитель – логопед)
  3. «Жизнь за кулисами»  (изготовление атрибутов, декораций и т.п.), Семинар – практикум (Руководитель ИЗО студии)
  4. «Пластика движений» (мимика, пантомимика, жесты), Занятие (Инструктор по физической культуре,  музыкальный руководитель)
  5. «Музыкально-театрализованные игры», Практикум (Музыкальный руководитель)

           «Музыка - зеркало мира», Коллоквиум (Проектная группа)

  1. «Музыкальное шоу», Работа над постановкой к утреннику (Музыкальный руководитель)
  2. «Игровые тренинги»,  Практикум (на основе результатов анкеты «Я и мой ребенок» (Педагог – психолог)
  3. «Музыка – это жизнь», Круглый стол  (Проектная группа)
  4. «Синтез искусств», Семинар-практикум (Проектная группа )
  5. «Династия музыкантов» (разработать театральный номер на конкурс», Творческая самостоятельная работа (Проектная группа )
  6. «Музыкальное шоу» Работа над семейной постановкой (Проектная группа)
  7. «Моя музыкальная семья!», Конкурс (Проектная группа )
  8. «Оркестр руками родителей и детей» (шумовые инструменты, атрибуты, реквизиты, фото, видео материалы), Выставка (Проектная группа)
  9. «Все дети – таланты», Конкурс (Проектная группа)

Взаимодействие проектной группы

  1. Анонс мероприятий всех театров города (воспитатели)
  2. Индивидуальные консультации по проблемным вопросам проводятся согласно графику работы специалистов с родителями (узкие специалисты)
  3. Информационный блок для родителей (проектная группа, администрация)

Попова Дарья Петровна